Влияние классической музыки на процесс творчества дошкольников в ручном труде 4 страница

Впервые рассмотрел ритмику швейцарский педагог и композитор Эмиль Жак-Далькроз. «Всякий ритм есть движение», «Без телесных ощущений ритма... не может быть воспринят ритм музыкальный». Назначение своей системы Далькроз сформулировал так: «Цель ритмики - подвести ее последователей к тому, чтобы они могли сказать к концу своих занятий - не столько «Я знаю», сколько «Я ощущаю», и, прежде всего, создавать у них непреодолимое желание выражать себя, что можно делать после развития их эмоциональных способностей и их творческого воображения. Система музыкального воспитания, созданная немецким композитором Карлом Орфом построена на элементарном музицировании, где ведущую роль занимает ритм и музыкально-ритмическое воспитание.

Очень помогает в работе программа Т.Э.Тютюнниковой «Элементарное музицирование с дошкольниками». В основу программы положены принципы музыкальной педагогики К.Орфа, сочетающиеся с достижениями отечественной детской музыкальной педагогики. Ежегодно проводим с детьми занятия «Дождинкины осенины», «Морозкины забавы», «Потешные посиделки», «Весновнин прибаутничек», «Очень многие считают, что на туче не летают», «Просто, легко, весело» начиная с младшей группы. Основными видами деятельности на этих занятиях являются активные формы: пение, игра на музыкальных инструментах, речевые упражнения и движение («пластический жест»). Во главе воздействия на ребенка на данных занятиях находится театрализованная игра, где различные виды деятельности гармонично объединены.

«Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. В основу программы вошли идеи Э.Жак Далькроза и его последователей. Данная программа «…является музыкально- ритмическим психотренингом для детей и педагогов, развивающим внимание, волю, память, подвижность и гибкость мыслительных процессов, направленных также на развитие музыкальности и эмоциональности, творческого воображения, фантазии (А.И.Буренина).
В детской психологии и методике развития речи дошкольников хорошо известна роль становления слуха и формирования ритмических способностей. Установлено, что сниженный слух и, как следствие этого, плохое восприятие ритмической структуры звуковой среды резко тормозят формирование экспрессивной речи в раннем возрасте. Если чувство ритма несовершенно, то замедляется становление развернутой (слитной) речи, она невыразительна и слабо интонирована; дошкольник говорит примитивно. И в дальнейшем слабое развитие слуховых и моторных способностей тормозит развитие ребенка, ограничивая не только сферу интеллектуальной деятельности, но и общение со сверстниками.

Значение развития ритмического слуха в музыкальном воспитании ребенка заключается в том, что оно: помогает развитию музыкальных способностей и обогащает эмоциональный мир детей; развивает познавательные способности; воспитывает активность, дисциплинированность, чувство коллективизма.

В своей работе для развития чувства ритма у детей, я использую разнообразные методы и приемы. Развивая чувство ритма у детей, большое внимание я уделяю речевым играм и упражнениям, детей привлекает ритмика и созвучие стиха, а потешки и считалки неотделимы от игр и массовых танцев. Считаю, что музыкальный слух развивается в тесной связи со слухом речевым. А речевой слух - это одна из основ музыкального слуха. Дети учатся пользоваться выразительными средствами, которые являются общими для речи и музыки. Это темп, ритм регистр, звуковысотный рисунок, фактура, фразировка, форма.

Речевые упражнения - это ритмическая декламация стихов, потешек, может быть на фоне музыки или без нее. Например, ритмодекламации с музыкой: «Бармалей», «Убежало молоко», «Антошка» и мн. др. Ритмической основой в упражнении может быть естественный ритм стиха или же специально подобранный в зависимости от педагогических целей. С детьми старшего возраста используем наложение разных ритмов друг на друга, что способствует развитию внимания детей, умению слышать одновременно несколько ритмических уровней, развивает полифонический слух ребенка.
Многолетние наблюдения показали мне, что детям нравится игра голосом и фонемами - звуковыми элементами речи. Уверена, что такие фонопедические упражнения помогают подготовить детей к пению. Практика показывает, что фонемы, дополненные движением, или «пластическим жестом» (по Т.Э.Тютюнниковой) легко перекладываются детьми на воображаемые музыкальные инструменты:

Барабан-бум-бум - удары по коленкам.

