Подвижники специального образования продолжают воспитывать, учить, лечить и спасать «ненормальных» детей
До Октября 1917 г. подавляющее большинство специальных учебных заведений концентрировалось в европейской части империи, война и революция приведут к утрате ряда западных территорий — Польши, Финляндии, Литвы, Латвии, Эстонии. Обретя независимость, эти страны станут строить свои национальные системы специального образования, ориентируясь, кто на опыт Германии, кто Франции. Школы Урала, Сибири, юга России и Украины окажутся в зоне военных действий, однако в центре — Петрограде, Москве, ряде других городов, несмотря на лишения и тяготы Гражданской войны, жизнь в отдельных специальных училищах теплилась. Подвижничество педагогов, врачей, воспитателей, обслуживающего персонала, всех тех, кто не за страх, а за совесть работал во времена лихолетья, вызывает глубокое уважение. К сожалению, имена большинства из них забыты, архивы утрачены или сознательно уничтожены, но Россия обязана этим светлым людям тем, что в годы разрухи при отсутствии реальной государственной помощи они продолжали воспитывать, учить, лечить и спасать детей.
Некоторые сведения, по счастью, сохранились, и мы всё же способны представить, как складывалась в первое десятилетие советской власти жизнь тех, кто остался верен детям. «В 1919 г. по инициативе Ф. А. Рау открыта школа для тугоухих детей в Москве. В 1920 г. начались голод и болезни. Детей из Арнольдо-Третьяковского училища разобрали родители. Некоторые дети остались в семье Рау. По приглашению родственников семья уехала в г. Скадовск (Крым), а из Скадовска из-за наступления Колчака и Врангеля семья Рау переехала в город Симферополь. Однако голод и разруха обрушились в 1920 г. и на этот город. В Крыму Ф. А. Рау в 1920—1921 гг. организовал дом глухонемого ребёнка, дом умственно отсталого ребёнка, дом слепого ребёнка, колонию для морально-дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи. Ф. А. Рау заведовал педагогическим отделом моральнодефективных детей при Крымнаркомпросе. С 1922 г. семья Рау вновь живёт в Москве».
О жизни семейства Рау в Крыму можно узнать благодаря недавно изданным дневникам десятилетнего Фёдора Рау:
«Вот сейчас пришёл из очереди папочка и без хлеба, потому что в булочной не хватило хлеба, и мы будем сегодня и завтра утром опять без хлеба. Ох, как это будет ужасно, хлеб — это самая необходимая съедобная штука, хочется мне кушать, но когда я попрошу поесть, то Юра14 сердится, хотя я к этому уже привык. <...> А со Споркой я обращаюсь так же, как и Юра обращается со мной... (15 ноября 1920 г.). <...> Спорка прочла у меня слово «папочка» и спросила у меня, что это значит, и я ей объяснил. Потом, когда пришли папочка и мамочка, то она спросила, что можно папочку называть папочкой, а папа ей ответил, что да, она так расхохоталась, что даже заплакала. Ужасно потешная девочка. <...> Итак, мне надо ещё полтора часа ждать что-нибудь покушать... (26 ноября 1920 г.). <...> Сейчас Юра и папа ушли за хлебом. <...> Бедные дети Майер. Их отца расстреляли, а с матерью, наверное, поступят так же (27 ноября 1920 г.). <...> Ну, и встречаем же мы Новый год. Только тем, что папуся выпил две чашки кофе без молока с маленьким кусочком хлеба... а мы все по одной, так как кофе без молока и без сахару не очень-то вкусно (1 января 1921 г.)».
Постоянное чувство голода и холод не отпускают мальчика на протяжении всего времени ведения дневника, родители же, экономя на собственных детях, продолжают воспитывать чужую глухую девочку. Несмотря на все житейские тяготы, Фёдор Андреевич и Наталья Александровна Рау не оставляют своих глухих воспитанников, понятно, что одна из главных проблем — поиск для них пропитания. Ни разу, а Фёдор подробно фиксировал все поступления еды в дом, родители не позаимствовали продукты со службы.
О той же поре вспоминает логопед Ольга Владимировна Правдина, ей в 1917 г. исполнилось 23 года. Молодая девушка с золотой медалью окончила гимназию, затем физико-математический факультет Высших женских курсов (1912—1917) и шестинедельные курсы сестёр милосердия. Осенью 1917 г. Ольга Владимировна становится преподавателем московской школы (бывшая гимназия Е. И. Кирпичниковой), а через четыре года поступает на годичные курсы по дефектологии (1921).
«Проработав в школе четыре года, я приобрела бесценный нравственный и педагогический опыт. Так, помню такой эпизод. М. И. Калинин, чья внучка тоже училась у нас, предложил выдать школе несколько мешков соли, которая в те годы была своего рода валютой. Школа от такого подарка отказалась, мотивируя свой отказ тем, что на соль объявлена государственная монополия. Высокое отношение к своему долгу проявили однажды супруги А. Л. и Л. В. Ефремовы: их дочь заболела тяжёлой формой свинки; родители, зная, что их некому заменить, ушли с утра в школу, а когда вернулись, девочка уже умерла. <...> Мне тоже пришлось однажды проявить твёрдость и принципиальность. Ученик моего класса сын зам. наркома просвещения Покровского не успевал по русскому языку и арифметике, и я вызвала его родителей в школу, чтобы договориться об организации мальчику домашней помощи. А в то время именно Покровским было подписано постановление, запрещавшее задавать детям домашние уроки. Когда на следующий день зам. наркома пришёл в школу, я пригласила его в свой класс и с достаточной категоричностью высказала свои претензии и их мотивировку. Покровский очень скромно выслушал меня, мы с ним поговорили о постановлении, и он ушёл. Товарищи посмеялись над моей решительностью, но результат её был положительным. <...> Когда был объявлен набор учащихся на годичные курсы дефектологов, в программу которых входили детская психология, методика русского языка, арифметики, лепки и рисования, я решила попросить откомандировать меня на них. <...> Осенью вернулась в свою школу, но место моё уже было занято. В 1921 г. проф. В. П. Кащенко предложил мне работать педагогом в его Медико-педагогической клинике».
