Не чуствуй этого” Изоляция — восприятие травмирующих ситуаций или воспоминание о них без чувства тревоги
"Не знай, откуда это»Интроекция — присвоение ценностей или черт характера других людей для предупреждения угроз с их стороны.
“Преосмысли это””
Интеллектуализация развивается в раннем подростковом возрасте. Предполагает произвольное истолкование событий для развития чувства субъективного контроля над ситуацией. При этом используются способы: сравнение противоборствующих тенденций; составление списка “+” и “—” каждой из тенденций и их анализ; шкалирование каждого “+” и “—” в каждой из тенденций и их суммирование.
“Отмени это”
Аннулирование — поведение или мысли, способствующие символическому сведению на нет предыдущего акта или мысли, вызвавших сильное беспокойство, чувство вины.
13. Психологические основы профессионального самоопределения
Понятие "самоопределение" вполне соотносится с такими модными ныне понятиями, как самоактуализация, самореализация, самоосуществление, самотрансценденция, самосознание… При этом многие мыслители связывают самореализацию, самоактуализацию и т.п. именно с трудовой деятельностью.
Все это позволяет определить сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения.
Можно условно выделить некоторые варианты смысла самоопределения, предназначенные для общей ориентировки как самоопределяющегося клиента, так и для самого психолога-профконсультанта.
1. Применительно к профессиональному самоопределению можно выделить обобщенный смысл: поиск такой профессии и работы, которая давала бы возможность получать заработок (общественную оценку труда) по справедливости, т.е. в соответствии с затраченными усилиями (или в соответствии с вкладом человека в общество).
Но еще К. Маркс поставил проблему "отчуждения труда от капитала" .Таким образом, более важным становится не сам труд, а возможность перераспределения благ, результатов этого труда. Но обесцененный труд порождает уже чисто психологические проблемы, связанные с отношением к труду и планированием своего развития как настоящего труженика или как "предприимчивого" бездельника-эксплуататора.
Деньги - это не только экономическая категория - это своеобразный аккумулятор человеческих надежд, мечтаний и смыслов. Уже в развитие марксовых идей можно сказать, что обладатель капиталов как бы обладает и частичками души других людей. Но деньги (большие капиталы) позволяют человеку, который ими обладает, высвобождать свободное время для гармоничного личного развития.
2. Э. Фромм пытался несколько "психологизировать" К. Маркса. Его термин - "отчужденный характер", когда человек отделяется от своего дела, от своей деятельности, когда деятельность перестает для него быть личностно значимой, т.е. человек как бы теряет смысл своего труда. Человек просто продает себя на "рынке личностей" (как и у Маркса, человек продает свою рабочую силу). Отчужденный характер - это и есть "рыночная личность", утратившая истинный смысл (смысл для такого человека находится как бы вне труда, например, в зарабатывании денег).
3. В. Франкл рассматривает разные варианты смыслов ("три триады смыслов") и выделяет самый главный из них - смысл страдания, но "только такого страдания, которое меняет человека к лучшему".Правда, до него еще Ф.Ницше писал, что "место человека в обществе определяется теми страданиями, которые он готов за это вынести".
4. Дж. Ролз в своей известной работе "Теория справедливости" (1995) выделяет "первичное благо" - чувство собственного достоинства. Можно вновь поставить вопрос: зачем человеку деньги, капиталы? Обычный ответ: чтобы покупать вещи, приобщаться к культуре, путешествовать и т.п. Но далее следует еще более интересный вопрос: а это все зачем? Многие обычно теряются с ответом, т.к. ответ кажется самоочевидным. Попробуем порассуждать в этом направлении. Типичный пример: человек купил дорогую вещь (съездил за границу, "приобщился к культуре, обежав за два часа весь Лувр"), но часто главный для него смысл заключается в том, чтобы рассказать об этом своим близким и знакомым. Известно, например, что большее удовольствие человек часто получает не от престижной поездки за границу, а от предвкушения этой поездки или от рассказов об этой поездке в кругу "друзей", или же от воспоминаний о ней. То есть смысл - не в поездке, а вне ее.
5. Если попытаться несколько развить идею "первичного блага" и чувства собственного достоинства, то можно выделить еще один вариант смысла - стремление к элитарности (см. Пряжников, 2000). Известно, что многие люди (подростки и их честолюбивые родители) часто мечтают попасть "из грязи в князи" (в том числе и через "удачно" выбранную профессию, и через "удачное" трудоустройство). Это особенно важно в эпохи социально-экономических преобразований и потрясений, когда на первый план выходят не столько творческие, высококвалифицированные специалисты, эффективно работающие в более стабильных условиях, а так называемые "авантюристы", которые обладают не столько талантом хорошо работать, сколько талантом хорошо устраиваться (или точнее - подстраиваться под меняющуюся конъюнктуру рынка труда). Идея авантюризма сейчас очень популярна среди самоопределяющейся молодежи.