Тарелочки-тири-тири - скользящие хлопки «тарелки».

Как разновидность речевых упражнений используем почти на каждом занятии пальчиковые игры. Для этого сделана подборка - картотека пальчиковых игр, речевых игр, игр со звучащими жестами по возрастам.
На занятиях часто применяю «звучащие жесты», так как это привлекает внимание детей и делает задание интереснее. «Звучащие жесты» - это игра звуками своего тела: хлопки, шлепки, притопы, щелчки, цоканье языка. Звучащие жесты я использую, как сопровождение в речевых упражнениях, в пении, музицировании на детских музыкальных инструментах.

Звучащие жесты доступны всем. На занятиях видно, что они доставляют детям радость. В сочетании с речью они эффективно развивают чувство ритма, так как вносят в упражнения элемент движения, который необходим для ощущения музыки детьми и освоения ее ритма, внутреннего пульса. Звучащие жесты записываю по принципу партитуры: хлопки(хл), шлепки(шл), притопы(пр). Упражнения с ритмическими карточками позволяют мне сделать работу по развитию чувства ритма более эффективной, а сочетание звучащих жестов, ритмослогов и зрительного восприятия способствует тренировке внимания и развитию координации, ощущения единого темпа. На занятиях использую игры «Сыграй как я», «Как тебя зовут», «Дирижер», «Повтори за мной», «Музыкальный квадрат» и др.

При работе над развитием чувства ритма я придерживаюсь последовательности, которая проверена и многократно подтверждена на практике. Развитию чувства ритма я уделяю внимание с самого начала вхождения в мир музыки, первоначально это задания на ощущение и воспроизведение метра в звучащих жестах и с использованием элементарных шумовых и ударных инструментов при пении, движении под звучание ритмичной музыки. Это такие задания как: «Украсим музыку для кошечки, собачки», «Хлопаем в такт» и т.д, где нужно уловить и воспроизвести метрический пульс на ударных инструментах.

Затем ввожу длительности - четвертые и восьмые. Упражнения «Большие и маленькие капельки», «Люди шагают и бегают». Чередование ритма шага и бега по фразам и предложениям требует от детей большого внимания и некоторых навыков воспроизведения метра. Это следующий этап в работе над развитием чувства ритма. Далее даю выделение сильной доли и тактирование размера. Следующий этап в работе - освоение ритмических рисунков различной степени сложности. Начиная со среднего возраста учу детей подбирать и прохлопывать слова, состоящие из двух и трех слогов. Таким образом прорабатываются модели сначала в двухдольном, потом и в трехдольном размере. После усвоения на слух и воспроизведения в хлопках ритмических моделей, знакомлю детей с графическим изображением ритмических блоков (даю понятие, что так обозначаются длинные и короткие звуки). Для обозначения длительностей ввожу ритмослоги: четверти-та-та, восьмые - ти-ти, половинная - та-а. Для закрепления разыгрываем с детьми «Сказку о дружной семье». Постепенно освоенные таким образом ритмические фигуры позволяют нам перенести их на ударные инструмент, сопроводить свою речь, пение или движение.

Занимаясь с детьми, применяю такой прием, как моделирование элементов музыкального языка: речевое (различные возможности голоса). Графическое (опора на зрительное восприятие), пространственное (рисование руками в воздухе), двигательное (в движении на месте и по залу).
Развивая у детей чувство ритма, большое внимание уделяю музыкальному движению. По тому, как ребенок двигается, импровизирует под музыку, передавая определенный образ, насколько выразительны его движения, определяю степень развития чувства ритма.

