Вопрос 4. Влияние игровой деятельности на развитие произвольного управления поведением детей.
На развитие произвольного поведения оказывают влияние все виды детской деятельности, но ведущее место, по исследованиям ученых, принадлежит игре. Так как я занимаюсь физическим развитием детей – чаще использую подвижные игры. Подвижные игры ценны в педагогическом отношении, оказывают большое влияние на воспитание ума, характера, воли, развивают нравственные чувства, физически укрепляют ребёнка. В игре происходит и развитие волевых качеств, таких как:
- умение ограничивать свои желания,
- преодолевать препятствия,
- подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения,
- в своих поступках следовать положительному примеру.
Так же подвижные игры являются одним из средств формирования взаимоотношений взрослых с ребёнком и детей между собой. По содержанию подвижные игры лаконичны, выразительны и доступны ребёнку. В них много юмора, шуток, соревновательного задора, движения точны и образны, часто сопровождаются неожиданными весёлыми моментами, любимыми детьми считалками, потешками, жеребьёвками, которые также создают эмоциональное настроение и увлекают самим процессом игры. Многие считалки и зачины дают возможность быстро организовать детей на игру. Из опыта работы знаю, что подвижные игры очень нравятся детям и они с большим удовольствием играют.
Каждая, даже самая простая подвижная игра обязательно имеет правила, которые организуют и регулируют действия. Эти правила определенным образом ограничивают спонтанность, импульсивную активность, ситуативность поведения. Правило игры, которое вводит взрослый, как раз и становится той точкой опоры, с которой можно сопоставить свои действия, осознать и оценить их. Согласно правилам играющие действуют произвольно. В то же время эта произвольность достигается не по принуждению, а по их доброй воле, поскольку при игре необходимость выполнения правил очевидна. Дети быстро убеждаются в том, что нарушение правил идет им во вред, поэтому постепенно привыкают следить за своим поведением, управлять своими движениями. Правила в этих играх создают для ребёнка известные нормы действия, определяют, что надо делать и что делать нельзя. Дети должны научиться пользоваться правилами, подчиняться им – только при этих условиях может состояться игра. Овладение правилами в подвижной игре является значительным фактором в формировании произвольности поведения ребёнка.
Этот процесс осуществляется не сразу, а в несколько этапов.
1. Первоначально дети включаются в игру только эмоционально и непосредственно. Правила игры на этом этапе часто нарушаются. Взрослый должен постоянно обращать внимание дошкольников на наличие правил. В результате происходит подстройка поведения дошкольника к выполнению правил. На начальном этапе разучивания подвижной игры решаем задачу – научить детей действовать в соответствии с правилами игры. Используем игры: «У медведя во бору», «Кот и мыши», «Гуси-лебеди», «Наседка и цыплята», «Лохматый пёс». Вводятся сначала основные правила, без которых не может состояться игра. Обычно таких правил не более 3-х. Правила формулируем четко, доступно. В игру играем многократно, до тех пор пока все дети усвоят правила, и они не будут доведены до автоматизма. Играя с детьми, занимаю позицию партнёра и одновременно контролирую, побуждаю детей своими комментариями к соблюдению правил: «Так делать нельзя», «У нас такое правило», «Как надо выполнить». Таким образом, формируется отношение к правилу, как обязательному для всех участников.
2. Следующий этап – осознание правила. Это наиболее явно проявляется в замечаниях, которые дети начинают делать друг другу в случае их нарушения. Контроль за действиями других создает внутреннюю готовность к выполнению тех же действий. При этом отчетливо проявляется стремление ребенка играть по правилам. Это может свидетельствовать о том, что правило выделяется в сознании ребенка, приобретает для него личную значимость и становится мотивом его активности. На этом этапе для того чтобы дети не потеряли интерес к игре, постепенно усложняем двигательные задания: не просто убежать, а увернуться от «ловишки», не просто «замереть», а сделать фигуру. Это игры: «Жмурки» «Горелки», «Ляпка», «Зайцы и волк», «Хитрая лиса», «Два Мороза», «Коршун и наседка». Для детей старшего дошкольного возраста результат становится важным моментом, им не безразлично, кто прибежит первым, кто ни разу не пойман в игре. Если дети хорошо усвоили правила, то стремление старшего дошкольника стать первым, победить в игре становится хорошим стимулом для выполнения правил. Выполняя правила, ребенок контролирует свое поведение, свои действия, что и является проявлением произвольности поведения. Так, например, в игре «Два Мороза» ребенок стремится к тому, чтобы не быть пойманным Морозами. Для этого ему нужно пробежать игровое поле, не задеть уже замороженных и увернуться от 2-х Морозов.
3. На последнем этапе можно наблюдать, как дети самостоятельно воспроизводят подвижные игры, и при этом сами следят за соблюдением правил. В это же время дети могут сами придумать дополнительные правила для знакомой игры. Это помогает развивать у детей умение договариваться о новых общих правилах и соблюдать договор в процессе игры. Если Вам удалось научить детей придумывать новые правила, договариваться о их соблюдении, выполнять их всем в течение всей игры, то это является показателем того, что Вам удалось развить в детях произвольность поведения.
Очень важным при организации подвижных игр является анализ игры. Обязательно хвалим детей. К обсуждению стараемся привлекать всех детей, используем вопросы к детям: «Соблюдали ли правила в игре», «Кто не захотел соблюдать правила, почему», «Мы с вами договаривались в начале игры выполнять какие правила? ».
Работу по формированию произвольного поведения через подвижные игры можно осуществлять только в тесном контакте с воспитателями.