Виды компетенций в школьной биологии.
Профессиограмма учителя биологии (2 часа).
1. Современные подходы к обучению биологии: личностно – ориентированный, деятельностный, культурологический, региональный и др.
2. Компетентностный подход: компетентность, ключевые и специальные компетенции..
Профессиограмма как идеальная модель квалификационной подготовки специалиста.
2. Аспекты деятельности учителя биологии.Когнитивный, конструктивный, коммуникативный, ориентационный, мобилизационный, исследовательский компонент деятельности учителя биологии.
Виды компетенций в школьной биологии.
3. Содержание школьного биологического образования (4 часа).
Вопросы:
1. Содержание биологического образования как система знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений к окружающей действительности.
2. Принципы построения содержания биологического образования.
3. Содержание школьного предмета «Биология» по действующей программе.
4. Взаимосвязь и взаимозависимость компонентов содержания биологического образования.
5. Связь учебного предмета «Биология» с другими предметами средней школы.
6. Внутрипредметные связи школьной биологии: ретроспективные и перспективные.
7. Направления обновления содержания биологического образования.
Литература основная:
1. Концепция, образовательный стандарт, инструктивное письмо министерства образования о преподавании биологии в 2011/ 2012 уч. году.
2. Верзилин Н.М., Корсунская В.М. Общая методика преподавания биологии: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 1983.
3. Зверев И.Д., Мягкова А.Н. Общая методика преподавания биологии.– М., 1985.
4. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: издательский центр «Академия», 2003.
5. Хрестоматия по методике преподавания биологии: учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по биол. спец / Сост. И.Д. Карцева, Л.С. Шубкина. – М.: Просвещение, 1984
Литература дополнительная:
- Андреева Н.Д. Методологические подходы модернизации биологического образования. – СПб., 2003.
2. Всесвятский Б.В. Системный подход к биологическому образованию. – М., 1985.
- Лисов Н.Д. Теоретические основы построения школьного курса биологии. – Мн., 2000.
4. Максимова В.Н., Груздева Н.В. Межпредметные связи в обучении биологии. – М., 1987.
- Марина А.В., Соломин В.П., Станкевич П.В. Школьное биологическое образование.Проблемы и пути их решения. – СПб., 2002.
6. Программы для учреждений, обеспечивающих получение общего среднего образования с русским языком обучения с 11-летним сроком обучения. Биология VII-CIклассы. – Мн., 2008.
- Профильное обучение / Под. ред. А.Ф.Киселева. – М.: Владос, 2001.
4. Современные педагогические технологии в преподавании биологии (4 часа + 4 часа КСР).
Вопросы:
- Технологический подход в обучении биологии: опыт педагогических инноваций, авторские школы.
- Этапы педагогических технологий: образовательное целеполагание, конструирование системы занятий, рефлексия.
- Многообразие современных педагогических технологий: личностно – ориентированные, развивающие, продуктивные (модульное обучение, эвристическое обучение, ТРИЗ, образовательная программа«Школа 2100», интерактивные технологии, др.)
- Технологии на основе применения современных информационных средств.
- Методика выбора технологии обучения биологии.
- Пути совершенствования традиционных технологий и творческое самоопределение учителя биологии в выборе технологии обучения биологии.
Литература основная:
1. Пономарева И.Н., Соломин В.П., Сидельникова Г.Д. Общая методика обучения биологии: учеб. пособие для студ. пед. вузов. – М.: издательский центр «Академия», 2003.
2. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. М.: НИИ школьных технологий, 2006.
:
Литература дополнительная:
1. Давыдов В.В.Теория развивающего обучения. – М.,1996.
2. КашлевС.С. Современные технологии педагогического процесса Мн., 2000.
3. Кларин М.В. Инновации в мировой педагогике. Рига, 1995.
4. Конюшко В.С., Павлюченко С.Е., Чубаро С.В.Методика обучения биологии: Учеб. пособие.- Мн., 2004.
5. Ксензова Г.Ю. Перспективные школьные технологии. – М., 2001.
6. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. – Мн., 2001.
7. Третьяков П.И., Сенновский И.Б.Технология модульного обучения в школе. М.:Новая школа, 1997.
8. Хуторской А.В.Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб Питер, 2001.
9. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – М.: ВЛАДОС, 2000.
10. Юцявичене П.А. Основы модульного обучения. Каунас, 1989.
5. Организация процесса обучения биологии (2 часа).
Вопросы:
- Современные модели организации обучения биологии.
- Конструирование системы занятий по биологии. Технологическая структура занятий. Технологическая карта.
- Тематическое планирование занятий.
- Технология образовательного целеполагания. Методика обучения учеников целеполаганию.
- Индивидуальная образовательная траектория. Технология реализации индивидуальной траектории.
- Рефлексия в обучении биологии. Методика организации рефлексии на уроках биологии. Взаимосвязь рефлексии и целеполагания.