Обмен информацией и информативность общения 3 страница
В одном из очерков третьей главы мы рассказывали о студентке-практикантке, которая после урока по Мазаю и зайцам Н.А.Некрасова в сердцах от не совсем удачной пробы решила, что сначала все же нужно овладеть премудростями банально-авторитарного стиля, то есть умением настойчиво подавлять, а потом уже практиковаться в каких-то других учительских навыках. Медвежья услуга, случись она в тот момент, могла бы привести к печальным и затяжным последствиям и для нее самой, и для ее будущих учеников, и для педагогики.
В начале этого очерка мы в поисках непроизвольно-естественных про явлений яркой настойчивости рассмотрели ряд подобных примеров из учительской практики, сознательно игнорируя те цели, во имя которых эта настойчивость была употреблена. И, возможно, некоторым читателям довольно трудно было не замечать откровенной позиционной корыстности целей, которая присутствовала в этих примерах и которая, к сожалению, распространена в учительской среде и весьма типична для нее.
Теперь же попробуем вспомнить случаи непроизвольно-естественного, органичного, но, как правило, мало заметного (неброского) использования рычагов наступления (рычагов настойчивости), попутно прикидывая, как можно добиться их осознанного и умелого применения.
Известно, что ученики одного и того же класса у одной учительницы на слова: «Открыли тетради, записали условие», — реагируют собранно и с энтузиазмом, а на те же слова другой учительницы – с неохотой, вяло, недружно. Часто технической причиной столь несхожего выполнения учениками оргмоментов является разная мобилизованность этих учительниц.
Мобилизованность (готовность к уроку, телесно выражаемая) хорошо ощущается не только самим учителем, но и его учениками. Ощущают они ее уже с момента входа учителя в класс. И их первые впечатления влияют на ход урока. Поэтому мы уже в нескольких очерках обращались к ситуации входа педагога в класс.
Итак, для быстрого, четкого, дружного выполнения учениками тех или иных организационных моментов, часто являющихся необходимой разминкой перед выполнением большого основного дела, учителю необходимо самому «задавать тон» упругим, энергичным голосом, собранностью движений, то есть — своей мобилизованностью. И задавать этот «тон» желательно уже со входа в класс.
Но, стремясь научиться осознанно владеть мобилизацией, «задавать тон», учителям не следует забывать, что в педагогической деятельности очень часто различные усовершенствования и улучшения только на первых порах приводят к ожидаемому результату. Эта закономерность относится в полной мере к рычагам настойчивости. И Прежде всего — к рычагу мобилизованности,
Если с помощью сознательно контролируемой мобилизованности учитель начинает чаще добиваться осуществления своих учебно-педагогических намерений, то все недостатки, возможно, скрывавшиеся в этих намерениях, также начинают проявляться все чаще и чаше. Уловив их, ученики опять становятся непослушными.
Чуткие учителя даже без помощи измерения такого непослушания учеников параметром общности интересов (дружественность — враждебность) начинают понимать, что именно удачное осуществление привычных профессиональных намерений и обязанностей часто обнажает скрывавшуюся в них противонаправленность (недружественность) детским интересам. Не удивительно, что в ответном поведении учеников появляются враждебные оттенки. Тогда учителю остается два пути. Либо переходить на подавление враждебных, а заодно и всяких других вольных проявлений, настаивая на своих прежних намерениях и наращивая свою настойчивость до степени неприглядности, которую мы уже поминали. Либо начать неторопливо-глобальную корректировку собственных тех или иных профессиональных целей, представлений, намерении.
Если учитель выбирает этот второй путь, к которому мы неустанно призываем, то выбор проявляется и в своеобразном усложнении его рабочей мобилизации.
Рассмотрим это своеобразие. Дело в том, что проявления мобилизации легко могут достичь самых крайних, самых ярких степеней во время позиционных конфликтов, разновидностями которых являются педагогические отчитывания, распекания, назидания (о педагогике деловой и позиционной см. гл.4). Но то мобилизация прямолинейная, то есть всего лишь один из ее возможных вариантов. И это хорошо известно в актерском искусстве.