Интересны воспоминания Елены Вениаминовны Власовой, многие домочадцы и знакомые которой имели непосредственное отношение к призрению или специальному обучению. Дед Е. В. Власовой — Александр Васильевич в начале XX в. получил назначение главным врачом и заведующим дворянской богадельней на Шаболовке (Москва).
В соответствии с правилами руководителю учреждения полагалось жить при нём. Большая семья Власовых разместилась «в просторной 17-комнатной квартире на первом этаже, и жили они счастливо до перечеркнувшего всё 1917 г. <...> К осени [1917] в богадельне перемены — верхний этаж сдали глухонемым (из училища Арнольди), меблированных комнат не будет... <...> Что же было потом... Бесконечная борьба за выживание, цепь унижений. Голод. Наташа и Лёля, бросившие гимназию, устраиваются машинистками... <...> В 1919 г. дед внезапно умирает от сердечного приступа—ночью его вызвали к больному, там он и скончался, с докторской трубкой в руках. Было ему 48 лет. Из богадельни Власовых выгнали анархисты, сожгли библиотеку. Кое-как перебрались по соседству, на Донскую. <...> Постепенно дом заселяли, «уплотняли», появлялись всё новые жильцы из рабочих, с неприязнью и враждебностью относившихся к «бывшим». С большим трудом и хлопотами удалось спасти от реквизиции рояль — понадобилось собирать множество справок, подтверждающих его необходимость пианистке и учительнице музыки. <...> А Наташа по совету Натальи Александровны Рау начинает работу в Детском доме глухонемых и уезжает в Дмитров, где он размещался в монастыре. Надеялись, что в Дмитрове будет не так голодно, как в Москве. <...> Рефреном во всех письмах — голод и попытки что-то продать или обменять. <...> Радостным событием стало возвращение семейства Рау — их торжественно встречало все Училище глухонемых. <...> Наташа вернулась в Москву. Работала в Детском доме глухонемых и училась в университете. В 1926 г. Наташа — уже заведующая Детским домом, Леля — воспитательница в нём. <...> А в Москве вышло распоряжение — снять все кресты с кладбищенских памятников. Мама пишет Наташе об этом почти равнодушно — видно, так это всё уже наболело и перегорело... «За 30—40 р. можно купить приличный памятник из вывезенных с закрытых кладбищ» (а стоял на власовской могиле мраморный ангел с крестом). <...> Помню... прогулки... в саду «Соловьёвки» — психиатрической больницы им. Соловьёва, где мама проработала всю жизнь (почти 60 лет!) — там она создала в 30-е годы свой логопедический полустационар. <...> Очень дружная была вся семья маминых сотрудников, ей легко тогда было ими руководить — все были влюблены в своё дело, в своих маленьких пациентов, гордились их успехами (а ведь какая страшная судьба — мама лечила от заикания сына Кобулова, Богданчика, — того Кобулова, который собственноручно подписал папин смертный приговор)».
В пору Гражданской войны энтузиасты обучения глухих, слепых и умственно отсталых детей оказались предоставленными сами себе, ни красных, ни белых они не интересовали. Не имея документальных подтверждений, опираясь исключительно на косвенные свидетельства (в частности, устные рассказы участников событий), мы можем полагать, что и на территориях, длительное время находившихся под белыми, осуществлялась практика индивидуального обучения глухих и слепых детей. Вероятно, мы никогда не узнаем имён подвижников, волею рока вырванных из привычной жизни, но продолжавших среди безумия гражданской бойни идти однажды выбранной тропой — учить детей-инвалидов. Велись занятия в большинстве специальных учебных заведений, некогда открытых стараниями попечительств и филантропов.
«Во время Гражданской войны наряду с красным Наркомпросом работало как минимум ещё три белых ведомства народного просвещения. При Юдениче в правительстве северо-западной области России в городе Ревеле (Таллин) находилось Министерство народного просвещения. <...> Северо-западное правительство даже подготовило проект реформы школы... Дольше (около двух лет) действовало Министерство народного просвещения Временного сибирского правительства. <...> Деятельность ведомства являлась многоплановой и охватывала все звенья образования — от народных детских садов до университетов. В школах сибирского правительства жалованье учителя было в 2 раза выше, чем в Советской России. <...> Активизировались учительские союзы. <...> Был открыт новый университет в Иркутске. <...> Началась школьная реформа. В архивах сохранились её проекты, программы».
После взятия летом 1918 г. войсками Колчака и белочехов Екатеринбурга в городе учреждается временное областное правительство Урала. Депутат местной Думы от партии кадетов присяжный поверенный К. М. Гавриленко в ту пору размышлял о бедственном положении дел в сфере государственного и общественного призрения. Отступая вместе с колчаковской армией, К. М. Гавриленко осядет в Иркутске, где в декабре 1919 г. подготовит и представит властям проект закона «Об органах государственного и общественного призрения».
В преамбуле проекта его автор констатирует, что «местное общество в лице самоуправлений оказалось не в состоянии собственными силами и средствами удовлетворять запросы по делам призрения. <...> С одной стороны, интенсивно возросла нужда в оказании помощи и призрения слабым, а с другой — или совсем прекратили своё существование, или довели до минимума свою работу органы общественного и частного призрения».
«Дела призрения всегда были и должны быть важными государственными делами, осуществляемые не непосредственно самим государством, но при его ближайшем и энергичном участии через общественные органы.
Особенно важны эти дела в данное время, когда бесконечное число людей оказалось в положении нуждающихся и ожидающих себе помощи, даже требующих её, благодаря тому что жизнь этих людей потрясена небывалыми ещё в мировой истории событиями. Нет во всём государстве семьи, которая избегла бы общей участи и не имела повода считать себя пострадавшей, переживаемые бедствия носят не местный, а общегосударственный характер. Жизнь так повернулась, что, кроме государства, неоткуда ждать помощи: вчерашние благотворители сегодня сами идут искать себе поддержку».