Изучив литературу, проанализировав результаты диагностики последних лет, для развития чувства ритма в движении я решила разработать свою авторскую программу «Лебедушка» по формированию у детей свободы и пластики движений. При этом учитывала возможности детей, техническую и материальную базу детского сада, использовала практические наработки за последние годы. Программа состоит из 4 разделов, соответствующих возрастным группам детей дошкольного возраста, рассчитана на 4 года. Была апробирована на детях с 2006 по 2010г. Три важных аспекта освещены в этой программе: развитие эмоционального мира, развитие чувства ритма, освоение и творческое использование основных видов движений и танцевальных элементов, овладение «языком» выразительных движений. Обучение языку движений проходило на муз. занятиях, утренней гимнастике и в игровой увлекательной форме на занятиях кружка «Веселинка». В процессе работы были разработаны и проведены серия занятий: «Котята оправляются в путешествие», «Новый год», «Зоопарк», «Снежок, мой дружок» и др.

Приступая к работе по программе, провела начальную диагностику, которая разработала сама в соответствии с программой. Затем провела промежуточные и по окончании работы итоговую диагностику. Анализируя результаты, пришла к выводу, что такое целенаправленное комплексное обучение совершенствует у детей чувство ритма, значительно повышает качество исполнения движений, их выразительность и общительность.

В становлении чувства ритма у дошкольников мне очень помогает наглядный и раздаточный материал, различные атрибуты, копилку которых стараюсь с каждым годом пополнять и обновлять. Это ритмические палочки, «Карандаши Деда Мороза», снежинки, листочки, цветочки, клубочки, перышки, снежки, «Веселые колпачки», «Снежные нити» и мн. др. Упражнения и игры по развитию чувства ритма обязательно включаю в каждое музыкальное занятие как неотъемлемую часть. Игры повторяем, варьируем в течение всего учебного года. Провожу доминантные занятия по развитию чувства ритма. ««Вездесущий ритм», «Часы и часики», «Музыкальные узоры», «Метр и ритм - сердце музыки» и т.д.

Работа по развитию чувства ритма ведется не только на музыкальных занятиях, но и в свободной деятельности, на праздниках и развлечениях, на других занятиях эстетического цикла (аппликации, рисовании) с привлечением воспитателей и родителей.

Ритм присутствует в нашей жизни повсюду. Биение сердца - ритм нашего организма. С его помощью можно успокоить или активизировать реакции нашего организма в разных ситуациях. Наша речь, овладение чтением и письмом так же требуют развитого чувства ритма. Поэтому занятия по развитию чувства ритма дают ребенку бесценный жизненный опыт.

Литература:

1. Далькроз Э.Ж. Ритм. Его воспитательное значение Мдля жизни и искусства. 6-я лекция. СПб- 1922.

2. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка.- М.: Просвещение, 1967.

3. Волкова Г.А. Логопедическая ритмика.- М.: Просвещение, 1985.

4. Теплов Б. М. Избранные труды. Т. 1: Психология музыкальных способностей.- М., 1985.

5. Лифиц И. Ритмика: Учебное пособие.- М.: Академия, 1999.

6. Буренина А.И. Ритмическая мозаика. Программа.- СПб., 2000.

7. // «Дошкольное воспитание» № 2,4. - 1998, № 7 - 1999, № 9 - 2000.

Рахматуллина Н. Н.

ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДА МОДЕЛИРОВАНИЯ НА МУЗЫКАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ

Музыкальное воспитание играет важную роль в формировании личности ребенка, эстетических чувств, художественного вкуса, творческой активности и нравственных качеств. Основой музыкальной культуры является эмоциональная отзывчивость на произведения музыкального искусства. Развитие и формирование гармоничной личности ребенка через восприятие музыки, умение ее слушать, анализировать. Дети в процессе обучения должны научиться чувствовать красоту музыкального произведения, и выражать свою радость от его восприятия словами, танцам, игрой на детских музыкальных инструментах.

В обычном процессе дошкольного обучения основное внимание уделяется сообщение детям знании, умении, навыков, развитие способностей происходит стихийно, оказывается косвенный эффект обучения. Поэтому необходимо отыскать пути прямого воздействия на процессе формирования способностей детей и одним из эффективных путей такого прямого воздействия является метод моделирования.