Поясним нашу мысль на примере выполнения актером физического действия «подметать комнату». Мобилизация к тому, чтобы подметать быстро, не равна мобилизации — подметать тщательно. Хотя обе они могут достигать больших степеней (в первом случае — очень быстро; во втором — очень тщательно), но первая мобилизация ярче, проще, легче для исполнителя и понятнее для зрителя. Вторая — менее заметна и понятна, более сложна. И хотя для исполнителя она всегда труднее, зрителям наблюдать ее интереснее.
Подобным образом мобилизации могут различаться не только при выполнении физических действий, но и при общении. И здесь тоже накал прямолинейной мобилизации проявляется явно и ярко. Но он имеет тенденцию вызывать позиционный конфликт. А в сложной мобилизации большая напряженность проявляться в неброском деловитом терпении, которое если и может восхитить своей мудрой предусмотрительностью, то только лишь заинтересованно-внимательный взгляд.
Яркость одного и неявность другого вида мобилизованности неслучайна. В педагогической деятельности это связано с тем, что мобилизация учителя к «распеканию» есть готовность трудиться самому, добывая информацию заранее известную и желанную, и только ее. Например, информацию о согласии учеников с тем, что учитель имеет право на их полное послушание (!). Попытки же учеников выдавать какую-то иную информацию будут подавляться.
Такая позиционная узость предоставляемых границ инициативности неизбежно требует от наступающего концентрации настойчивости, которая в своей примитивной прямолинейности становится особенно яркой. Яркой настолько, что побуждает начинающих учителей овладевать ею, укрепляя их, в обшем-то, отрадное стремление к самостоятельному повышению квалификации. (Не было бы счастья, да несчастье помогло — гласит народная мудрость, давно подметившая всеобъемлющую диалектичность случающегося вокруг).
Сложная же мобилизация учителя к уроку — назовем ее профессионально-деловой — связана с его готовностью к тому, что добывать, выдавать информацию и даже навязывать или подавлять (всяко бывает!), одним словом — трудиться будут прежде всего сами ученики. И готовность эта не лопнет, как мыльный пузырь, если она подкреплена уверенностью учителя, что он в случае надобности сможет помочь каждому из присутствующих. Помочь найти удовольствие в труде, добровольно возложенному детьми на себя с его, учительской, подачи.
Но этим сложности профессионально-деловой мобилизации не исчерпываются. Ориентация педагога на помощь ученику в истинно профессиональной готовности к уроку — весьма противоречива. Педагогу профессионально выгодно несколько подавлять в себе ориентацию на прямую помощь, чтобы не подменять этой помощью труд учеников, вовремя уходя в мерцающую светотень (см. стр. 230).
Комплекс разнообразных профессиональных забот и деталей, которые нужно предусмотреть, отражаясь в мобилизации учителя перед уроком, делает ее сложной по составу. И тогда со стороны невнимательного или равнодушного наблюдателя внешние проявления такой сложной рабочей мобилизованности могут расцениваться как признаки ее слабости, а значит — неготовности учителя к уроку.
Как правило, эти сторонние наблюдатели склонны все интересные моменты на уроке у такого учителя приписывать или простой случайности (!) или природной сметливости его учеников (!); или умению учителя всего лишь (!) импровизировать. Хотя само появление такого количества интересных моментов, случайных» неслучайных «случайностей» на уроке было бы невозможно, будь учитель действительно слабо мобилизован или мобилизован для другого. Например, для подавления инакомыслия и инакоповедения — то есть всякого несоответствия имевшемуся у него идеалу ожидаемого.
Подводя итог сказанному о рычагах настойчивости в целом и о мобилизации в частности, повторим, что способность учителя осознавать свою мобилизованность повышает результативность его работы. Но повышение это будет удаваться до тех пор, пока ученики не начнут улавливать в грамотно мобилизованном учительском поведении нет-нет да проскальзывающее то пренебрежение их детскими увлечениями и интересами, то преувеличение значимости собственных учебно-педагогических устремлений. Повышение грамотности учителя в поведении должно обострять в нем чувство ответственности при выборе или корректировке целей. Если же этого не происходит, то банальность или ущербность задач и целей учителя сначала сводят, возможно, приобретенную им грамотность к чему-то вроде «пряника» для выманивания желанных результатов, а потом и вовсе к средству проведения «политики кнута», столь распространенной и среди «неграмотных» учителей. Только теперь уже эта политика украшается иллюзией грамотности, за которой скрывается закоренелая вредность характера. Если же учитель способен своевременно корректировать свои представления, заботы, установки по мере приобретения грамотности, то такая корректировка станет очередным этапом в продолжающемся самосовершенствовании педагога.
