Диагностика самооценки школьника
У детей младшего школьного возраста определить уровень самооценки возможно с помощью разнообразных игр. Например, игра «Имя» дает возможность получить информацию о самооценке школьника.
Малышу предлагают для себя придумать новое имя, которое он желал бы иметь или предлагают оставить свое. Если малыш выбирает новое имя, то необходимо узнать, почему он хотел бы поменять свое имя. Зачастую отказ малыша от личного имени говорит о том, что ребенок хочет стать лучше и у него занижено самооценивание.
Повседневная педагогическая практика для формирования адекватного самооценивания младших школьников применяет игровые формы и приемы, например «говорящие рисунки» или «лесенка успеха».
Форма «говорящие рисунки» заключается в следующем. Если малыш доволен собой, например, на уроке у него все получалось, он рисует улыбающееся лицо. Если возникали сложности, не все получалось, рисует спокойное лицо. Если на уроке возникали сложности, многое не получалось, ребенок рисует грустное лицо.
«Лесенка успеха» включает четыре ступеньки:
Первая ступенька – ученик ничего не запомнил, не понял новое знание, у него возникло много вопросов; с самостоятельной работой не справился;
Вторая и третья ступеньки – у ученика по новой теме есть вопросы, были допущены ошибки в самостоятельной работе;
Четвертая ступенька – ученик достаточно хорошо усвоил новое знание, способен его рассказать, в самостоятельной работе не было допущено ошибок.
Ребенок с адекватным самооцениванием сможет совершенствовать и корректировать свою учебно-познавательную деятельность в школе, что в дальнейшем позволит самореализоваться во взрослой жизни.
Источники:
http://cito-web.yspu.org/link1/metod/met104/node7.html - психическое формирование и развитие личности
http://www.psyworld.ru/for-students/cards/general-psiholodgy/963-2010-11-08-14-38-04.html - проблемы развития личности
http://psihomed.com/samootsenka-shkolnika/- Самооценка школьника.
Комитет по образованию
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Среднего профессионального образования
Педагогического колледжа № 4 Санкт-Петербурга
Проверка с оценкой __________
Рецензия к статье из журнала «Начальная школа».
Студентки 221 группы
Цветковой Регины Сергеевны Специальность 440202
Преподавание в начальных классах
Проверил преподаватель:
Крестникова Н.И
Санкт-Петербург 2016
Проблематика развития творчества в младшем школьном возрасте.
Автор статьи осветил в своей работе крайне актуальную тему: в современном образовательном процессе младших школьников излишне нагружают интеллектуальной работой, при этом не уделяя должного внимания творческому развитию личности. И это при том, что в обществе сейчас востребованы креативные специалисты с умением мыслить нестандартно. Современный этап развития педагогики и школы требует новаторских подходов к решению задач воспитания личности ребенка. Наряду с принципом демократизации всей системы образования, принципом соревновательности разных моделей школ, методов и программ воспитания, должен быть представлен и метод креативности – ориентации на формирование творческой личности.
Задача учителя – воспитать всесторонне гармонично развитого человека, способного активно, творчески решать стоящие перед ним задачи, готового и способного творчески, с полной отдачей сил работать. В решении этой задачи немалая роль принадлежит начальным классам, где закладываются основы творческой деятельности.
Давно было замечено, что красота, лежащая в основе познания мира, пробуждает умственные и психические силы человека. Надо только увидеть, почувствовать эту красоту, порадоваться ей от всей души. А может быть, прежде чем требовать от ребёнка прилежания к разнообразным дисциплинам, надо потрудиться самим и научить его видеть красоту? Таким вопросом однажды задалась я. Так и родилась идея развития ребёнка средствами искусства. Главная цель работы учителя– это ежечасно, ежедневно, из года в год отдавать ребёнку свой жизненный и душевный опыт, формируя из него человека-личность, развитого всесторонне и гармонично.
Физиологи и психологи сегодня утверждают и доказывают, что нам всем необходимы самые разнообразные ощущения, эмоции. Человек так создан, что он должен постоянно познавать новое, думать, фантазировать, развиваться, идти вперёд. Этого можно добиться только в творческом самовыражении. Тем самым воспитание искусством раскроет способности и возможности человека в обществе. Следовательно, необходимо развитие творческих способностей – создание условий для формирования личности в целом.
В данной теоретической статье автор очень структурированно представил материал, максимально полно постарался отразить все особенности творческого процесса как в целом, так и по отношению к младшим школьникам. Помимо этого, он говорит о том, какие именно творческие способности необходимо развивать в первую очередь, и дает подробное описание того, как можно включить в образовательный процесс больше творческих заданий, направленных на развитие детей. Что немаловажно – автор указывает, что увеличение количества творческих заданий призвано не только развивать ребенка как личность (хотя эта цель, безусловно, на первом месте), но и разгрузить весь образовательный процесс относительно ребенка, ведь этому маленькому человеку так тяжело постоянно заниматься интеллектуальным трудом, в то время как возрастным особенностям отвечают именно творческие, активные занятия.
На мой взгляд, статья написана очень компетентно, обзор теоретических основ выполнен очень целостно и полно, даны грамотные замечания по организации учебного процесса в школах, и автор может продолжить освещать эту тему в дальнейшем, чтобы, возможно, предложить свои варианты того, какие именно творческие занятия можно интегрировать на уроки и каким образом это осуществить
Источники: Журнал "Начальная школа" №5/2015