Моделированию присущи удивительные свойства: оно как бы опора, и в то же время катализатор детской мыслительной деятельности. Это и подтолкнуло меня к использованию этого метода в процессе обучения и развития своих воспитанников на музыкальных занятиях и театрализованной деятельности.

Моделирование - эффективное средство, способствующее формированию познавательной активности, желание думать, стремление узнавать новое, усвоение детьми обобщенны способов отражение воспринятого материала, развитию связной речи, логического и нестандартного мышления детей. Оно является всеобщим методом опосредованного изучения любых объектов и их свойств, отношении. Это дает серьезное основание внедрить моделирование в свою педагогическую деятельность с детьми - дошкольниками, что бесспорно увеличивает ее развивающий эффект, доказывает принципиальную возможность целенаправленного формирования познавательных способностей во многих видах детской деятельности, придавая комплексный характер, особенно в области формирования интеллектуальных способностей дошкольников.

Мобильность данного метода заключается в возможности сокращении времени на передачу информации, ведь очень важно за короткий отрезок времени рассказать, показать, спеть объяснить.

Используя метод моделирования на занятиях, я поняла, что дети лучше усваивают данный материал, быстро ориентируются в жанрах музыки, в описании его характера, формы (из скольких частей состоит данное музыкальное произведение). Составляя схему песни, дети лучше запоминают её текст.

В дошкольном возрасте лучше развивается зрительная память, чем слуховая. Им ближе символики, значки, чем обычные рисунки и, исходя из этого, я решила применить в своей работе метод моделирования. В качестве условных заместителей (элементов моделей) могут выступать символы разнообразного характера:

- геометрические фигуры;

- символические изображения предметов (условные обозначения, силуэты, контуры, пиктограммы);

- планы и условные обозначения, используемые в них;

- контрастная рамка - прием фрагментарного рассказывания и многие другие.

Метод моделирования я начинаю использовать со 2 младшей группы. Дети наглядно видят, какая музыка прозвучала:

- веселая - как солнышко или грустная - как тучка;

- медленная – как черепаха или быстрая - как стрела;

- мелодичная или отрывистая.

Дети со средней группы определяют звучание песен: сольно, ансамблем или в оркестровом исполнении.

На примере музыкального произведения в подготовительной группе я хочу показать использование метода моделирования и переход его в театрализованную деятельность.

I занятие.

1. Знакомство с композитором Шарль Камиль Сен-Санс, рассказать биографию композитора, показать портрет.

2. Слушание музыки «Аквариум».

3. Определить характер музыки, используя карточки модели.

Каждая цветная карточка обозначает характер музыки. Эти карточки меняю по сезону: осень - осенние кленовые листья, зима-снежинки, весна-солнышко, лето-цветы.

Красный - торжественная, праздничная, боевая, маршевая, четкая, гордая, могучая, победная, отчетливая, важная.

Оранжевый - веселая, плясовая, радостная, танцевальная, игривая, задорная, озорная, шутливая, бойкая, смешная, забавная, резвая, солнечная, прыгучая, улыбающаяся.

Желтый - нежная, светлая, мягкая, лучезарная, солнечная, игривая.

Зеленый - спокойная, добрая, приветливая, колыбельная, напевная, мягкая, плавная, протяжная, хороводная, не торопливая.

Голубой - ласковая, задумчивая, мечтательная, легкая, светлая.

Синий - таинственная, волшебная, осторожная, настороженная, отрывистая, загадочная, колючая, пугливая, острая, подкрадывающаяся.

Фиолетовый - мужественная, бесстрашная, смелая, отважная, строгая, храбрая богатырская, сильная, военная, стремительная, боевая, грозная.

Серый - печальная, жалобная, тоскливая, скорбная, хмурая, обиженная, плачущаяся, просящая.

Коричневый - серьезная, сдержанная.

Черный - злая, грубая, тяжелая, сердитая, недовольная, темная, страшная.

Дети подбирают карточки с определенным цветом, которые подходят к характеру данной музыки. На таких занятиях обогащается словарный запас детей.

II занятие.

1. Узнавать и называть композитора по портрету.

