Без специальной работы дети воспринимают арифметические задачи как рассказ или загадку. Не осознавая структуру задачи (условие и вопрос), они не придают значения числовым данным, не понимают смысла вопроса.
Только при специальном обучении приходит умение составлять и решать арифметические задачи, что играет большую роль для математического и умственного развития (А. М. Леушина, Е. А. Тарханова).
Особенности развития количественных представлений у детей | Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ |
Дочисловая деятельность |
Детей увлекают множества из одинаковых элементов | Сначала учим составлять множества из одинаковых элементов, затем из разных, потом из подмножеств |
Не видят границы множества | Сначала ограничиваем рассматриваемое пространство или плоскость (подставками, карточками, круговыми жестами и др.), рассматриваем множества, расположенные в виде фигур (по кругу и др.), затем в свободной обстановке |
Затрудняются в выделении отдельных элементов множества | Рассматриваем элементы множества, расположенные линейно. При составлении множества учим проговаривать: «один кубик, один кубик,...» |
Особенности развития количественных представлений у детей | Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ |
Замечают уменьшение множества, когда остаются два или один элемент | Сравниваем множества резко контрастные по количеству («много — мало») |
Трудно определяют «один» и «много» в свободной обстановке | Учим понятиям «один» и «много» сначала в подготовленной обстановке (в коробочках, на стульчиках и т. п.), затем в свободной обстановке |
Детей увлекает сравнение множеств по количеству | Учим устанавливать правильно взаимно однозначные соответствия («один к одному») |
Легче сравнивают множества из одинаковых элементов | Начинаем обучение сравнению множеств из одинаковых элементов (различающихся, например, цветом), затем из разных, но связанных логически («зайцы — морковки» и т. п.) |
Раскладывают предметы обеими руками, от середины к краям, от края к середине, справа налево и пр. | Учим раскладывать предметы ведущей рукой слева направо, беря по одному предмету |
Наблюдается тенденция к уравниванию множеств по количеству | Сначала рассматриваем равночисленные множества («поровну», «столько—сколько», «одинаково»), затем неравночисленные («больше — меньше»), потом учим их уравнивать по количеству («как сделать поровну?») | |
При сравнении двух множеств по количеству предпочитают способ наложения | Начинаем обучение сравнению множеств по количеству со способа наложения, затем учим приложению |
При сравнении множеств путем приложения дети заполняют интервалы между предметами, обкладывают со всех сторон, подкладывают один предмет под другой и пр. | Сначала показываем образец действий на вертикальной плоскости. Разъясняем смысл слов «наложить», «приложить», «подложить». Учим выкладывать и проговаривать: «один цветок—одна бабочка, один цветок—одна бабочка,...». Раздаточные карточки сначала можно разделить на квадраты, затем на полосы, потом переходим к работе на столе |
СЧЕТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
Легче считают предметы в линейном расположении | Начинаем обучение со счета одинаковых предметов, расположенных в ряд горизонтально, затем вертикально, наискосок, потом по кругу, хаотично (как усложнение) |
Особенности развития количественных представлений у детей | Методические рекомендации к формированию количественных представлений в ДОУ |
Не соотносят слова-числительные с элементами множества, считают свои движения, а не предметы и пр. | Учим называть число с одновременным прикасанием к предмету, показывая образец выполнения |
Не понимают значение итогового числа («безытоговый счет») | Вводим обобщающий жест и объясняем, что последнее число обозначает, сколько всего предметов |
Наблюдается взаимозаменяемость двух чисел (например: 3 и 4,7 и 8) | Применяем наглядность на нескольких примерах и упражняемся в сравнении |
Восприятие величины мешает восприятию количества (феномен Пиаже) | Упражняем в сравнении множеств предметов разной величины по количеству и обсуждаем это |
Тяжело воспринимается независимость количества от расстояния между предметами и их пространственного расположения | Упражняем в сравнении по количеству множеств предметов, расположенных на разном расстоянии (далеко — близко), в разной конфигурации (в ряд, по кругу и др.) и обсуждаем это |
Трудно дается счет на слух, на ощупь, счет движений | Вводим упражнения в счете на слух, на ощупь, в счете движений только после усвоения счета предметов |
Путают количественные и порядковые числительные | Мотивируем применение тех или иных числительных, учим различать вопросы «сколько?» и «который?» |
Не используют счет для сравнения множеств по количеству, предпочитая способы наложения и приложения | Учим связям между числами, затем сравнению множеств на основе счета. Взаимно обратные отношения рассматриваем одновременно (больше — меньше) |
Вычислительная деятельность |
Дети могут не понимать связей между числами | Учим сначала образованию соседних чисел друг из друга (л ± 1), затем их отношениям («больше на 1», «меньше на 1») на наглядной основе |
При выполнении вычислений предпочитают способ присчитывания по единице и отсчитывания по единице | После освоения состава числа из единиц изучаем состав чисел из двух меньших. Добиваемся запоминания «таблицы сложения» при многократных упражнениях с наглядным материалом и потребности его использования при решении задач |
Наши рекомендации