Рекомендации юриста из Сибири останутся благими пожеланиями. Правительство Колчака вскоре падёт, пришедшая же ему на смену власть имела совсем иные представления о государственном и общественном призрении. Вчерашних членов ВУИМ, разного рода попечителей, филантропов большевики раз и навсегда от деятельной благотворительности отстранят, впрочем, и институт частной благотворительности они упразднят. Одни из тех, кто некогда создавал отечественную систему специального образования, покинут Россию, другие предпочтут остаться на родине, увы, судьбы многих из них сложатся драматически. Но это случится позже. В первые же послереволюционные годы приверженцы специального образования приняли новый политический режим, ведь большевики обещали заботиться о ненормальных детях. По своему происхождению, социальному статусу подавляющее большинство педагогов специальных школ не принадлежали к классу эксплуататоров, более того, во время революционных событий 1905 г. многие из них не просто сочувствовали, но и оказывали посильную помощь восставшим. Кое-кто даже пострадал за свободомыслие: студентов и профессоров исключали из университетов, врачей и учителей лишали работы в учреждениях ВУИМ, их имена охранное отделение занесло в списки неблагонадёжных.
Накрытые штормовой волной революционных преобразований, вольнолюбивые носители либерально-демократических ценностей стойко переносили произвол властей, голод, разруху, бытовую неустроенность как неприятные, но объяснимые издержки Гражданской войны. Не станем гадать, вспоминали ли именитые и безымянные попечители, благотворители, воспитатели, преподаватели, врачи, фельдшеры — подвижники, отдавшие значительную часть сил, собственных материальных средств, а то и жизни детям-инвалидам, о судьбах коллег-парижан, переживших Великую французскую революцию. Перечитайте главу о становлении системы специального образования во Франции [38, с. 97—124], обратите внимание на то, что в упомянутые драматические дни жизнь Гаюи, Сиккара, Пинеля не раз висела на волоске, а многие аристократы-филантропы её лишились! Пройдёт чуть менее полутора столетий, и в другой стране, в ином культурно-экономическом ландшафте история повторится почти буквально.
В 1918 г. подобное развитие событий, вероятно, никому не представлялось возможными Устами наркома просвещения государство обещало равенство, свободу, братство, социальную справедливость — всё то, о чём так страстно мечтали участники российских научных конференций, посвящённых вопросам специального образования. > И известные нам А. А. Адлер, А. Н. Бернштейн, М. В. Богданов-Березовский, В. А. Гандер, Е. К. Грачёва, А. С. Грибоедов, В. П. Кащенко, П. И. Ковалевский, В. Г. Короленко, Н. М. Лаговский, Г. П. Недлер, Е. С. Петухова, Ф. А. и Н. А. Рау и сотни других деятельных борцов за улучшение жизни «ненормальных детей» осознавали, что Россия находится на переломе истории. Осознавали и, полагаем, верили, что страну и нацию ожидает социальное и духовное возрождение. Многие решения советского правительства позволяли им так думать.
Наше суждение базируется на ряде фактов, сошлёмся лишь на один из них. Весна — лето 1918 г. Страна стремительно втягивается в Гражданскую войну, на Дону из бывших царских офицеров организуется Добровольческая (Белая) армия, в Сибири — мятеж чехословацкого корпуса. Советское правительство переносит столицу из Петрограда в Москву, создаёт Военный совет (1 марта 1918 г.), формирует Красную армию и осуществляет политику военного коммунизма. В стране царят голод и хаос, дабы преодолеть их, большевики устанавливают централизованный контроль над экономической жизнью. Декретом Совнаркома от 11 июня 1918 г. создаются комитеты бедноты (комбеды), которым вменяется распределение помещичьих земель и инвентаря, а также проведение (совместно с продотрядами и местными советами) продразвёрстки и набора в Красную армию.
И вот в этой драматической ситуации публикуется правительственный декрет об основании Института мозга (10 июня 1918 г.), декрет сколь неожиданный, столь и знаковый. История его появления известна. В мае 1918 г. академик В. М. Бехтерев обратился в Совнарком с ходатайством об организации научно-исследовательского учреждения и почти мгновенно получил положительное решение. Несмотря на военно-политические и экономические трудности, молодая Республика беспокоится о развитии науки!
Под новое учреждение экспроприируются два больших здания — дворец бывшего главнокомандующего царской армией, расположенный на набережной Невы вблизи Троицкого моста, и примыкавший к нему дом по Петровской улице.
Институт мозга, руководство которым поручается известному русскому учёному В. М. Бехтереву, объединил ряд учреждений, в том числе Детский обследовательский институт им. А. С. Грибоедова, Отофонетический институт, Институт социального воспитания, Воспитательно-клинический институт им. академика В. М. Бехтерева (позднее Психоневрологическая школа-санаторий для беспризорных), Институт глухонемых, Центральную вспомогательную школу, Педологический институт.
Правительственное решение В. М. Бехтерев воспринял не просто свидетельством признания его научного гения, а доверительным предложением, на которое и Владимиру Михайловичу, и его коллегам-интеллектуалам надлежало ответить соответствующим образом. Личную позицию В. М. Бехтерев изложил на публичном заседании в январе 1919 г. «На переломе истории, — настаивал учёный, — нельзя стоять на перепутье и ждать, нужна воля к действию, к строительству и созидательной работе, и для нас, научных деятелей, которые всегда отдавали свои силы на служение человечеству, не должно быть колебаний. Мы должны отдавать себе отчёт, будем ли мы с народом, который, завоевав себе свободу, хочет строить своё будущее сам и зовёт нас соучаствовать в этом строительстве. Может ли быть сомнение в ответе на этот вопрос? Мы должны поэтому стремиться к тому, чтобы сократить по возможности время разрухи, отдавая всю сумму наших знаний и все умения на созидательную работу в настоящих условиях страны и на пользу народа».