А теперь немного отвлечемся и, уходя чуть в сторону от педагогической сферы, припомним, как люди рассказывают разные истории. У некоторых это получается так интересно, что их с удовольствием слушают, даже если содержание рассказываемого, казалось бы, особенного интереса не представляет. Технических режиссерских тонкостей, объясняющих этот феномен, много. Когда или в учительской, или в гостях, или в очереди вы услышите такого рассказчика, обратите внимание на используемые им технические приемы. И среди них постарайтесь различить обязательно присутствующий второй рычаг настойчивости — последовательное усиление и повышение голоса. Причем, в естественной ситуации вы сможете проследить за тем, сколь мелкими, но вполне уловимыми на слух градациями может пользоваться говорящий.
Наверняка рассказчик будет очень органично (то есть ненарочито, незаметно — но эффективно) пользоваться всеми основными рычагами наступления. И особой мобилизованностью, которая будет заметно отличаться от мобилизованности слушающих; и многообразием последовательно очищаемых словесных действий; и — обязательно! — укрупнением речи. Например: «Я вижу - такое дело и думаю: та-а-ак!» — при этом слово «вижу» будет произносить: я очень высоко, а «так» низко (или наоборот).
Полезно обратить внимание на использование рычага наступления, связанного с контрастами. Прежде всего «бросается в глаза», что одаренный рассказчик, хотя постоянно повышает и усиливает голос, но редко когда доходит до предельных (противных) нот — визгливости и крика. И удается ему это только потому, что он вовремя манипулирует контрастами, спускаясь вниз и по громкости, и по высоте.
Вполне возможно, что вам удастся уловить манипуляции контрастами и в других рычагах, и вы разгадаете персональные приемы рассказчика. Например, растянутому произнесению одних слов он может контрастно противопоставлять произнесение других почти что скороговоркой, а простые (опорные) словесные воздействия оттеняет сложными, составными.
А теперь представим себе ведущего в различных подвижных и интеллектуальных играх. В его поведении читатель сможет обнаружить прежде всего естественное, яркое и явно педагогически ценное использование рычага, связанного с укрупнением речи. Вспомним школьный урок физкультуры. Эстафета. Учитель: «На старт! Внима-а-ание... Марш!» — Представим, что эти сигналы он подал бы без приемов укрупнения. Наверняка, энтузиазма и азарта у учеников заметно бы поубавилось. И ведущие как в подвижных, так и в интеллектуальных играх хорошо чувствуют это (поэтому-то их ведущими и выбирают).
Заметим, что сами играющие или болельщики не в состоянии следить за техническим разнообразием приемов ведущего. Для этого нужна отстраненность от происходящею. Это условие легко выполнять, сидя дома у телевизора. Поэтому все телепередачи, представляющие собой реальные игры-соревнования, можно использовать для тренировки и совершенствования своей чуткости к действию, повышения своей педагогической квалификации. Таковы передачи спортивные — футбольные, хоккейные, баскетбольные матчи, где представляет интерес поведение комментаторов и судей; интеллектуальные игры «Что, где, когда», «Поле чудес» и т.п. Однако подлинно интересный материал (причем не обязательно для педагога только положительный!) читатель сможет найти только в тех передачах, где показываются подлинные игры-соревнования, а не муляжи и эстрадно-развлекательные ритуалы, иногда также именуемые игрой.
Кстати, свое умение использовать словесные воздействия (то «очищать» их, то сочетать, то чередовать) можно тренировать и оттачивать, выполняя специальные упражнения-этюды, приведенные в последнем очерке первой главы. Например, блеклое чтение очередным докладчиком конспекта очередной статьи на педсовете полезно заменить практической отработкой коллективом педагогов своей грамотности и мастерства в пользовании словесными воздействиями.
