Тема: места для занятий плаванием, гигиенические требования к занимающимся. Правила соревнований и судейства по плаванию.
Места для занятий плаванием и соревнований по плаваниюпо своей конструкции делятся на две группы: бассейны на естественных водоемах и искусственные бассейны. Бассейны на естественных водоемах представляют собой простейшие сооружения, установленные на опорах (сваях, столбах и т. п.) и плавучие (на плотах и понтонах). Обычно это недорогие сооружения (на 2-3 дорожки), которые можно построить в любом коллективе физкультуру своими силами. Искусственные бассейны разделяются на закрытые и открытые, с подогревом и без подогрева воды. Бассейны с подогревом воды позволяют проводить учебно-тренировочную работу независимо от метеорологических условий.
Поверхность бассейна делится канатами и плавающей разметкой на дорожке шириной 2-2,5м.. Каждая дорожка имеет свой порядковый номер: дорожка №1 располагается справа, если стоять на старте лицом в сторону дистанции. На каждой дорожке оборудуется стартовая тумбочка. Высота ее переднего края над поверхностью воды для закрытых бассейнов 0,75м., для открытых- от 0,3 до 1,0м.. Со стороны, противоположный старту, бассейн ограничивается стенкой или поворотным щитом.
Гигиенические требования к занимающимся плаванием.У человека, находящегося в воде, значительно увеличивается теплоотдача. Чем ниже температура воды, тем больше теплоотдача; следовательно, больше и опасность переохлаждения. При температуре воды 15-18*С нужно сокращать время занятий в воде, а при температуре ниже 15*С занятия не проводятся. В случае появления озноба («гусиная кожа» и другие признаки переохлаждения) надо немедленно выйти из воды, насухо вытереться и одеться. Вторично входить в воду можно спустя несколько часов, так как повторный озноб может привести к простудным заболеваниям.
Купальный костюм для занятием плаванием должен быть из ткани, которая не линяет. Нельзя пользоваться чужими купальными принадлежностями. В помещении бассейна следует одевать резиновую обувь- галошки, тапочки- следы: это предохранит от возможности заражения грибковыми заболеваниями. Принимая теплый душ перед плаванием, нужно постепенно снижать температуру воды, чтобы она была близка к температуре воды в бассейне.
В холодную погоду после занятий плаванием не следует сразу выходить на улицу, так как это может вызвать простудные заболевания. Прежде чем выйти на улицу, необходимо просушить волосы, остыть в помещении.
Все занимающиеся должны регулярно проходить врачебный смотр. Наряду с врачебными наблюдениями важное значение для пловца имеет самоконтроль. Осуществляя его, пловец ведет наблюдение за динамикой массы тела, частотой пульса, жизненной емкостью легким, общим самочувствием. Самоконтроль позволяет постоянно, путем сопоставлением результатов, следить за состоянием здоровья и динамикой физического развития. Для учета этих и других показателей спортсмены ведут дневник.
О соревнованиях по плаванию.Соревнования по плаванию проводятся по единым правилам и в специально оборудованных местах. Пловцы соревнуются на различных дистанциях и различными способами (кроль, брасс, баттерфляй и др.), отдельно мужчины и женщины. Каждый участник стартует по отдельной дорожке, которая определяется жребием перед началом соревнований. К участию в соревнованиях допускаются учащиеся, прошедшие медицинский осмотр и имеющие разрешение врача, зафиксированное в специальной заявки учебного заведения (спортивной организации). Участник обязан выступать в опрятном, хорошо пригнанном костюме.
Личные результаты участников определяются по времени пропиливания дистанции: от команды «Марш!» (выстрела) до касания рукой (руками) бортика на финише. Старт считается правильным, если до команды «Марш!» (выстрела) все участники сохраняли неподвижное положение. Если же один или несколько участников стартовали преждевременно, все участники заплыва возвращаются и старт повторяется. Так как в воде не всегда можно услышать сигнал о фальстарте, перед неправильно стартовавшими участниками в воду опускается шнур с флажками. После третьего неправильного старта судья - стартер может снять с дистанции того участника, который стартовал преждевременно.
Участник должен проплывать всю дистанцию по поверхности воды. Погружение под воду допускается лишь при стартовом прыжке и после поворота. Каждый участник должен плыть по своей дорожке. Если же он окажется на чужой дорожке и помешает другому пловцу, он может быть снят с соревнований на этой дистанции. При прохождении дистанции не разрешается подтягиваться за разграничительные плавающие канаты, поручни, лестница и другие предметы, а также отталкиваться от них. Случайное касание этих предметов нарушением правил не является. Не разрешается отталкиваться от дна бассейна.