Патриотическую позицию В. М. Бехтерева разделяли многие учителя специальных школ, искренне приняв коммунистические идеалы или просто надеясь спасти детей и уберечь от гибели свои учреждения, они присягнули на верность новой власти. Те, кто имел личные контакты с влиятельными партийцами, полагали, что без надзора упразднённых попечи- тельств и при обещанной государством всемерной поддержке детства смогут в полной мере реализовывать самые дерзкие педагогические замыслы на практике. Во имя будущего они соглашались терпеть лишения, а факты вопиющего произвола считать временными издержками, неизбежными при любой революционной буре. Воинствующий атеизм, поражение в правах, а то и физическое уничтожение известных филантропов, автоматически попавших в силу социальной принадлежности или по политическим мотивам в круг тех, кого большевики объявили врагами народа, запрет благотворительной деятельности далеко не всеми воспринимались трагическими предвестниками тотального разрушения всего ранее существовавшего контекста духовной и культурной жизни. Трудно заподозрить Е. К. Грачёву в симпатиях к Марксову учению, но и она на первых порах поверила в счастливую судьбу отечественной системы специального образования. Дневниковая запись тому свидетельство:
«Случайно недавно нашла копию, и как отрадно мне было, что почти всё, о чём я мечтала, исполнилось теперь, после Октябрьской революции: введено вспомогательное обучение, обследование детей в школах, организованы санатории для нервнобольных детей, выделены эпилептики, организованы курсы для служащих, учреждения для ненормальных детей».
Екатерина Константиновна — человек глубоко верующий, монахиня в миру — едва ли могла без боли воспринимать происходящее вокруг, скорее, во имя спасения детей она с христианским смирением терпела законы атеистического государства. И конечно, Е. К. Грачёва не могла вообразить масштаба безнравственности и жестокости новой власти. Притеснение и физическое истребление государством собственных граждан по идеологическим мотивам, как «чуждых», рано или поздно неминуемо затронет и инвалидов, в том мы не раз убеждались на примере Европы. Понять и почувствовать суть революционных преобразований в деле специального образования Е. К. Грачёва вскоре смогла на своём приюте, о чём рассказывают её дневники периода 1917—1924 гг.
«Октябрь — ноябрь 1917 г. Провизия на исходе. В лавке отказались давать на книжку, а денег не было. Обратились мы в соседнюю больницу, ездили в городскую больницу, везде отказ. Я поехала к членам правления, им было не до приюта. Составили депутацию и поехали к т. Коллонтай. Она приняла нас очень любезно (приют наш был одним из первых, который признал новую власть). Она мне дала 500 рублей. На другой день приехало двое товарищей, нашли всё в порядке и посоветовали избрать родительский комитет. Мать одного питомца даже переехала к нам. Жизнь стала налаживаться, но комитет скоро распался. Служащим очень хотелось получить ключи от всех шкапов. Я не давала. Они выбрали свой комитет. Пригласили рабочего. Посыпались жалобы. Одна няня побежала наверх и радостно сообщила, что тётю Катю увезут. Пока рабочий меня допрашивал, я услышала шум, по широкой лестнице бегали дети, они меня окружили с криком: «Тётя Катя наша». «Она вас обижает?» — спросил рабочий. Начался такой крик, что рабочий, сложив бумаги, уехал. «Ну, уж и любят они вас. Сам чёрт не разберёт, что у вас делается». На другой день я поехала в Центр. Скоро прислали нового руководителя приюта из рабочих, старого революционера. Как он старался всех успокоить и детям побольше всего достать! Ему была сдана вся власть (административная часть приюта), а я могла приняться за свою любимую воспитательную часть, которая, как это ни странно, во время голода и холода особенно процветала, стала на такую высоту, на какой никогда не была. Приют стал образцовым. Устраивали выставки, которые рекомендовали посещать как с детьми, так и одним педагогам. Такому процветанию приюта помогали мои добрые сотрудницы. <...>
Но голод и холод надвигались!.. Одно время говорили об эвакуации учреждения. Я категорически восстала — мне жаль было покинуть наш большой каменный дом, да я сознавала и всю трудность путешествия с неопрятными, параличными и беспокойными детьми. <...>
1918 г.—А. С. Грибоедов возвратился с фронта. Он энергично взялся за дело устройства приютов для различных категорий отсталых детей. Основал курсы по подготовке воспитательниц для учреждений как умственно, так и морально дефективных детей. Последних делалось всё больше, а на слабое отделение мало поступало. <...> Он меня зачислил лектором. <...> Когда должно было быть произведено сокращение штатов, то наши воспитательницы местного (приютского) педагогического совета 2 декабря подали в Центр коллективное заявление: «Желая сохранить правильность занятий, что невозможно при вторичном сокращении штатов, мы, педагоги Мариинской вспомогательно-ремесленной школы, просим оставить нас всех. Жалованье и паёк мы разделим на коммунистических началах». <...>
1923 г. — приезжали из охраны труда. Все были очень удивлены, что не было ни одной жалобы. «Что нам ссориться, каждый своё дело знает и делает», — сказала няня Паша. <...>
В приют всё больше поступал новый тип детей: дерзкие, непослушные, озлобленные. Было решено всех идиотов перевести в Эммануиловский приют. Наш приют был приёмником: «Мариинская вспомогательная ремесленная школа». Название школы мешало получению добавочных продуктов, которые давали лишь больным. Пришлось много хлопотать. Начала принимать и мальчиков, и девочек самого опасного возраста. Запоров для них не существовало. Ложкой каждый замок откроют. Вскоре мне пришлось опять хлопотать об удалении всех мальчиков. Как это было грустно для меня! <...> Всех мальчиков перевели в Эммануиловский детдом, а девочек вернули. Опять у меня дети всех степеней умственного развития: от полных идиотов до дебиликов лёгкой степени. То, против чего я всегда была.
