Краткая историческая справка
Спортивно-гимнастические праздники прошли в своем развитии долгий путь от простых показательных выступлений для популяризации занятий гимнастикой до больших спортивно-художественных представлений, настоящих спектаклей с элементами театрализации. Зрелищные возможности синхронных действий спортсменов в групповых, а затем и в массовых упражнениях с большим успехом использовались энтузиастами гимнастики в Европе конца прошлого столетия при организации Всесокольских гимнастических слетов. Родилась традиция, которую почти 100 лет поддерживали в Чехословакии, организовывая знаменитые Спартакиады, основным содержанием которых были массовые спортивно-гимнастические выступления. Позднее в Праге было выстроено специальное спортивное сооружение с огромным полем для проведения финальной части этих Спартакиад, известное всему миру как Страговский стадион.
По сей день существуют и пользуются достаточной популярностью Всемирные гимнастрады, регулярно приглашающие к участию в них гимнастов со всего земного шара. В их программу, помимо встреч специалистов, публичных демонстраций современных достижений и новейших методик для обучения этому виду физической деятельности, в доминирующем объеме включены гимнастические зрелища и массовые празднества.
В истории развития физической культуры и спортивного движения в нашей стране весьма заметный след оставили физкультурные парады. Проводились они в Москве, на Красной площади; пик популярности этих зрелищ пришелся на 30-40-е годы, когда количество участвующих спортсменов превышало сто тысяч человек (парады 1934-36 гг.).
В своем развитии физкультурные парады прошли несколько этапов, видоизменяясь и по организации проведения, и по содержанию выступлений. И если вначале это были хорошо организованные шествия, строгие перемещения по площади с короткими остановками перед главной трибуной, то в дальнейшем зрелище стало представлять собой калейдоскоп отдельных массовых выступлений делегаций различных спортивных обществ или союзных республик со своими собственными вариантами появления и ухода, композициями упражнений, оригинальными предметами и конструкциями.
Совершенно естественным выглядел постепенный переход физкультурных парадов с площади на стадион – на первых порах в виде повторов праздника для большего количества зрителей, а затем и окончательно. В 50-е годы меняется социальная востребованность спортивных зрелищ - начинается эра Спартакиад народов СССР. И полтора десятка спортивно-художественных праздников, связанных с церемониями открытия, а иногда и закрытия Спартакиад, явились уникальным фондом отечественной школы массового спортивного представления на стадионе.
Лучшие силы этой школы работали при подготовке и проведении грандиозных праздников открытия и закрытия VI и ХП Всемирных фестивалей молодежи и студентов, XXII Олимпийских игр, I и III Игр Доброй воли, I Спартакиады Содружества независимых государств.
Эти события, а также многочисленные празднования знаменательных государственных дат, юбилейных торжеств в городах и краях, включавшие в свои программы спортивные представления, служили хорошим катализатором для развития массового спортивного театра, для практической подготовки профессиональных кадров в этой области физкультурного движения.
Славную плеяду специалистов по подготовке массовых спортивно-художественных представлений по праву могли бы возглавить К.Я. Гойлезовский, И.А. Моисеев, И.М. Туманов, которые явно выделялись своими работами на стадионах среди большого количества других, не менее именитых профессиональных режиссеров и балетмейстеров. И спорт выдвинул из своей среды немало талантливых людей, понимающих толк в движениях, обладающих эстетическим вкусом и могучими организаторскими способностями. Наиболее известные из них А.Т. Брыкин, А.А. Губанов, М.Т. Окунев, Л.П. Орлов, М.Д. Сегал, Н.П. Серый, Я.Б. Теверовский, В.А. Губанов, Д.К. Осипов, М.А. Закута, М.В. Левин, Б.Н. Петров, Г.Б. Рабиль, В.А. Алексеев, Л.В. Немчик, Е.А. Мельников, В.М. Пашко.