Конечно, такие педсоветы не смогут сразу все и всем прояснить и всех присутствующих сделать «грамотными». Будут возникать споры, непонимание, разногласия, заблуждения. В этом нет ничего страшного! Именно сложности окружающей жизни помогают учителям сохранять профессионально цепкий взгляд, который в беспокойных поисках истины обнаруживает массу и поучительных, и занятных примеров, нюансов, образцов и предостережений. И тогда не только углубляется личный педагогический опыт, но и развивается, расширяется чуткость к технической стороне своих и чужих действий.
Первоначально мы собирались поделиться с читателями большим количеством примеров педагогически-позитивного употребления рычагов наступления. По ходу работы над книгой нам стало ясно, что читатель, вооруженный немногими изложенными примерами, вернувшись к ситуациям, о которых рассказывалось в очерках предыдущих глав, может самостоятельно в них находить случаи использования то тех, то других рычагов наступления. Причем при перечитывании они будут сразу видны, хотя в тех главах специально и не оговаривались, потому что речь шла о другом.
Например, в первом очерке пятой главы. Тема: восстановление доверия к себе и окружающим. В упражнении «разведчики» читаем: «Свою лепту в изменение самочувствия внесла и скорость упражнения, исподволь задаваемая ведущим. Сначала растянутым, интригующим произнесением слова: «ПРИ-ГОТО-О...-ВИЛИ-И...-CЬ» — сменившимся затем громким, отчетливым и кратким: «ПОЖАЛУЙСТА!» Увлечься скоростью помог воспитателям, которые были в роли учеников, и счет ведущего (до семи), и его собственная мобилизованность, азарт», (см. стр. 153). В этой ситуации читатель легко может обнаружить явное использование укрупнения речи, контрастности и мобилизованности.
В других описаниях указания на использование рычагов инициативности менее заметны. Например, в рассказе об упражнении «руки-ноги» читаем: «Меняя последовательность и темп хлопков, учитель пытается сбить учеников, тренируя их собранность. Упражнение пользуется успехом не только у студентов театральных институтов, но и у школьников всех возрастных групп» (см. стр. 102—103).
Упражнение пользуется успехом, потому что может выполняться с азартом. А он невозможен без соревнования в настойчивости между участниками и ведущим. Поэтому ведущий пользуется, как минимум, первым рычагом настойчивости — мобилизованностью. А поразмыслив и, главное, сыграв в воображении всю ситуацию, читатель, возможно, увидит, что «соль» настойчивости ведущего в манипуляции контрастами. В упражнении «руки-ноги» материалом для этого рычага служит последовательность и темп хлопков, из которых ведущий и плетет контрасты, приводящие участников в состояние азарта.
Итак, возвращаясь к примерам из очерков предыдущих глав, читатель сможет проверить свое понимание прочитанного или потренировать смекалку и чуткость.
После того, как у читателей-учителей, возможно, появятся воспоминания о своих собственных наблюдениях, отрицательных и положительных выводах, возникавших когда-то ощущениях, после того, как абстрактно бездушные формулировки «рычаги наступления», «рычаги настойчивости» станут наполняться теми или иными живыми, конкретными образами реального учительского поведения, — мы, надеясь на укрепляющееся взаимопонимание, сообща помечтаем о том, что могут внести в учительский труд знания о рычагах настойчивости. Ведь вполне возможно, что учитель, регулярно попадая в экстремальные условия, рано или поздно отважится на деле применить свои знания о рычагах настойчивости и, манипулируя ими, попробует избежать грозящих трясин занудства и монотонности, избежать дискредитирующих эффектов «заезженной пластинки».
Конечно, использование теоретических знаний в «боевых» условиях, возможно, не сразу будет успешным, грамотным. Но каждая подобная попытка, особенно при не совсем удачном результате, будет врезаться в память учителя, заставляя снова и снова перебирать в воображении варианты поведения, тем самым способствуя и формированию, и расширению личного педагогического опыта.