В 1922 г. была основана группа для девочек умственно морально дефективных. Она была совершенно изолирована. Воспитательниц инструктировал Н. А. Окунев. Ругань, пение плохих песен, причинение обид слабым, неподчинение никаким правилам усиливалось. <...>
В 1923—1924 гг. молодые воспитательницы потрудились с детскими собраниями. Много с детьми бесед провели. Говорилось, что все равные. Выборные поняли свои обязанности так: «Нам всё давайте, мы сами распоряжаться будем. Всё лучшее должно быть отдано выборным». Им прислуживали, сапоги отдавали, постель стелили... Выборных меняли, результат тот же. Слабых очень обижали. Кто посильнее, решили выборным не поддаваться. Были драки. Ходили в пионеротряды. Нравилась гимнастика. Шумели. Но более сознательные возвращались скучные от сознания своей недостаточности. Люся едва до постели добежала, рыдания — истерика: «Я, дура, не понимаю, маленькие отвечают, а я ничего не понимаю». Сами престали ходить. Были у нас и пионервожатые, но плохо дело подвигалось.
Была у нас и стенгазета. Но все записи о проступках детей всегда срывали. <...>
Был устроен изолятор, который дети постоянно ломали. Пробовали для очень дерзких, не желающих работать варить пшённую кашу вместо очередного блюда, но это только озлобило детей, и «наказанная», как говорили дети, получала больше других от самих детей. Меня удивила их сплочённость, стойкость в защите подруг и страшная ненависть к педагогам».
Православная христианка Е. К. Грачёва и проводники новых начал социальной политики не могли выступать единомышленниками. Приступая к реорганизации «царской» специальной школы, её ликвидаторы прежде всего стремились истребить дух призрения, милосердия, добродеяния. «Мы оказываем помощь не из одного сострадания, не в силу благотворительности, — писал в 1926 г. профессор Д. И. Азбукин, — а в силу твёрдого и ясного убеждения, что умственная отсталость не столько явление узкомедицинское, не связанное с общественными условиями, сколько социальное, имеющее причины и корни, которые могут быть устранены общественным путём. В 1932 г. В. Д. Иванов сформулирует государственный заказ ещё жёстче: «Пребывание трудновоспитуемых в школах для нормальных просто экономически невыгодно государству, где они сидят на протяжении ряда лет без всякого результата для себя, занимая место и мешая ходу работы класса, тогда как в специальной школе они могли бы осилить программу хотя и в более продолжительный срок, но с определёнными результатами. Если принять во внимание, что отстающие дети составляют от 2 до 3% от общего количества детей нормальной школы, то вспомогательную школу можно рассматривать как более рациональное расходование государственных средств».
Перечитывая пожелтевшие страницы книг, давно изъятых из библиотек, не переиздававшихся и практически неизвестных сегодняшнему читателю, не будем забывать, в какой политической атмосфере они писались. Экономическое обоснование оправдывало существование специальной школы в глазах чиновничества, но вряд ли меркантильные резоны увлекали опытных дефектологов, скорее, они пытались рассуждениями об экономической целесообразности перехитрить власть. Полагаем, именно наивный замысел убедить правительство заботиться о детстве двигал пером В. П. Кащенко, который в 1926 г. писал:
«Вопрос рационального воспитания наших детей — это первостепенная экономическая задача, стоящая перед Союзом Советских Республик. <...> Представьте себе, что на улицу выброшены и ржавеют под дождём инструменты слесаря, или швейная машинка, или велосипед. Всё это кажется нам настолько нужным, настолько ценным, что едва ли мы спокойно пройдём мимо. Но вот остаётся беспризорный ребёнок. Механизм его мозга оказывается неиспользованным; больше того, весь его организм может быть обречён на гибель от голода, холода и болезней. И мы проходим мимо этих ящиков с мусором, этих котлов для варки асфальта, в которых копошатся бездомные дети. Это потому, что мы не знаем цены этих механизмов, не умеем правильно и выгодно использовать их. <...>
Но... никому не нужны не одни бездомные дети. Положение детей, быть может, в большинстве семей таково, что ребёнок предоставлен себе в худшем смысле этих слов. Ребёнок не нужен, он лишний. Здесь дело не в бедности или богатстве. <...> Здесь дело в непонимании ребёнка. Здесь дело в неумении разумно направлять его силы.
Когда рабочий не умеет управлять машиной, он идёт к инструктору и учится. Когда крестьянина не слушает трактор, он идёт в город и зовёт на подмогу знающего человека. И рабочий с крестьянином точно знают, что если они не справляются с машиной, то это их беда, и с этой бедой надо бороться, а бороться с ней можно только знанием. Но если мы не в силах справиться с такой машиной, как человеческий организм, человеческий мозг, то всё наше горе в том, что часто мы в этом не видим никакой беды и потому бороться с ней не собираемся, а потому и не чувствуем, что нам нужны большие и серьёзные познания для того, чтобы разумно и с успехом направить развитие ребёнка, чтобы получить от этого маленького механизма всё, что он может дать, чтобы бросить на ниву как раз те семена, какие обещают дать самую обильную жатву. <...>
Итак, даже если видеть в ребёнке только совершеннейшую из машин, то просто для экономически правильной эксплуатации этой машины мы должны её знать, и мы должны знать способы управления машиной. Бросать на ветер то, что представляет величайшую ценность, мы не можем».
Процитированная книга вышла в серии «Педагогические курсы на дому» десятитысячным тиражом. Конечно, ни В. П. Кащенко, ни его соавтор Г. В. Мурашов не считали своих подопечных «дефектными механизмами», подлежащими исправлению ради использования в народном хозяйстве. Энтузиасты специального обучения скорее прибегли к советскому новоязу, желая убедить власть в необходимости помощи умственно дефективным на деле, а не на словах. Однако представителей власти интересовали не рассуждения о скрытых потенциях ребёнка, а «производство» полезных трудящихся. Нарком Н. А. Семашко, близко знавший В. П. Кащенко, благословил публикацию, но в предисловии не преминул попенять автору: «Недочётом книги является недостаточно полная разработка мероприятий по изменению окружающей среды для воспитательного воздействия на «уклоняющихся от нормы» детей». Наркома выдал язык, страдающих детей он называет «уклоняющимися», без стеснения используя полицейскую терминологию по отношению к ребёнку. Через год профессора В. П. Кащенко снимут с административных должностей (1927), власти требовались классово близкие специалисты.
