И подготовка к обучению грамоте)

(первый год обучения)

месяц Тема занятия   Первоначальные навыки звукового анализа   Оборудование
Сентябрь Логопедическое обследование
октябрь   Развитие слухового восприятия   Различение неречевых звуков по высоте, силе, тембру   Музыкальные инструменты (большие и маленькие): 2 бубна, 2 барабана, 2 ко­локольчика, 2 дудочки, 2 губные гар­мошки, детское пианино, гармонь, ме­таллофон. Звучащие предметы: 2 стакана (пустой и с водой), бумага, мяч, ложки метал­лические и деревянные, 2 погремушки, 2 молотка. Ширма.
    Развитие слухового восприятия   Различение близких по звуко­вому составу слов Сюжетные картинки: Дети катают сне­жный ком. Строится дом. Продаются бананы. У девочки на голове банты. Предметные картинки: дом, дым, бинт, бант, панамы (из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактический материал...». Фланелеграф
    Звук У   Выделение начального удар­ного и безударного гласного звука У: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях УА, УИ; в) в обратных слогах УМ, УТ, УП; в словах УМНЫЙ, УТРО, УЛИ­ЦА Предметные картинки: утка, утята, ухо, муха, туфли, утюг, паук, улитка, губка, умывальник, кубики, автомат, бублики (из пособия Т.Б. Филичевой «Дидактиче­ский материал...»). Фланелеграф или панно. Значки для обозначения гласных зву­ков.
  Звук А   Выделение первого ударного и безударного гласного звука А: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях АУ, АИ; в) в обратных словах АК, АХ, АП, AM; г)в словах АЙВА, АИСТ, АНЯ Предметные картинки: автомат, аль­бом, антенна, автомобиль, ухо, утюг, ива, вата, мак, аист (пособие Т.Б. Фили­чевой), мальчик, девочка. Сюжетные картинки: Мальчик идет. Девочка поет. Девочка подметает. Ав­томобиль едет (пособие Т.Б. Филиче­вой). Девочка идет. Автомобиль стоит. Панно. Значки для обозначения гласных зву­ков.
Ноябрь ноябрь ноябрь     Звуки А, У   Звуковой анализ звукосочета­ний АУ, УА. Воспроизведение звуковых рядов АУ- УА, УА-АУ, УА-УАУ, АУ-АУА, ААУ, АУУ, УАА, УУА Предметные картинки — см. 3, 4 заня­тия. Сюжетные картинки — см. 4 занятие. Утка стоит. Утка летит. Панно. Значки для обозначения гласных зву­ков.  
  Звук И   Выделение первого ударного и безударно­го гласного звука И: а) в потоке гласных звуков; б) в звукосочетаниях ИА, АИ, ИАУ, ИУА...; в) в обратных слогах ИМ, ИН, ИТ, ИХ, ИК; г) в словах ИВА, ИНДЮК, ИГОЛКА. Звуковой анализ звукосочетаний (звуково­го ряда) ИУА, ИАУ, АУИ, АИУ, УИА, УАИ   Предметные картинки: ива, липа, лифт, бинт, улитка, калина, павлин, малина (пособие Т.Б. Филичевой); дельфин, пингвин, девочка, мальчик. Панно. Значки для обозначения гласных зву­ков.
    Звук Н Выделение последнего сонора Н: а) в обратных слогах АН, УН, ИН; б) в словах ЛИМОН, ПИОН, БИДОН, ПЕЛИ­КАН. Воспроизведение слоговых рядов: ан-ун-ин ун-ин-ан ин-ан-ун Звуковой анализ и схемы обратных слогов ан ун ин 03 03 03   Предметные картинки: батон, диван, вагон, павлин, тюльпан (пособие Т.Б. Филичевой); пингвин, дельфин, банан, мальчик, гном, девочка. Панно. Значки для обозначения гласных и со­гласных звуков.  
    Звук М   Выделение первогб и последнего сонора М: а) в слогах AM, УМ, ИМ, ЫМ, МА, МУ, МЫ, МО; б) в словах ДАМ, ДОМ, ДЫМ, МАК, МОХ, МАМА. Воспроизведение слоговых рядов ам-ом-ум-ым ом-ум-ым-ам ум-ым-ам-ом ым-ам-ом-ум ма-мо-му-мы мо-му-мы-ма му-мы-ма-мо мы-ма-мо-му. Звуковой анализ и схемы обратных слогов ам ум им   Предметные картинки: мак, муха, дом, дым, альбом, майка, мойка, малина, ванна, вата, батон (пособие Т.Б. Фили­чевой); гном , девочка. Панно. Значки для обозначения гласных и со­гласных звуков.  
