СКАЗКА О ТРЕХ БРАТЬЯХ (Е. Пермяк)
...Наградил как-то трех братьев великий волшебник по имени Труд счастливыми часами за хорошую работу и сказал:
— Всякий, кому даны эти часы, сам по себе может распоря
жаться своей жизнью, своим временем. Хочешь — работай, хочешь —
гуляй. Хочешь - на дуде играй, хочешь - ногу пинай. Позволяют
эти часы, пока завод в них не кончится.
Тогда старший брат спрашивает: «А чем заводить, товарищ великий волшебник Труд?»
АФГАНСКАЯ СКАЗКА
Шли осел и лошадь с базара. Так случилось, что осел был навьючен выше головы, а лошадь бежала налегке. Шли они, шли, прошли полдороги. Устал осел, кряхтит, еле дышит.
- Будь другом, - попросил он лошадь, - помоги мне! Возьми
часть груза!
Но лошадь и ухом не повела.
Глава IV. Психология младшего школьника
Дорога шла в гору. Осел чувствует, что вот-вот упадет, и опять просит лошадь: помоги!
— Ладно, — согласилась лошадь, — кое-что я возьму на себя:
ты неси груз, а я уж, так и быть, буду за тебя кряхтеть и отдуваться.
Осел прошел десяток шагов и упал. Делать нечего, разгрузил хозяин осла и всю поклажу взвалил на лошадь.
Теперь осел бежал налегке, а лошадь кряхтела и отдувалась за двоих. Не зря говорят: в одиночку и порознь — вдвое труднее, вдвоем и вместе — вчетверо легче.
ЗАНОЗА (Ф. Кривич)
Нам, кажется, по пути, — сказала Заноза, впиваясь в ногу. — Вот и хорошо: все-таки веселее в компании.
Почувствовав боль, мальчик запрыгал на одной ноге, и Заноза заметила с удовольствием:
— Ну вот, я же говорила, что в компании веселее.
ЗЛАКИ (Ф. Криви,О
—Ж и з н и нет от этого Бурьяна! — возмущался Колос. — Чтоб его град побил, чтоб его молния испепелила!
—Что ты говоришь! — вразумляет Колос его товарищ. — Случится пожар, то мы сгорим, никого не останется, все сгорим!
—Зато на нашем месте вырастут новые колосья, — не унимался Колос.
—А если вырастет Бурьян?
БЫЛИНКА И СОЛНЦЕ (Ф. Кривин)
Былинка полюбила Солнце. Но где Солнцу разглядеть какую-то Былинку. Да и хороша пара — Былинка и ...Солнце! Но Былинка об этом не думала. Она тянулась к Солнцу изо всех сил, тянулась, тянулась и из Былинки превратилась в цветущую Акацию. Красивая Акация, замечательная Акация. Кто теперь узнает в ней прежнюю Былинку? Вот что делают с нами надежда и высокие чувства.
ВЕЧЕРНИЙ ЧАЙ (Ф. Кривин)
Когда Чайник, окончив свою кипучую деятельность на кухне, появляется в комнате, на столе все приходит в движение. Весело звенят, приветствуя его, чашки и ложки, почтительно снимает крышку сахарница. И только старая плюшевая скатерть презрительно морщится и спешит убраться со стола, спасая свою незапятнанную репутацию.
План-задание для самостоятельной работы149
ПЕНЬ (Ф. Кривин)
Пень стоял у самой дороги, и прохожие часто спотыкались об него.
— Не все сразу, не все сразу, — недовольно скрипел Пень. — Приму сколько успею: не могу же я разорваться на части! Ну и народ — шагу без меня ступить не могут.
* * *
С поляны коршун поднялся, Высоко к небу он взвился. Все выше, дале вьется он И вот ушел за небосклон. Природа-мать ему дала Два мощных, два живых крыла — А я здесь в поте и в пыли Я, царь земли, прирос к земли!..
(Ф.Тютчев)
Волны и люди Волны катятся одна за другой С плеском и шумом глухим; Люди проходят ничтожной толпой Также один за другим. Волнам их воля и холод дороже Знойных полудня лучей; Люди хотят иметь души ... и что же? Души в них волн холодней!
(М. Лермонтов)
4. Составьте характеристику специфических особенностей общения младшего школьника, используя рекомендуемую литературу [1, 5] и результаты проведенного вами исследования по предлагаемой методике.
МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ОБЩИТЕЛЬНОСТИ К А К ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛИЧНОСТИ
Вводные замечания. Трудности общения ребенка со сверстниками, взрослыми нередко становятся причиной задержки его личностного развития, низкого статуса в классном коллективе, дезадаптации и тревожности. Поскольку общительность в младшем