Итак, даже в самые тяжёлые годы Гражданской войны, разрухи и голода многие сотрудники специальных школ не оставили своих подопечных. На протяжении первых десяти лет советской власти при отсутствии реальной государственной помощи воспитание, учение, лечение и спасение детей с недостатками физического и умственного развития обеспечивали преимущественно педагоги, психологи, врачи с дореволюционным стажем.
4.5 «Дефектологический квадрат»
Грозным социальным бедствием начала XX в. становится детская беспризорность. Войны, революции, голод оставляли сиротами огромное число детей. Долгое время помощь им повсеместно обеспечивалась силами разного рода благотворительных обществ, церковных организаций и частных лиц, но масштабы, которых беспризорность достигла после Первой мировой войны, вынудили большинство европейских государств принять специальные законы об охране детства и защите военных сирот. Проект аналогичного закона разрабатывался и в царской России, но реализовать замысел его сторонники не успели.
Советская Россия получила в наследство сотни тысяч сирот, общее число которых неуклонно росло. К 1918 г. беспризорность достигла в РСФСР угрожающих размеров. Советская власть выдвинула лозунг: «Все дети — дети всего государства!» — и поручила охрану детства нескольким наркоматам и ведомствам. К борьбе с беспризорностью и детской дефективностью привлекаются Наркомпрос, Наркомздрав, Нарком- собес, Наркомюст, Детская комиссия при Президиуме ВЦИК, а также ЧК - ВЧК - ОГПУ.
Первые шаги Наркомпрос предпринял уже в ноябре 1917 г. Для осуществления мероприятий по охране детства при наркомате учреждается Школьно-санитарный совет. Через месяц по инициативе В. М. Бонч-Бруевич при Совете создаётся исполнительный орган — Школьно-санитарный отдел. «Необходима забота и выделение дефективных детей, — писала
В. М. Бонч-Бруевич, — в особые школы и вспомогательные группы. Школьно-санитарный отдел предполагает устроить показательную санаторию-школу для таких детей и начать планомерную борьбу с детской преступностью путём предупредительных мер, устройства попечительств над уклоняющимися от нормы в моральном отношении учащимися и подростками внешкольного возраста».
Можно видеть, что первоочередной задачей отдела его руководитель определяет «планомерную борьбу с детской преступностью», а так как умственно отсталые подростки способны легко подпадать под дурное влияние улицы и пополнять ряды малолетних преступников, то и они признаются объектом повышенного внимания исполнительного органа Наркомпроса. «Не меньше внимания должны мы уделить, — настаивает В. М. Бонч-Бруевич, — и другой многочисленной группе — умственно ненормальных детей, не проникшихся противообщественными наклонностями. Сделать этих безвредных, психически отсталых детей полезными членами общества — благородная, глубоко человечная задача».
Позиция руководителя Школьно-санитарного отдела отражает партийную установку на «планомерную борьбу с детской преступностью». Ради этого создавались совет и отдел, ради этого предлагалось устроить показательную школу, к тому же осуществить обещанное не составляло труда. В. М. Бонч-Бруевич имела в виду санаторий-школу доктора В. П. Кащенко, успешно функционировавшую в Москве с 1908 г. Всеволод Петрович являлся членом Школьно-санитарного совета Наркомпроса, так что создавать ничего не требовалось, оставалось поменять владельца, провести классовую ревизию воспитанников и отчитаться.
Смысл педагогического воздействия на «умственно ненормальных детей, не проникшихся противообщественными наклонностями» Бонч-Бруевич видела в перековке «безвредных» в «полезных» членов общества. В дооктябрьской России специалисты понимали цели социальной опеки «исключительных» детей иначе. Вспомним выступление И. Д. Городецкого (1895)на секционном заседании IIсъезда русских деятелей по техническому и профессиональному образованию: «Слабоумный имеет неотъемлемое право на образование, на развитие своих способностей, как бы незначительны они ни были».Участники заседания не оспаривали тезис И. Д. Городецкого и полностью с ним согласились. Дистанция в определении целей обучения умственно отсталых детей — от «имеет право» до «сделать полезными» — огромная.
ВСоветском государстве социальное(общественное или государственное) обеспечениеначинает пониматься особым образом.
«В СССР — это система оказания помощи за счёт государственного (и местного) бюджета не работающим по найму трудящимся, в частности инвалидам войны и семьям погибших на войне. Социальное обеспечение в определённых случаях распространяется на семьи призванных в РККА, пострадавших в борьбе с контрреволюцией или от кулацкого насилия, семьям слепых и глухонемых и т. п. Социальное обеспечение ведёт также борьбу с нищенством, бездомностью и проституцией, доставшимися в наследие от старого режима. В буржуазных странах, как и в дореволюционной России, социальное обеспечение несёт на себе печать милосердия и благотворения, — оно проводится через богоугодные заведения и благотворительные учреждения, во главе которых обычно находятся дамы-патронессы и богатые жертвователи. <...> Социальное обеспечение в СССР основано на праве каждого трудящегося, за исключением лиц, лишённых избирательных прав по Конституции, во всех случаях нуждаемости на помощь от государства. В области социального обеспечения государство ставит задачей вернуть к трудовой жизни каждого выбитого из трудовой колеи. Социальное обеспечение в СССР принципиально отличается от его постановки в буржуазном мире и в царской России тем, что в нём отсутствуют элементы унизительного милосердия и благотворительности, в дело социального обеспечения втягивается актив из самих пенсионируемых и трудоустраиваемых».
