Грачева Т.А., Деркунская В.А., Комилова А.Ю.
Возможности театрализованных проектов в социализации детей старшего дошкольного возраста
Грачева Т.А., Деркунская В.А., Комилова А.Ю.
Игры современного ребенка наполнены разнообразными сюжетами и содержанием, они отражают его жизнь, впечатления, опыт взаимодействия с тем, что его окружает. В игре ребенок получает новые возможности: разобраться в важных для него вопросах, решить возможные проблемные ситуации, приобрести опыт, и конечно, получить удовольствие. Полноценное проживание ребенком игровых событий, дает ему возможность менять позиции и в реальных взаимоотношениях со сверстниками. То есть игровые отношения и переживания оказывают влияние на социальное общение.
Ребенку-дошкольнику доставляет удовольствие примерять на себя образы полюбившихся персонажей в игре, тем самым принимая на себя их выдающиеся способности или понравившиеся черты. В старшем дошкольном возрасте особое место в игровом пространстве ребенка начинает занимать театрализованная деятельность.
Участие в театрализованной деятельности (независимо от взятой на себя игровой роли «зритель», «актер»), обогащает эмпатийный опыт ребенка: развивается умение понять эмоции и чувства другого через осознание собственных переживаний.
Активное взаимодействие со сверстниками в увлекательной деятельности повышает уровень социальной активности, субъектной позиции ребенка.
Яркая, динамичная, наполненная широким спектром эмоций, побуждающая к общению, взаимодействию и размышлению театрализованная деятельность давно уже полюбилась детям нашей группы.
Начиная с простейших этюдов и перевоплощений в младшем возрасте, к подготовительной группе арсенал выразительных средств и внутренних задач, которые ставит перед собой ребенок-участник театрализованной деятельности, стремительно возрастает.
Поднимаясь на сцену, наряду с желанием проявить себя, сыграть хорошо свою роль, ребенок чувствует ответственность, и это уже не только волнение. Ребенок-актер в старшем дошкольном возрасте понимает, что рядом с ним его друзья, другие ребята, воспитатель, зритель, - все те, кого он не может подвести, и именно общие старания, поддержка и умение чувствовать друг друга, могут привести к заслуженному успеху.
Особую ценность, на наш взгляд, имеют общие переживания радости, совместного удовольствия от подаренного хорошего настроения зрителям и чувство гордости за себя и своих товарищей. Эти переживания и чувства позволяют детям быть внимательными, заботливыми, чуткими и неравнодушными.
Богатый потенциал театрализованной деятельности дает возможность успешно использовать ее в качестве средства обогащения эмоционального опыта и опыта социального взаимодействия старших дошкольников, так как данный вид деятельности позволяет в полной мере реализовывать педагогический принцип: развивать ребенка играя.
Логика организации театрализованной проектной деятельности старших дошкольников (общий замысел)
Этапы проектной работы | Задачи этапа | Содержание проектной деятельности | Продукт проектной деятельности |
Проект 1«Здравствуй, театр» Цель: создание условий для развития и поддержания интереса старших дошкольников к театру и театрализованной деятельности. | |||
1 этап. Приглашение в театр. Театр своими руками. | - принятие детьми проблемной ситуации развитие и поддержание интереса к театрализованной деятельности, через организацию продуктивной деятельности дошкольников, (работа над созданием театральных атрибутов) | - игра «Путешествие во времени»; - «Конкурс художников»; - Игра «Комплимент»; - игра «Раскрываем тайну кроссворда» | Театральный уголок в группе: вывеска с названием театра, Афиши; Кулисы; Театральная касса; Гардероб; Театральный буфет (с оформленным меню); Фотоальбом – галерея работников театра; Фотографии игровых занятий; Видео-спектакль (сказка, представленная в различных видах театра). |
- организация и осуществление исследовательской деятельности дошкольников | - игровая поисковая деятельность «О чем нам говорит театральный реквизит» - «Творческие мастерские» Проблемно-игровые ситуации: Билет/касса. «Есть билет, а места нет…» «Один день в театре без билетов». Сцена. «О чем нам шепчут кулисы...» Афиша.«Лучшее место для афиши». Буфет.«Почему в буфете не бывает каши?» «Театральное меню». Гардероб.«Что было бы, если бы в театре не было гардероба?» «Зачем около гардероба много зеркал?» «Перепутанные номерки» (этюд) | ||