Декабрь декабрь     Звук П   Выделение последнего глухого со­гласного П. Звуковой анализ, со­ставление схем обратных слогов АП, ОП, УП, ИП, ЫП — игра «Жи­вые звуки». Деление слов на сло­ги — игра «Прошагаем слова». Договаривание слов — игра «За­кончи слово» (сно., глу., хло., то., сто., су., пото., тулу.)   Предметные картинки: панамы, павлин, паук, попугай, липа, пальто, пальма, тополь, плита, тюльпаны, кепки, тапки. Сюжетные картинки (парные): Девочка поет. Девочки... Девочка пьет сок. Девочки... Мальчик поливает каток. Мальчики... Мальчик поливает тюльпаны. Мальчики... Мальчик покупает лимоны. Дети... Утка плавает. Утки... Дельфин плавает. Дельфины... Девочка подметает. Дети... Паук плетет паутину. Пауки... Наборы для составления схем  
  Звук Т   Звуковой анализ, преобразование, составление схем обратных слогов AT, ОТ, УТ, ИТ, ЫТ — игра «Живые звуки». Деление слов на слоги — игра «Телеграф». Договаривание слов — игра «Закончи слово» (ко., ки., баи., бин., лиф., хобо., биле., буке., бале., паке., кюве., хвое., мое., кус.)   Предметные картинки: кот, кит, бинт, бант, букет, билет, бегемот, лифт, хобот, мак, паук, банан (упр. V), мост, хвост, танк, туфли, тапки, тыква, утка, ветка, петух, конфета, кофта, батон, тахта, плита, автомат (упр. VIII). Сюжетная картинка «Дети лепят...». Наборы для составления схем. Карточки с цифрами 1,2
    Звук К   Звуковой анализ, составление схем обратных слогов АК, OK, УК, ИК, ЫК — игра «Живые звуки». Договаривание слов — игра «Закон­чи слово» (ма., вени., вено., като., бы., бу., то., индю., тан., бан. и т.д.)   Предметные картинки: кони, кот, танк, индюк, мак, венок, кухня, кубик, конфета, окно, гамак, веник, утка, кофта, туфли, майка, клюква, губка, Катя, Коля, панамы. Сюжетная картинка «Котята». Наборы для составления схем
  Звуки К—Т   Выделение последнего глухого со­гласного в словах — игра «Эхо» (бант, мак, кот, венок, лифт...). Звуковой анализ, преобразование обратных слогов, составление схем — игра «Живые звуки»   Предметные картинки: кони, кот, мак, бинт, кухня, окно, майка, венок, туфли, батон, бант, петух, плита, Таня, Коля. Наборы для составления схем. 2 панно  
январь   Звуки П—Т Выделение последнего глухого со­гласного в словах — игра «Эхо» (стол, балет, тулуп, бинт...). Звуковой анализ и синтез обратных слогов. Преобразование обратных слогов в прямые, составление схем — игра «Живые звуки»   Предметные картинки: тахта, батон, конфеты, туфли, панамы, павлин, кот, пауки, стол, стакан, тапки, попугай, пальма, мост, тыква, Поля, Толя. Сюжетные картинки: Стакан стоит на столе. Кот лежит на тахте. Мяч лежит под тахтой. Кот спит под скамейкой. Поля сидит на скамейке. Наборы для составления схем
  Звуки П-Т-К   Воспроизведение слоговых рядов типа па-та-ка. Договаривание слов — игра «За­кончи слово» (со., сту., биле., тулу. ...). Звуковой анализ, составление схем обратных и прямых слогов — игра «Живые звуки»   Предметные картинки: туфли, кот, конь, попугай, павлин, тыква, панамы, батон, книга, конфета, венок, мак (на панно); тополь, тахта, подоконник (на столе у логопеда). Наборы для составления схем. 2 панно  
  Звук X Выделение начального согласного X—игра «Эхо». Воспроизведение слоговых рядов (прямых и обратных). Деление слов на сло­ги — игра «Телеграф». Преобразование об­ратных слогов в прямые: АХ-+ХА; ОХ-ОСО. Звуковой анализ, составление схем прямых и обратных слогов —игра «Живые звуки»   Предметные картин­ки: хобот, ухо, муха, петух, охотник, мох, кухня, тахта, хлеб, яхта, кот, венок, хвост. Наборы для составле­ния схем  
  Звуки К—X   Воспроизведение слоговых рядов с конф­ликтными звуками КА—ХА, ХО—КО. Преоб­разование слогов — игра «Наоборот». Зву­ковой анализ, составление схем слов ПУХ, МАК, МОХ — игра «Живые слова». Договаривание слов — игра «Закончи сло­во» (ма., ме., пу., песо., пету., вено., воз- ду....)   Предметные картин­ки: конь, хобот, кот, книга, хвост, петух, мак, муха, окно, майка, ухо, кухня, паук. Наборы для составле­ния схем. Карточка с цифрой 1