2. Узнавать и называть знакомое музыкальное произведение по вступлению музыки.

3. Определить характер музыки с использованием цветных карточек моделей.

4. Познакомить детей с музыкальной формой путем графического изображения.

- квадрат -1 одночастная;

- квадрат и круг - 2 частная;

- квадрат, круг, треугольник - 3 частная.

Музыкальной формой называется строение, конструкция, соотношение частей внутри музыкального произведения. Основной принцип построения любой музыкальной пьесы или крупного сочинения – повторность. Радиус действия повторности очень широк: могут проверятся мотивы, темы, фразы, части музыкальных произведении, чтобы определить форму, необходимо внимательно вслушиваться в исполняемую музыку и обращать внимание на встречающиеся в ней повторения.

Если музыкальные произведения, небольшое по объему, выражает какое-то одно настроение, можно определить его форму как одночастную.

Если оно содержит разные по характеру темы, то про эту музыку говорят, что она написана в двухчастной форме.

Если звучит сначала одна тема, затем музыка меняется, и потом мы слышим, что она исполняется так же, как и вначале относим это произведение к трехчастной форме.

При слушании музыки дети слышат и видят графическое изображение музыки, и они должны правильно выбрать карточку соответствующую данной музыке.

III занятие.

1. Умение определить форму музыки.

2. Разбор музыкального произведения по карточкам с целью закрепления полученных знаний.

3. Использовать карточки - модели для определения музыкальных инструментов.

Все изучаемые инструменты обозначаем разными геометрическими фигурами, но одного цвета. Фортепиано-круг, балалайка-треугольник, гармошка-квадрат, скрипка-прямоугольник, гитара-овал, ударные музыкальные инструменты-трапеция.

Дети определяют, какие музыкальные инструменты прозвучали в данном произведении.

IV занятие.

Интегрированное. Совместно с руководителем изостудии проводим занятие по прослушанной музыке, в частности Шарль Камиль Сен-Санс «Аквариум». Детям предлагается передать свои впечатления в рисунках. На таких занятиях дети рисуют то, что им представляется, и стараются искренне выразить свои чувства. Это помогает им глубже проникнуть в содержание и настроение музыки.

После того, как дети поэтапно прослушали музыку, предлагаю составить танец. Дети придумывают свои оригинальные движения, которые включаю в рисунок танца. При разучивании танца учитываю желания ребенка, его хореографические, артистические способности. Готовый танец «Рыб и водорослей» применяю к сказке «Дюймовочка».

Также я применяю метод моделирования и при разучивании песен. На таких занятиях метод моделирования остается прежним, т.е. дети также с использованием моделей определяют характер и форму музыки, осуществляют разбор песни. Дополнением к данной методике является составление схемы песни (используются геометрические фигуры разные по цвету).

Оранжевый треугольник - вступление и конец; зеленый квадрат - куплет; голубой прямоугольник - припев; красный круг - проигрыш.

Немаловажную роль при обучении детей моделированию играют музыкально-дидактические игры, которые способствуют формированию у детей слушать музыку, различать высоту, тембр, динамику и длительность звука, развивают чувства ритма, помогают правильно передать ритмический рисунок хорошо знакомых мелодий и песен, а также работать над новыми. Они способствуют развитию самостоятельной музыкальной деятельности, помогают закреплять знания детей о музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры на основе моделирования помогают развивать в детях определенные умения и навыки, так необходимые при овладении тем или иным музыкальным инструментом, прививают интерес и желание играть на них самостоятельно и ансамблем.

Итак, проанализировав работу по использованию моделей и моделирования, могу отметить, что результаты более чем положительные. Они превзошли все мои ожидания, они так очевидны. Я убедилась в том, что мышление детей носит моделирующий характер. Хотя моделирование достаточно сложное и длительное, занятие не утомляет детей, оно им так близко и доступно, развивает гибкое нестандартное мышление. Посредством моделей дети умеют выделять существенное, выразить свои мысли лаконично, но по содержанию. Надо отметить, что знания детей систематизированные, обобщенные, прочные благодаря моделированию, поэтому обязательно необходимо продолжить более целенаправленную углубленную работу по использованию данного метода.