Законодатель оставлял без внимания огромное число людей, нуждающихся в социальной помощи. Во-первых, право «во всех случаях нуждаемости на помощь от государства» предоставлялось всем трудящимся, «за исключением лиц, лишённых избирательных прав по Конституции». Если вспомнить, какое количество граждан оказалось после 1917 г. в собственной стране вне закона, станет понятным, что право на помощь обрели далеко не все. С годами число «лишенцев» будет расти, находившиеся при них дети на государственную помощь рассчитывать не могли. Во-вторых, ребёнок, имеющий врождённый недостаток, а также ставший инвалидом в детском или подростковом возрасте, не относился к категории «трудящихся». Закон распространялся только на тех, кто получил инвалидность в трудоспособном возрасте (на инвалидов груда), причём и здесь ясность отсутствовала. Формулировка «социальное обеспечение в определённых случаях распространяется...» говорит о том, что далеко не всегда на помощь мог рассчитывать даже «социально близкий» инвалид труда. Расплывчатость и неоднозначность формулировок оставляла инвалида один на один с бюрократом, который мог и не признать случай «определённым».
«Социальная защита — защита общества, или, точнее, защита интересов господствующего класса (что затушёвывают буржуазные идеологи, говорящие о защите общества как какого-то единого целого). В бесклассовом коммунистическом обществе в специальной защите общества или отдельного его элемента не будет надобности».
По мысли советских идеологов, социальная защита и социальное обеспечение в форме государственной безвозмездной помощи являлись рудиментами буржуазного государства, излишними в Советской России.
Оценивая заботу государства о телесно и умственно дефективных детях в первое десятилетие советской власти, мы сталкиваемся с уникальным явлением. С одной стороны, правительство принимает прогрессивное решение, беря ответственность за всех дефективных детей на себя, с другой — оно исключает из этого процесса все негосударственные институты, с третьей — безраздельно присваивает право решать, кто именно нуждается в социальной помощи. Начинает формироваться особое пространство, замкнутый социум, который условно можно представить как «дефектологический квадрат». Тенденция к изоляции аномальных детей в особый социум, характерная для всех стран, переживающих третий период эволюции, оказалась в СССР доведённой до абсолюта в силу идеологических установок. Дефективные дети оказались не только отделёнными от нормально развивающихся сверстников, что закономерно для этапа становления системы специального образования, но и лишёнными поддержки общества, филантропов, благотворителей, церкви, более того, родителям отводилась в их судьбе меньшая роль, нежели государственным учреждениям.
Решения 1 Всероссийского съезда комиссариатов социального обеспечения (июнь 1918), созванного во имя «коренного усовершенствования дела социального обеспечения», заложили первые кирпичики в основание «дефектологического квадрата». Главным итогом съезда явилось объявление наступления на стиль дореволюционных приютов, в которых, по мнению делегатов, «господствовал унижающий человеческое достоинство дух призренчества». В повестке дня состоявшегося двумя месяцами позже I Всероссийского съезда по просвещению (26 августа — 4 сентября 1918 г.) вопрос о специальном образовании не стоял. Организаторов и участников съезда более всего заботило создание единой трудовой школы. Выступивший на съезде В. И. Ленин подчеркнул классовый характер школы в новом обществе. О детях с недостатками физического и умственного развития основные докладчики (В. И. Ленин, А. В. Луначарский, Н. К. Крупская, М. Н. Покровский, П. Н. Лепешинский, В. М. Познер, Д. А. Лазуркина, В. П. Потёмкин) не упоминали. Исключение составило выступление В. М. Бонч-Бруевич. «В противовес старому, отжившему государственному строю, девизом своим считавшему «ставку на сильного», новое государство, — убеждала она делегатов съезда, — ставит во главу угла такую организацию жизни, в которой самый слабый дефективный, обездоленный судьбою, мог бы вести самостоятельное трудовое и счастливое существование».
Вероятно, не без усилий со стороны В. М. Бонч-Бруевич и В. П. Кащенко в резолюцию съезда внесли предложение о необходимости изучения природы детской дефективности и создания в этих целях научно-практического центра. Ответственным за судьбы тысяч детей с недостатками физического и умственного развития стал созданный при Школьно-санитарном отделе скромный Подотдел дефективных детей.
Через полтора десятка лет в ситуации резко обострившейся классовой борьбы В. Д. Иванов, оценивая итоги съезда, напишет: «Первое и основное, что было сделано для умственно отсталых детей, — это признание за этими категориями детей определённых прав на школу, которая бы целиком была приспособлена к силам и возможностям ребёнка, имея перед собой классово-выдержанную целевую установку, отвечающую интересам классовой борьбы и строительству коммунистического общества».
Постановление СНК РСФСР, датированное декабрём 1919г., разъяснило населению, что всю ответственность за воспитание и обучение глухих, слепых и умственно отсталых детей государство возложило на себя, однако реальных шагов за декретом не последовало. На память вновь приходят события времён Великой французской революции. Принятая тогда конституция (1793) впервые в истории человечества включила в систему прав гражданина право на образование. Члены Конвента даже принесли своему прославленному соотечественнику — сурдопедагогу Шарлю Эпе напыщенную клятву: «Родина усыновит Ваших детей!» В тяжелейшие для страны годы, во времена экономической депрессии и революционных преобразований, Конвент пообещал продолжать и развивать дело обучения глухих и слепых, правда, пылкая клятва осталась неисполненной. С приходом к власти Наполеона I государственные требования к образованию изменятся, школе предпишут готовить солдат и чиновников, преданных императору. Смена политического курса сделает прожект 1793 г. об открытии в шести городах Франции специальных учебных заведений для глухих и слепых детей неактуальным. Обещанное «усыновление» глухих властью требовало от неё существенных затрат, а свободных средств на филантропию ни у Конвента, ни у Директории, ни у Наполеона, ни у его преемников хронически не находилось.