февраль   Звук О   Выделение гласного звука О под ударени­ем после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком О (по-то-ко-хо, то-ко-хо-по и т.д.) Звуковой анализ, состав­ление схем слов КОТ, ТОК (выполняется коллективно с помощью логопеда)   Предметные картин­ки: дом, кот, кони, окно, пальто, венок, хобот, батон, сом, тополь, двойка, ноты, вагон, кофта, туфли, мох, вата, бинт, совы; заяц, лица, сапоги, тапки, тахта, стул, кресло. Наборы для составле­ния схем  
    Звук X'   Преобразование слогов — игра «Наоборот» (ха-ха-ха хя-хя-хя и т.д.) Деление слов на слоги — игра «Телеграф». Составление схем слогового состава слов   Предметные картин­ки: муха, мухи, хек, петух, петухи, яхта, духи, хлеб, тахта, хатка, хобот, кухня, хвост. Мел, карандаши, листы бумаги  
    Звук П'   Преобразование слогов и слов (замена Г1—П') — игра «Наоборот». Деление слов на слоги — игра «Прошагаем слова». Составление схем слогового со­става слов   Предметные картин­ки: панама, пион, павлин, пеликан, петух, пальто, паук, попугай, липа, пень, плита, пять, степь, пес, опята, пятка. Мел, карандаши, листы бумаги  
  Звук Г   Преобразование слогов и слов (замена Т—Т') —игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов ТАК, ТИК —игра «Живые слова»   Предметные картин­ки: сети, костюм, утюг, котята, паутина, туфли, тюльпаны, тень, уте­нок, телефон, утка, ботинки, кит, пять. Сюжетная картинка «Котята». Наборы для состав­ления схем
март     Звук Кг Преобразование слогов (замена К—К') — игра «Наоборот». Звуковой анализ, составление схем слов КОТ, КИТ, ТИК — игра «Живые слова» Предметные картин­ки: васильки, кеды, букет, кот, кит, маки, кепки, кубики, ботин­ки, пауки, тапки, коньки, валенки, охотники. Наборы для состав­ления схем  
  Звук Ы   Выделение звука Ы после согласного. Воспроизведение слоговых рядов со звуком Ы: пы-ты-кы-хы ты-кы-хы-пы кы-хы-пы-ты хы-пы-ты-кы Звуковой анализ, составление схем слов ДЫМ, БЫК, СЫН   Предметные картинки:дым, дыня,тыква, ягоды, билеты, бант, вагон, банты, вагоны, губы, панамы, буквы, тюльпаны, кот, коты, альбомы, лимоны, конфеты. Наборы для состав­ления схем  
  Звуки Ы—И   Выделение ударных гласных Ы, И после со­гласных. Звуковой анализ слов дым, кит — игра «Живые слова». Составление схем этих слов. Преобразование слогов   Предметные картинки: дым, дыня, тыква, губы, нитки, ягоды, липа, бинт, буквы, кубики, калина, малина, кит, тюльпаны, зубы, вагоны, конфеты, книга. Наборы для составления схем
    Звук Л'   Определение места звука Л' в слове. Деление слов на слоги и прямоугольников на части по количеству слогов (составление схем слогового состава)   Предметные картинки: апельсин, малина, калина, липа, клюква, бинокль, улитка, пальма, клен, тополь, ель, лимон, лес, поляна, поле, маяк, майка, юбка. Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши
Апрель - май   Звуки Л—Й   Преобразование слогов — игра «Наоборот». Деление слов на слоги, составление схем сло­гового состава. Выделение ударного слога — игра «Эхо» Предметные картинки: цыпле­нок, олень, тюлень, павлин, соболь, юбка, лиса, дельфин, пеликан, лебедь, лес, поляна, поле, маяк, майка, ягоды, двойка, яхта, попугай, (воробей). Полоски (слова) для деления на слоги. Карандаши. 2 панно
  Звук В   Выделение звука В перед гласными. Определение места звука В в слове (нача­ло, середина). Деление слов на слоги, вычерчивание схем слогового состава   Предметные картинки: вата, ванна, ива, вагоны, вафли, василь­ки, совы, валенки, клюква, буквы, весы, павлин, фундук, венок, ветки, букет. Листки бумаги, карандаши —на столах у детей. 2 панно  
  Звук Ф   Определение места звука Ф в слове. Деле­ние слов на слоги. Вычерчивание схем сло­гового состава. Звуковой анализ слова МИФ. Составление схемы звукового соста­ва   Предметные картинки: фундук, фонтан, вафли, лифт, туфли, телефон, кофта, шкаф, фокус­ник, фасоль, муха, флейта, буквы. Наборы для составления схем. Листки бумаги, карандаши — на столах у детей  
    Звук Ф'   Определение места звука Ф' в слове. Де­ление слов на слоги. Составление схем сло­гового состава. Выделение ударного слога   Предметные картинки: фикус, фен, фея, дельфин, кофейник, филин, финики, конфета, вафли, лифт, флейта. Наборы для составления схем слов  
Повторение пройденного на индивидуально-подгрупповых занятиях, в свободном общении, в играх, развлечениях, на прогулках, праздниках  

Календарно-тематическое планирование

Наши рекомендации