2 этап. Театральные профессии | - расширение детских представлений о театральных профессиях и их роли в театре | - Путешествие в «театр Зазеркалье», -«Презентация театральных профессий» -«Кастинг театральных профессий» - Детская фото сессия «Лица нашего театра» | Работа на данном этапе способствует становлению разнообразных игровых позиций у современных дошкольников в театрализованной деятельности. |
3 этап. В гостях у сказки. | - обогащение эмоционально-чувственного опыта дошкольников через освоение средств выразительности, используемых в различных видах театра (цвет, движение, мимика, интонация, костюм). | - Работа над образом. - «Оживление картинки». - «Видео-презентация сказки». | Создание атрибутов для различных видов театра в группе; Обогащение опыта дошкольников через овладение различными средствами эмоциональной выразительности, и их использованием в процессе общения со взрослыми и сверстниками и в театрализованной деятельности. |
Проект 2 «В поисках настроений» Цикл театрализованных игр-путешествий. Цель: Расширение, обогащение, актуализация опыта и представлений детей об эмоциях, чувствах и способах их вербализации; снижение (преодоление) эмоциональной дистанции в детско-родительских отношениях. | |||
1 Этап Знакомство с настроениями | - расширение возможностей эмоционального общения в семье; - снижение эмоциональной дистанции детско-родительских отношений; - актуализация детского эмоционального опыта; - обогащение представлений дошкольников об эмоциях; - снижение степени стереотипности в определении эмоций и чувств детьми. | - Беседы с детьми, Игры-этюды с использованием личного опыта дошкольников - Детское интервью «Взрослые настроения» - Семейные проекты (Газета «Настроение моей семьи», коллаж, рассказы, рисунки и т.д.). | Создание «Книги Настроений» |
2 Этап Путешествия в страну Эмпатии | - расширение представлений детей об эмпатии, как умении сочувствовать, сопереживать, содействовать. - знакомство с особенностями эмпатийного поведения и обогащение его способами проявления эмпатии у дошкольников. | Используемые методы и приемы: - Игры-этюды, игры-импровизации, на основе сюжетов предложенной художественной литературы; - Беседы с детьми; -игры-фантазирования; -Участие в игровых проблемных ситуациях; экспериментирование- Театрализованные игры-путешествия в страну Эмпатии: Радость– г. Сорадости. Грусть – г.Согрусти. Обида, Злость – г.Взаимопонимания. Грусть - г.Взаимопомощи, Удивление, Спокойствие - г.Соучастия | - обогащение опыта эмпатийного поведения, за счет участия в театрализованных играх, с эмпатийным содержанием, требующих самостоятельного выбора, при их обсуждении и анализе художественной литературы. - Становление субъектной позиции эмпатийного поведения |
3 Этап «Настроение в беде, не найти его нигде» | - Коррекция и изменение нежелательного поведения. - Овладение навыками и представлениями о способах изменения нежелательного эмоционального состояния у себя и у другого человека, через активизацию представлений об эмпатийном поведении и развитие самостоятельности его проявлений в театрализованной деятельности и ситуациях взаимодействия. | - Создание «Копилки рецептов для хорошего настроения» - Драматизация, разыгрывание проблемных ситуаций, представленных в отобранных произведениях, импровизации. - Беседы-рассуждения. - Придумывание и участие детей в играх и упражнениях для развития самоконтроля над эмоциями (дыхательная гимнастика, тактильная гимнастика, игры на снятие напряжения, разрядки агрессии и т.д.) | - Развитие субъектной позиции ребенка в эмпатийном поведении. - Обогащение эмпатийного опыта детей способами оказания помощи с целью изменения нежелательного эмоционального состояния на следующих уровнях: - мысленном («О чем я могу подумать…») - вербальном («Что я могу сказать…») - действенном («Что я могу сделать…») |
Проект 3. «ПЕРВЫЕ ГАСТРОЛИ» | |||