Скорее всего, благодаря этому опыту в учительском труде появится больше осмотрительности. Когда в трудной ситуации учитель пойдет по легкому пути корыстной прямолинейности, открываемому криком, угрозами и другими привычными приемами настойчивости, то полученные знания могут помочь ему одуматься более или менее вовремя.
Появление в профессиональном поведении ранее неосознаваемой, но привычной манеры может фиксироваться, типологизироваться и сдерживаться профессиональным сознанием учителя, прежде чем это приведет к возможному педагогическому браку. То есть учитель, например, в моменты включения привычки позиционно подавлять (гл. 4) будет уподобляться сороконожке, задумавшейся о движении своих лапок и потому начавшей спотыкаться. А спотыкаться в такой ситуации учителю бывает полезно. Тогда ему вдруг открывается новый взгляд на то, что он делает или собирался сделать. И это нередко приводит к блистательной импровизации.
К примеру, в задании «медленное чтение», о котором речь шла в четвертой главе (стр. 142—145), описывается такой эпизод. Все ученики малыми группками увлеченно тренируются в рекордно медленном чтении. Стоит рабочий гул. Щелкают секундомеры, выясняются мнения. Записываются показания. Но вот — время, отведенное на эту работу, истекает. Благодаря организационной хитрости педагога ученики, не задерживаясь, возвращаются на свои места для выяснения результатов и определения победителей. Но общему подведению итогов мешает неутихающий шум. У учителя непроизвольная реакция: повысить голос и быстренько всех утихомирить.
Но тут срабатывает внутренний контролер. Опознается один из рычагов наступления. За ним опознается и цель: подавить вольное поведение, добиться дисциплинированности (то есть навязать узкие границы проявлению ученической инициативы — см. стр. 97, 296). Будучи «пойманной за хвост», цель эта блокируется как банальная. Блокируется и поведение, эту цель осуществляющее. Исходная же мобилизованность, ища себе применение, наконец-то находит его в импровизации.
Вместо стереотипных покрикиваний, взываний к совести учеников или кокетливых ультиматумов типа «раз вы шумите, то я больше никогда не буду...» и т.д. — вместо всего этого учитель начинает по-деловому предлагать совершенно простые действия: «Откройте тетради с записью своего рекордного времени. Кто готов — встаньте»[70].
Ученики постепенно успокаиваются и встают. Внимание класса добровольно, без нажима концентрируется. У учителя появляется возможность продвигаться дальше. Что он и делает, на ходу развивая импровизационную находку, распространяя ее и на следующий этап работы. (Напомним, что потом ученики начинают салиться в очередности своих результатов: сначала те, у кого время чтения меньше 20-ти секунд, потом — меньше 30-й, 40-а, 45-й, 50-й — подробнее см. стр. 144—145).
А однажды мы были свидетелями, как учительница, проводившая контрольную, которая, по ее задумке, должна была закончиться рецензированием самими подростками работ соучеников, поймала себя на привычном желании прикрикнуть на копуш, которые никак не могли расстаться с листочком, внося в контрольную бесконечные исправления. А поймав, тут же сымпровизировала — взяла чистый лист и стала по элементам показывать классу, как перед сдачей сложить контрольную работу таким образом, чтобы получился... бумажный пароходик. Это странное условие всех необычайно заинтересовало. Складывание заняло несколько лишних минуток, но зато копуши добровольно подтянулись. Появился общий деловой ритм, благодаря чему рецензирование прошло собранно и увлеченно.
Подобные импровизации у некоторых учителей могут возникать достаточно часто. Стоит им только споткнуться. Наблюдение как бы со стороны за тем, как я делаю, помогает понять, что же именно я сейчас делаю, и решить, стоит ли это дело продолжать и быть в нем настойчивым. Благодаря своевременному распознаванию способов и приемов поведенческой настойчивости учитель может стать более взыскательным в выборе возможных и средств, и целей своего поведения в любой сложившейся ситуации.
Такая взыскательность поможет учителю осознать необходимость неторопливой, но глобальной корректировки некоторых профессиональных намерений, целей, стремлений и ответственно начать ее. Еще раз подчеркнем, что эта ответственность возрастает с повышением грамотности оценки своего поведения.
