Опыт эмоционально-ценностного отношения к миру, друг другу.
Знания составляют первый элемент социального опыта и являются источником формирования содержания образования, без которого невозможна целенаправленная деятельность.
К документам, определяющим содержание образования, относятся: государственный образовательный стандарт, учебный план, учебная программа, учебник и учебное пособие.
Образовательный стандарт -это обязательный уровень требований к подготовке выпускников и соответствующих этим требованиям содержания, методов, форм и средств обучения и контроля.
В содержательном аспекте стандарт предусматривает: владение базовыми понятиями, т.е. умениями
а) узнавать и воспроизводить основные понятия изучаемой отрасли знания,
Б) давать им определение,
в) раскрывать содержание понятия, его объём,
Г) устанавливать межпредметные связи с выше, ниже и рядом стоящими понятиями,
Д) давать практическую интерпретацию понятия;
Базисный учебный план общеобразовательной школы — это основной государственный нормативный документ, являющийся составной частью государственного стандарта. Он служит основой для разработки типовых и рабочих учебных планов и исходным документом для финансирования школы.
Учебный план школы составляется с соблюдением нормативов базисного учебного плана. Существуют два типа таких планов: собственно учебный, разрабатываемый на длительный период на основе государственного базисного учебного плана и отражающий особенности конкретной школы (в качестве его может быть принят один из типовых учебных планов), и рабочий учебный, разрабатываемый с учетом текущих условий и утверждаемый педагогическим советом школы ежегодно.
В учебных планах выделяются федеральный, национально-региональный и школьный компоненты.
На основе учебного плана составляются учебные программы. Учебная программа — нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебному предмету, логику изучения основных мировоззренческих идей с указанием последовательности тем, вопросов и общей дозировки времени на их изучение. Она определяет общую научную и духовно-ценностную направленность преподавания предмета, оценок теорий, событий, фактов. В программе обусловлена структура расположения учебного материала по годам обучения и внутри каждого школьного класса.
Учебные программы могут быть типовыми, рабочими и авторскими:
Конкретизация учебных программ находит своё отражение в учебниках и учебных пособиях. Это основной источник знаний и организации самостоятельной работы учащихся, важнейшее средство обучения.
Функции учебника:
- Информационная
- Трансформационная (материал в учебнике, преобразуемый с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований, становится доступным для них, но при этом не исключаются проблемность и возможности его творческого освоения.)
- Систематизирующая (обязательное систематическое и последовательное изложения материала)
- Функция закрепления материала и осуществления детьми самоконтроля
- Интегрирующая (учебник помогает ребенку присоединять к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию из смежных наук.)
- Координирующая (привлечение в процессе работы над материалом других средств обучения (карт, иллюстраций)
- Развивающе-воспитательная (духовно-ценностном влияние содержания учебника на учащихся)
- Обучающая (развитие умений и навыков, как конспектирование, обобщение, выделение главного, логическое запоминание)
Обучение грамматике.
Грамматика наряду со словарным и звуковым составом представляет собой материальную основу речи. По определению Гака, грамматика является разделом языкознания, в котором изучаются закономерности изменения и сочетания слов, образующих осмысленные предложения или высказывания.