Литература:

1. Улашенко, Н. Б. Музыка занятия с детьми старшей и подготовительной групп / Н.Б.Улашенко.- Волгоград.: Корифей, 2006г.- 25с.

2. Зацепина, М.Б. Журнал «Музыкальный руководитель» / М.Б.Зацепина Реализация «Программы воспитания и обучения в детском саду» - № 8. - 2007.- С.2.

3. Тютюнникова, Т.Э. Музыкальные узоры // «Музыкальный руководитель». - №1 – 2006.- С. 4.

Романова М.М., Гладинова Е.И.

МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ И РАЗВИТИЕ СОВРЕМЕННЫХ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ ДОУ

Любите и изучайте великое искусство музыки. Оно откроет вам целый мир высоких чувств, страстей, мыслей. Оно сделает вас духовно богаче. Благодаря музыке вы найдете в себе новые неведомые вам прежде силы. Вы увидите жизнь в новых тонах и краска

Дмитрий Шостакович

Дошкольное детство - сенситивный период в жизни человека для воспитания, обучения и развития. Дошкольное образовательное учреждение - первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования. Обладая высокой пластичностью функций мозга и психики, ребенок имеет большие потенциальные возможности развития, реализация которых зависит от непосредственного влияния окружающих взрослых, от воспитания и обучения. Воспитание и развитие талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

В современных условиях дошкольного образования важная роль отводится художественно-эстетическому развитию средствами искусства, народной культуры и художественной деятельности как важного социально-педагогического фактора. С первых дней своей жизни ребенок соприкасается с музыкальным искусством, которое является одним из компонентов культуры. Теоретически доказано и практически подтверждено, что именно в дошкольном возрасте происходит успешное творческое развитие детей, которое формируется в активной творческой эстетической деятельности, и больше всего этому способствует музыкальная деятельность. Гармоничное сочетание умственного и физического развития, нравственной чистоты и эстетического отношения к жизни и искусству - необходимые условия формирования целостной личности. Достижению этой высокой цели во многом способствует и правильная организация музыкального воспитания детей.

Музыка является одним из богатейших и действенных средств воспитания, она обладает большой силой эмоционального воздействия, воспитывает чувства человека, формирует вкусы. Гармоничность музыкально-эстетического воспитания важна для детей всех возрастов. Но никто так не нуждается в ней, как дети дошкольного возраста. Музыкальные впечатления, полученные ими, остаются в памяти надолго, иногда на всю жизнь. Музыка имеет звуковую природу, временной характер, обобщенность образов, являясь «искусством чувств», как говорил П.И. Чайковский. Музыка должна звучать не только на музыкальных занятиях, но и в быту, в играх детей, включаться в другие виды деятельности, служить развлечением и отдыхом.

Коренное обновление содержания воспитания и обучения в дошкольных учреждениях обусловлено новыми Федеральными государственными требованиями (ФГТ). Новые социально-экономические отношения в стране вносят значительные изменения в формирование и развитие подрастающего поколения. В настоящее время игра признается основным видом деятельности дошкольников, поэтому учебная деятельность, то есть занятия уже не являются, как раньше, основной формой работы с детьми, а музыкальные виды деятельности играют огромную роль в достижении ребенком уровня «школьной зрелости».

В последние годы масса внимания уделяется проблеме новых технологий, в которых предполагают приоритет личностного начала: воспитание ученика с развитым мировоззрением, определенной системой ценностей, высоким уровнем интеллекта, личность, которая способна самосовершенствоваться.

В деятельности нашего МБДОУ Детский сад № 84 общеразвивающего вида «Алёнушка» уделяется большое внимание задачам музыкального образования:

1. Развитию музыкального восприятия.

2. Формирование музыкальной культуры и музыкально-эстетического вкуса.

3. Приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания.

4. Развитию музыкальных способностей (ладовое чувство, чувство ритма, гармонии, точности интонации).