Когда педагог отличает «технику наступления» от «целей наступления», то это открывает ему путь к совершенствованию педагогического мастерства. То есть он не только развивает свои представления о целях и активизирует их корректировку, но и развивает представления о возможностях эти цели осуществлять. Это ведет к возникновению новых, неординарных сочетаний профессионального целеполагания с технологией профессионального осуществления этих целей.
Бесконечность этого пути — залог неисчерпаемых возможностей для творчества учителя. «Шапка вопросов» (см. стр. 92—93) «по душе» многим и школьникам, и учителям. На любом этапе этого задания учителю может открыться неисчерпаемость возможностей для личной творческой импровизации. Например, допустим, что ученики с удовольствием сочинили вопросы трех типов и записали их на бумажках. Как эти бумажки попадут в «шапку»? Кто их будет собирать? Учитель? Если да, то как? Он что, будет стремительно бегать по рядам и трясти шапкой? Или он будет собирать бумажки, не вставая сам из-за стола и всеми командуя? Или собирать будет кто-то другой? Или все ученики скопом? Или по эстафете?
Любой вариант ответа может быть удачным. И в каждом из них можно, споткнувшись о неприметный порожек, разглядеть ветвящиеся вариации — одна заманчивее другой.
В заключение — о том, каким образом учителю стоит оценивать степени успешности использования рычагов наступления. (Правда, как показывает практика, до таких тонкостей дело или не доходит, или доходит очень не скоро. И все же...).
Первое, что приходит в голову — надеяться на внутреннего контролера. По многим дидактическим представлениям именно внутренний контролер дает возможность видеть результативность самонаучения. Как известно, Б.Л.Пастернак такого примитивизма не одобрял: «Но пораженья от победы // Ты сам не должен отличать». И в театральном искусстве давным-давно открыты опасности, возникающие при самооценке результатов в процессе их получения. Наиболее вредная из них — самолюбование. Выдающийся режиссер и актер А Д.Дикий (1884—1955), но свидетельству П.М.Ершова, любил сравнивать артистов, занятых самооценивающим любованием, с дамами, скорбящими у свежей мошны, но не забывающими при этом постоянно глядеться в зеркальце.
Внимательному читателю может показаться, что мы опровергаем самих себя. Ведь немного выше мы писали, что отдавать себе отчет о своем поведении, контролировать себя — полезно. Попробуем разъяснить это противоречие.
Дело в том, что мы уже в который раз приходим к необходимости учитывать (или чувствовать) естественную и неизбежную в жизни диалектичность. В учебных целях учителю полезно бывать в роли спотыкающейся сороконожки. Но как только внутренний контролер вместо учебного уяснения типа поведения (типологии своих действий по тому или иному параметру поведения) начинает оценивать качество самого процесса осуществления — возникает самолюбование, столь неприятное и в театре, и в школе. Если типологический (или «учебный») самоконтроль требует серьезных усилий и от играющего на сцене актера, и от ведущего урок педагога, го увлечение контролем-самолюбованием требует серьезных усилий уже для борьбы с ним!
Отметим, что предметом пристального контролирующего самолюбования может стать даже само ученичество педагога. Тогда все переворачивается с ног на голову. Вместо того, чтобы работать, учитель впадает в некую продолжительную заторможенность, ошибочно принимая ее за свое ученичество и публично наслаждаясь им. Конечно, для учеников общение с учителем, впавшим в такое состояние, вряд ли будет притягательным
В столь тонком и щепетильном деле, как оценка искусности своего владения рычагами настойчивости и степени педагогической эффективности их применения, учителям лучше всего не доверять своему внутреннему контролеру, а судить по косвенному показателю. Например, по поведению своих учеников! Извлекая информацию о своих учительских успехах из того, как часто и разнообразно ученики пользуются контрастными чередованиями способов и приемов настойчивости. Пользуются ли они ими, к примеру, на перемене, то есть при общении в непринужденной обстановке.