Первые гастроли | - Инициация опыта чувствования ребенка за счет умений содействия в игровом контексте театрализованной деятельности и последующий перенос данных умений в реальный жизненный план. - Развитие и обогащение опыта эмпатийного поведения в условиях театрализованной деятельности и реального взаимодействия. - Создание условий для активизации самостоятельных эмпатийных проявлений старших дошкольников. | - «Соцопрос» - Выбор пьесы и обсуждение ее с детьми. -Подготовка постановки спектакля: (Эмпатийное прочтение сказки, Распределение ролей, Репетиции, Работа над чувствами, Работа над образом, Работа над эмпатийным поведением, Премьера спектакля, Обсуждение). | - Оформленные результаты детских интервью; - Видео с премьерой спектакля; Фотографии, видеозаписи подготовки к спектаклю; эскизы, рисунки детей. - Развитие эмпатийного поведения дошкольников (Само желание детей помочь и организовать спектакль для других детей является проявлением эмпатии). |
Развитие эмоциональной отзывчивости в театрализованной деятельности предполагает освоение ребенком данного вида деятельности, что в условиях игрового театрализованного проекта достигается через:
- обогащение опыта ребенка взаимодействия с театральным искусством (на обогащение представлений детей о театре, его структуре и видах, расширение детских представлений о театральных профессиях, обогащение опыта восприятия и переживания театрализованного действия, ознакомление со специфическим языком театрального искусства);
- включение в игровую деятельность соответственно своим способностям и возможностям (ребенок-“режиссер”, ребенок-“актер”, ребенок -“зритель”, ребенок -“оформитель”“декоратор” спектакля).
В процессе работы с детьми используются методы, дающие возможность самореализации ребенка в условиях данного вида деятельности, с учетом его игровых предпочтений и интересов.
Второй игровой театрализованный проект направлен на расширение и обогащение представлений детей об эмоциях и чувствах, способах их вербализации.
Что достигается через обогащение опыта восприятия литературных произведений ребенком, их переживания и осмысливания, с учетом индивидуального опыта ребенка, что в свою очередь позволяет его развивать.
Обогащение опыта эмоциональной отзывчивости детей происходит за счет сопереживания, сочувствия, содействия в игровом контексте театрализованной деятельности, который активизируется через создание условий, дающих ребенку возможность проживать различные настроения вместе с другим человеком, персонажем (Радость-Сорадость; Страх-Сочувствие; Грусть-Согрусть и др.).
Третий игровой театрализованный проект направлен на активизацию самостоятельных проявлений эмоциональной отзывчивости старших дошкольников по отношению к сверстникам и взрослым в условиях театрализованной деятельности.
Однако для того, чтобы работа в данном направлении была эффективной и отвечала интересам ребенка, необходимо создать благоприятные условия для становления собственного положительного отношения ребенка к театрализованной деятельности (субъектной позиции в ее организации) и расширения опыта социального взаимодействия, способности содействовать (через передачу опыта организации театрализованной деятельности детям средней группы).
Реализация данных условий предполагает участие детей старшей-подготовительной группы в двух долгосрочных проектах:
1. Проект «Театр в Театре». Обогащение представлений детей о театре, обогащение эмоционально-чувственного опыта, расширение опыта игрового взаимодействия, партнерских отношений со сверстниками, развитие творческих способностей и самостоятельности.
2. Проект «Я подарю тебе театр». Обогащение опыта социального взаимодействия, через принятие детьми роли «наставников» в организации театрализованной деятельности детей средней группы, совершенствование творческих способностей и игровых умений детей, развитие у детей умения планировать, договариваться и организовывать свою деятельность и деятельность младшего ребенка, учитывая его способности, возможности и интересы.
На первом этапе дети создавали свой театр в группе.
Ø Совместно с воспитателем изучали историю и различные виды театра (Создание книги «Театральные маски», Выставка детских рисунков «Кто живет в театре»).
