Лекция 7. Становление и развитие физической культуры как учебного предмета в общеобразовательной школе

План лекции:

1. Первые советские программы по физической культуре в общеобразовательной школе (1918–1930 гг.). Комплекс ГТО – программная и нормативная основа физического воспитания в школе.

2. Школьная физическая культура предвоенного, военного и послевоенного времени (1940–е гг.).

3. Школьная физическая культура в период 1950–1980 гг. Спортивная направленность в физическом воспитании. Изменение приоритетной направленности физического воспитания в школе в сторону решения оздоровительных задач после 70–х гг.

4. Школьная физическая культура в Российской Федерации. Процесс дифференциации содержания школьных программ в РФ.

Контрольные вопросы:

1. Дайте характеристику основным тенденциям, направлениям и этапам развития физической культуры в общеобразовательной школе СССР и РФ.

2. Какие три базовых направления в развитии физической культуры и спорта в СССР в послевоенное время?

3. Раскройте исторические аспекты становления и развития основных компонентов советской системы физического воспитания.

4. Как была организована физическая подготовка в военный период в школах и других учебных заведениях?

5. Какие задачи стояли перед физкультурным движением в годы гражданской войны?

6. Какие изменения были внесены в организацию физического воспитания в школах?

Задания для самостоятельной работы:

I. Заполните таблицу 16.

Таблица 16

Школьные программы

Школьные программы Особенности, изменения
Первые советские программы по физической культуре в общеобразова-тельной школе (1917-1930)                       Т.О.    
Школьные программы по физической культуре в предвоенные, военные и послевоенные (1940-е) годы     1942-43   99 часов     140 часов   послевоенные годы      
Школьные программы по физической культуре 1950-1980-е годы                 1985–86        
Программы школьной физической культуры Российской Федерации в 1990-е годы   Начало 1990-х гг.          

Лекция 8. Физическая культура и спорт в Российской Федерации

План лекции:

1. Структура и функции государственных и общественных органов управления физической культурой и спортом в Российской Федерации.

2. Развитие массовой и оздоровительной физической культуры населения Российской Федерации.

3. Разработка физкультурно-оздоровительных образовательных проектов по массовой физической культуре населения России.

4. Международное спортивное движение.

5. Международное спортивное движение по отдельным видам спорта.

6. Участие российских и советских спортсменов в чемпионатах мира и Европы.

Контрольные вопросы:

1. Как шло формирование органов государственного самоуправления в Российской Федерации?

2. Каков характер произошедших изменений в структуре и функциях государственных органов управления физической культурой и спортом РФ?

3. Дайте краткую характеристику основным положениям Закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 29 апреля 1999 года.

4. Проблемы развития физической культуры и спорта в России на современном этапе.

5. Участие России в международном спортивном движении на современном этапе.

6. Классификация международных спортивных объединений.

7. Причины становление и развития международных спортивных объединений.

8. Как шло развитие международного рабочего спортивного движения в первой половине XX века?

9. Дайте характеристику Международному спортивному движению по отдельным видам спорта и участию в нём российских и советских спортсменов.

Задания для самостоятельной работы:

I.Заполнить таблицу 17.

Таблица 17

Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации»

Главы   Содержание глав  
1 глава  
2 глава  
3 глава  
4 глава  
5 глава  
6 глава  
    7 глава  

II.Заполнить таблицу 18.

Таблица 18

Наши рекомендации