Во время школьной перемены в поведении учеников можно заметить разные рычаги настойчивости. Кроме одного. Как правило, они почти не используют рычаг контрастов, без которых употребление остальных рычагов становится половинчатым, однобоким, неэффективным.
Дети чаще всего достигают настойчивости криком. Удивительно громким и по-детски пронзительным. Собственный «горький» опыт школьников держит их в уверенности — если не орать, то тебя или не услышат, или не поймут, или не поверят. В результате — без контрастных переходов, то есть в данном случае без понижения громкости и высоты, их настойчивая речь становится крайне монотонной и утомительной как для самих говорящих, так и для их сверстников-собеседников.
К растягиванию ударной гласной в значимом слове (это еще один из основных рычагов) школьники в разговоре между собой прибегают часто. Но контрастная и сложная рельефность высказываний и в этих случаях появляется редко. Без нее фразы оказываются односложными, куцыми, а настойчивость — монотонно короткой: «Иди-и-и отсюда!» — «Са-а-ам, иди!» — «Ты, что-о-о? Совсе-е-ем уже?»
Набор словесных воздействий у детей (следующий рычаг) также обычно монотонно однообразен и неширок. Из всего возможного разнообразия и простых, и составных словесных воздействий дети чаще всего стремятся в разных вариантах отделываться, утверждать, предупреждать, приказывать. Утомительность однообразного их соединения в речи детей усиливается громкостью, которая вносит в состав словесных воздействий постоянный обертон звать.
С последовательным же «очищением» словесного воздействия настойчивость у школьников связана крайне примитивно. Если, встретив препятствие-возражение, ученик, например, настойчиво утверждает, то уже при первом воздействии он так энергично, «на всю катушку» утвердительно кивает головой, что для повторного утверждения ему остается только пустить в ход руки или ноги. Этим он и подкрепляет свою настойчивость, топнув ногой или хлопнув ладонью по столу или подоконнику (а то и по голове возражающему собеседнику).
Для школьников, настаивающих на своем в непринужденной обстановке, не характерна сложная мобилизация с ее парадоксальностью, плавными, малозаметными переходами и изменениями. Им привычен либо азарт, либо почти полная демобилизация — равнодушие. (Вот, пожалуй, один из немногих случаев появления контраста, но, к сожалению, направленного не на настойчивость.)
Такие крайние степени мобилизованности, конечно, связаны с возрастными особенностями. Чем младше ребенок, тем для него естественнее отсутствие постепенности в переходах мобилизации и сложности в ней. Но на школьных переменах мы чаще всего встречаемся не столько с естественностью, сколько с детской поведенческой манерой предыдущего возрастного этапа, задержавшейся по социально-культурным причинам. Конечно, такие задержки обедняют (а иногда и калечат) и общение школьников, и их внутренний мир. Мы надеемся, что содержание этой главы поможет учителю и в поисках собственного решения этой проблемы.
Подведем итог сказанному о проблеме самооценки учителем своего мастерства. Если в неформальном общении между школьниками начнут появляться хотя бы признаки преодоления однобокости в использовании ими приемов настойчивости, и тем более, если в их общении все чаще и чаще начнут появляться то те, то другие контрасты, с помощью которых дети, или слепо подражая учителю, или действуя более-менее осознанно, станут выражать (проявлять) свою настойчивость, — то в этом косвенном показателе педагог вправе видеть отражение собственной искусности в пользовании рычагами наступления, инициативности, настойчивости.
Особая ценность такого косвенного показателя заключается в том, что школьников невозможно натаскать в этом плане. Нельзя к определенному сроку (например, к проверке) добиться поголовной «культурной» настойчивости. Учитель при всем желании просто не сможет объяснить ученикам, чего же он от них хочет. Можно всего лишь (и то — на короткий срок) запретить школьникам на переменах бегать, кричать и (если очень-очень постараться) даже общаться. То есть на время проверки заставить их не быть собой, не видеть волю, не жить. Но тогда не только культурной, но вообще никакой настойчивости не будет. Впрочем, в шушуканье по углам, в условиях запрета расцветающем, подлинный уровень культуры общения школьников для внимательного и неравнодушного взгляда будет всегда виден.