Ø Пробовали свои силы в различных игровых позициях. Принимали активное участие в работе над интерьером (придумали название - «Радужный Театр», декорации, афиши, билеты, костюмы, буфет и т.д.).
Ø Изучая желания, способности друг друга распределяли игровые позиции между участниками, учились договариваться и учитывать мнения друг друга (кастинг, «Шоу Минута славы»).
Ø Совместно с воспитателем проводились игры-этюды, игры-перевоплощения («Шоу Точь в точь», игры-этюды в режимных моментах).
Ø Подготовка спектакля (репетиции с видео съемкой, их просмотр и обсуждение с детьми).
Ø Гастроли театра.
Участие детей в проекте позволило значительно обогатить способы игрового сотрудничества со сверстниками, общий интерес к театрализованной деятельности способствовал развитию дружеских взаимоотношений в группе. Итогом реализации данного этапа стали гастроли театра, созданного детьми (спектакль был показан неоднократно: для родителей; для детей разных возрастных групп).
На втором этапе дети подготовительной группы делились своим опытом в организации театрализованной деятельности с детьми средней группы.
На этом этапе решались следующие задачи:
· Развитие эмпатийных способностей старших дошкольников в деятельности, в процессе игрового взаимодействия с детьми средней группы.
· Обучение детей игровому взаимодействию с младшими сверстниками, созданию несложных этюдов по сюжетам знакомых литературных произведений, с использованием доступных средств выразительности (интонация, мимика, жесты).
· Развитие интерес у детей средней группы к театрализованной игре путем приобретения игровых умений и навыков, развитие способность воспринимать художественный образ.
· Развитие эмоциональности и выразительности речи, артистических способностей посредствам театрализованных игр.
· Воспитание у детей устойчивого интереса к театру, через возможность организации их самостоятельной театрализованной деятельности.
Основными направлениями совместной работы старших дошкольников с детьми средней группы стали: совместные театрализованные игры, игры на развитие интонационной выразительности речи, дыхательная гимнастика, артикуляционная гимнастика, чтение сказок, подвижные игры с элементами драматизации.
Формы взаимодействия детей:
Ø Игра-анкетированиедля детей средней группы с целью изучения их интересов. Дети придумывают вопросы анкеты и проводят опрос индивидуально. При этом задача старших дошкольников не только установить контакт и задать вопросы, но и запомнить ответ, чтобы получить необходимую информацию. Такое задание позволяет каждому ребенку почувствовать себя частью команды, ощутить значимость данного ему поручения;
Ø Обсуждение полученных результатов («Копилка любимых сказочек»);
Ø Организация и проведение детьми подготовительной группы совместных игр-этюдов («Мы подружимся без слов», «Мое настроение», «Путешествие улыбки по кругу» и т.д.);
Ø Театрализованная встреча-викторина "Путешествие по сказкам" (проводят дети подготовительной группы);
Ø Игры-этюды на развитие выразительности речи/передача настроений «Точь в точь» (проводят дети подготовительной группы).
В ходе подготовки спектакля (для детей-участников «Радужного Театра» подготовительной группы):
Ø Пластические и музыкально-игровые этюды, направленные на передачу различных образов;
Ø Дыхательная гимнастика;
Ø Чтение выбранной сказки и анализ действий главных героев;
Ø Подвижные игры с элементами драматизации.
Ø Кукольный спектакль для детей средней группы "Теремок".
В ходе реализации проекта была проведена работа по обогащению умений детей взаимодействовать со сверстниками, с детьми младшего возраста. Дети подготовительной группы проявили себя как старшие товарищи, готовые помочь, поддержать, научить. Стали проявлять большую заинтересованность и внимание к чувствам и настроению друг друга, жить общей эмоциональной жизнью. В ходе реализации проекта значительно обогатился игровой опыт и игровые позиции детей обеих групп, стали более совершенными детские исполнительские умения, развито чувство партнерства в повседневном общении. Мы активно продолжаем работу по разработке и реализации театрализованных проектов в развитии детей старшего дошкольного возраста.