5. Воспитание интереса и любви к высокохудожественной музыке, желание слушать и исполнять её.

6. Развитие и любви к музыке своего народа и к национальной музыке с целью ознакомления с духовной культурой других народов.

7. Приобщение ребёнка к народной, классической и современной песне, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительств.

8. Формирование умения использовать полученные навыки в быту и на досуге.

Реализуя поставленные задачи, мы помним, что музыка в большей степени, чем любой другой вид искусства, доступна ребёнку, поэтому используем различные формы организации детской деятельности: учебные занятия, игру, совместную деятельность, праздники и развлечения.

В дошкольном образовательном учреждении музыка начинает звучать с утренней зарядки, создавая радостное, бодрое настроение у детей, активизируя и повышая их жизненный тонус. В теплое и сухое время года песня должна исполняться на экскурсиях, на прогулках, в хороводных играх, создавая общность переживаний, приподнятость настроения.

На музыкальных занятиях задействованы разнообразные виды музыкальной деятельности. Слушая музыку, музыкальный руководитель знакомит воспитанников с художественным образом, музыкальными жанрами, вокальной и инструментальной музыкой, творчеством современных композиторов и композиторов-классиков, что способствует развитию памяти, внимания, художественного вкуса.

На занятиях, направленных на развитие музыкально-ритмических движений, воспитанники детского сада знакомятся с основными музыкально-ритмическими движениями (художественно-образными, танцевальными), танцами, играми, хороводами, сюжетно-ролевыми композициями. Всё это способствует умению владеть своим телом, раскрепощенному исполнению естественных движений, вдохновению на музыкально-творческие этюды.

При разучивании хороводов и композиций происходит всестороннее развитие воспитанников, они осваивают практические исполнительские действия.

Кроме того, на занятиях дети знакомятся с приёмами игры на детских музыкальных, ударных, струнных, шумовых инструментах. Овладение приёмами игры на музыкальных инструментах способствует слаженной игре в небольших ансамблях, оркестре, импровизации на них, развитию музыкально-ритмических и творческих способностей воспитанников.

Для развития музыкальных способностей дошкольников в каждой группе оборудованы музыкальные уголки. В них подобраны разнообразные виды детских музыкальных инструментов, дидактические игры. В каждой группе детского сада оформлена фонотека.

Воспитанники нашего ДОУ с удовольствием играют в дидактические игры на развитие слухового внимания, метроритма, чистоту интонирования, осваивают игру на детских музыкальных инструментах. Один раз в месяц в каждой группе проводятся праздники, где дети показывают свои умения и навыки, приобретённые на музыкальных занятиях, проявляют свои артистические качества, исполнительские способности. Праздники проводятся как на воздухе: «Праздник знаний», «Масленица», «День Земли», «День защиты детей», так и в музыкальном зале: «Праздник осени», «Новый год», «День защитников отечества», «До свидания, детский сад».

Благодаря качественной реализации задач по музыкальному воспитанию, воспитанники нашего детского сада успешно принимают участие в городских конкурсах и фестивалях «Рождественские звездочки», городском вокальном конкурсе «Дружная песенка», конкурсе марийской песни «Пеледше тукым», где демонстрируют свои творческие способности в исполнительской деятельности.

В детском саду важно развивать эстетическое отношение детей к окружающему, к природе. Это непосредственно достигается средствами музыкального искусства. Через восприятие музыкальных образов, вызывающих у детей разнообразные эмоциональные переживания, чувства радости, грусти, нежности, доброты, педагог воспитывает такое же отношение и к образам реальной природы.

Реализуя разнообразные формы, методы и приёмы работы с детьми по музыкальному воспитанию, педагоги детского сада не только развивают музыкальные способности воспитанников, но и способствуют всестороннему гармоническому развитию личности каждого ребенка. Музыка самый мощный и эмоциональный вид искусства. Именно она обогащает восприятие произведений живописи, литературы, способствует пониманию их содержания, развивает эстетическое чувство. Образы искусства, вызывая резонанс в душе ребенка, формируют представление о добре, красоте, духовных ценностях.

Наши рекомендации