Каждый способ плавания регламентируется дополнительными правилами, которые необходимо также знать и выполнять. При плавании кролем количество ограничений минимально. Пловец может плыть любым способом, не нарушая общих правил. Это позволяет ему полнее использовать свои возможности для достижений высокой скорости. При плавании брассом пловец обязан находиться в положении на груди, выполнять все движения ногами и руками симметрично, плыть так, чтобы голова все время находилась, хотя бы частично, над поверхностью воды. При поворотах и на финише пловец должен касаться стенки бассейна одновременно обеими руками, причем плечи в этот момент должны быть в горизонтальном положении. Пловец после старта и поворотов не имеет права выполнять под водой более одного гребкового движения руками и ногами. Знание и соблюдение указанных правил необходимо для выполнения контрольных упражнений учебной программы. Готовясь к участию в других соревнованиях, следует познакомиться более подробно с правилами спортивных соревнований по плаванию.
Календарно-тематический план практических (семинарских) занятий
№ | Тема занятия и содержание | Кол.час | Неделя | Форма и метод проведения |
1. | Футбол. Обучение стойкам, перемещениям с мячом. Обучение технике передачи мяча. Удары с внутренней стороны стопы. | Выполнение задания | ||
2. | Перемещение. Удары внешней стороной стопы с МО. | |||
3. | Техника обучения. Удары носком и подъемом с МО. | |||
4. | Техника обучения. Удары по мячу головой с МО. | |||
5. | Техника обучения. Остановка мяча ногой и головой с МО. | |||
Техника обучения. Остановка мяча бедром и грудью с МО. | ||||
7. | Техника обучения. Вбрасывание мяча и способы выполнения с МО. | |||
8. | Техника игры вратаря. Стойка вратаря. Ловля мяча с МО. | |||
9. | Отбивание и перевод мяча. Ведение мяча в игру с МО. | |||
10. | Тактика игры. Функции игроков. Индивидуальные тактические действия с МО. | |||
11. | Групповые тактические действия с МО. | |||
12. | Командные тактические действия с МО. | |||
13. | Индивидуальные тактические действия в защите с МО. | |||
14. | Групповые тактические действия в защите с МО. | |||
15. | Командные тактические действия в защите с МО. | |||
Всего |
Календарно-тематический план практических (семинарских) занятий
№ | Тема занятия и содержание | Кол.час | Неделя | Форма и методы проведения |
1. | Общая и специальная подготовка, обучение облегченным способам плавания | фронтальный | ||
2. | Ознакомление с общей техникой плавания способом «Кроль на груди» | фронтальный | ||
3. | Обучение плаванию правильным движениям рук, способом «Кроль на груди» | фронтальный | ||
4. | Обучение плаванию правильным дви-жениям ног, способом «Кроль» на груди | поточный | ||
5. | Обучение освоению дыхания при плавании способом «Кроль на груди» | поточный | ||
Совершенствование всех движений, с освоением дыхания | поточный | |||
7. | Начальное обучение техники плаван-ия способом «Кроль на груди» (старт) | поточный | ||
8. | Плавание способом «Кроль на груди»100 м. на время | поточный | ||
9. | Освоение дыхания при плавании способом «Кроль на спине» | поточный | ||
10. | Обучение и совершенствование плаванию правильным движениям рук, способом «Кроль на спине» | групповой | ||
11. | Обучение и совершенствование плаванию правильным движениям ног, способом «Кроль на спине» | групповой | ||
12. | Совершенствование согласованности движения рук и ног при плавании способом «Кроль на груди»,»Кроль на спине» | групповой | ||
13. | Начальное обучение техники спо-собом «Кроль на спине»,»Кроль на груди» (старт) | групповой | ||
14. | Обучение техники разворотов при плавании способом «Кроль на спине»,»Кроль на груди» | групповой | ||
15. | Плавание способом «Кроль на спине»,»Кроль на груди» 100 м.на скорость( на время) | круговой тренировки | ||
Всего |
Календарно-тематический план СР
№ | Содержание заданий | Колчасов | Срок сдачи | Форма контроля |
1. | СР№ 1. 1. Пути совершенствования методов обу-чения, основные принципы учебного процесса. 2. Учет возрастных особенностей при проведении занятий для детей школьного возраста | 4 не-деля | Реферат Контрольные задании | |
2. | СР№ 2. 1. Использование общих и специальных физических упражнений 2. Использование средств и методов при обучении плаванию. | 7 не-деля | Реферат Глоссарий | |
СР№ 3. 1. Основы методов спортивной тренировки. 2. Методы и способы техники плавании | 11 не-деля | Таблица Реферат | ||
СР№ 4. 1.Развитие выносливости пловца. 2.Подготовка и проведение соревнований по плаванию. | 14 не-деля | Реферат Контрольные вопросы | ||
Всего |
Календарно-тематический план консультаций в режимах F2F, on-line, off-line