Похожим образом пошли дела и в РСФСР. Знакомясь с официальными документами, нетрудно обнаружить неторопливость, с которой правительство решало вопросы создания системы специального образования. Поручив Наркомпросу руководство процессом в декабре 1919 г., Совнарком РСФСР только семью годами позже установит цели и организационные формы обучения «телесно и умственно дефективных» (см. постановление СНК РСФСР от 19 декабря 1926 г.), вследствие чего из образовательного цикла выпало поколение детей-инвалидов. Внимание к их положению власть демонстрировала больше на словах, чем на деле. Исключение составляла борьба с беспризорностью, что понятно: требовалось «ограждать государство от той дезорганизации, которую вносили дефективные и беспризорные дети в жизнь нашего общества».
«Перед государством, — написала в 1924 г. работник Наркомпроса В. М. Васильева, — неотступно стояла задача — спасать детей беспризорных, безнадзорных, голодных, раздетых, одичавших в острой борьбе за существование, давая им кров, пищу, одежду и воспитательный надзор. С поразительной быстротой разрасталась в первые годы — 1919—1922 — сеть детских учреждений. Громадные средства и силы были брошены советской властью на борьбу с детской беспризорностью».
Чтобы ясно представить себе, насколько упомянутая сеть была способна обеспечить обучение, например, умственно отсталых детей, достаточно обратиться к «Бюллетеню ОНО Московского Совета рабочих депутатов», содержащему официальную оценку работы школьного подотдела Московского отдела народного образования (МОНО) в 1920/21 учебном году.
«К моменту слияния МОНО с Губнародобразом школьные подотделы этих отделов были в значительной мере дезорганизованы, вследствие колоссального некомплекта в работниках и некоторой расхлябанности в ведении дел. <...> В настоящее время школьный подотдел МОНО объединяет шесть секций (секцию единой школы, секцию школ-колоний, секцию вспомогательных школ для умственно отсталых детей, секцию подготовки школьных работников и секцию вспомогательных учреждений) и одну подсекцию (санаторных школ-колоний). Каждая секция состоит из заведующего и его заместителя. <...> Ближайшими задачами секции колоний за истекший срок были: 1. Создание из колоний, напоминающих прежние приюты, продолжающих школьную педагогическую работу с теми неизбежными и выгодными для учебно-вспомогательного дела изменениями, которые вызываются широкой возможностью черпать материал из природы и совместной жизнью школьных работников с учащимися. <...> Санаторных школ для окраин Москвы и в губернии 31 с детским населением в 998 человек, 135 преподавателями-педагогами и 30 представителями медицинского персонала (из них 12 врачей), 7 инструкторами и 146 техническими служащими. <...> Секция вспомогательных школ ставит задачей разгрузку нормальных школ от умственно отсталых детей и всяческую помощь в развитии последних. При секции состоит психологическая лаборатория, задачей которой входит научное обследование умственно отсталых детей и отыскание новых методов их развития. <...> Число вспомогательных школ 20, число детей 740, школьных работников 83, технических служащих 66».
Осенью 1921 г. проводится Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью, её участники — ведущие специалисты Наркомпроса и других заинтересованных ведомств — горячо обсуждают сложившуюся в стране ситуацию и предлагают систему мер, способных, на их взгляд, исправить положение. Одобренные Конференцией рекомендации публикуются в виде сборника тезисов к докладам.
Задачи Комиссии по делам о несовершеннолетних и место её в сети учреждений(тезисы к докладу П. Я. Ефремова)
1. По смыслу декрета Совнаркома о Комиссиях Комиссия — учреждение медико-педагогическое, хотя внешняя форма её работы неизбежно носит характер судебного учреждения (протоколы милиции, делопроизводство по делам, интересы трёх лиц, вещественные доказательства в делах и их дальнейшее направление (конфискация, передача потерпевшему или обвиняемому и т. п.). <...>
2. В отношении несовершеннолетних, к которым Комиссия не считает возможным применение мер медико-педагогического характера... Комиссии должно быть предоставлено право непосредственного направления известной категории несовершеннолетних в учреждения карательного отдела. <...>
5. <...> Комиссия должна находиться... при Соцвосе.
Необходимые условия для открытия учреждений для дефективных детей(тезисы к докладу профессора П. С. Янковского)
1. В план рациональной постановки всеобщего обучения входит обязательное воспитание, лечение и социальное обеспечение дефективных детей.
2. В числе вопросов, наиболее важных с точки зрения общественного самосохранения, является культура здорового и сильного духа и предупреждение тех душевных или физических аномалий, которые делают человека инвалидом или антисоциальным, а потому на профилактику дефективности должно быть обращено особое и исключительное внимание.
3. Учреждения для дефективных должны быть построены на принципе свободного труда и развития инициативы.
4. В учреждениях для дефективных необходима совместная работа врача и педагога, а потому каждое такое учреждение должно быть обеспечено врачом-педагогом.
5. Учреждения для дефективных должны иметь хорошо подготовленный педагогический персонал, умеющий разбираться в... сложных явлениях дефективности. <...>
6. Для указанной цели необходимы специальные педагогические институты дефективного ребёнка и организованы факультеты дефективной педагогики при педагогических институтах, подготовляющих персонал для нормальной школы. <...>
8. Персонал дефективных учреждений, как педагогический, так и технический, должен быть поставлен в благоприятные материальные условия.
9. Учреждения для дефективных должны удовлетворять всем требованиям гигиены по отношению к зданию, кубическому содержанию воздуха, вентиляции, отоплению, освещению, чистоте, учебным пособиям, обстановке, питанию, одежде, учащихся. <...>
11. Дефективные дети подвергаются строгой дифференцировке, и для каждой дифференцированной группы должно быть организовано особое учреждение, отвечающее физическому и духовному состоянию дефективного. (Всероссийская конференция по борьбе с детской дефективностью, 30.09—08.10.1921.)
Основные докладчики конференции (преимущественно медики с университетским образованием) обладали обширными знаниями и практическим опытом в деле организации специальных учебных заведений. До революции они либо работали в учреждениях ВУИМ, либо успели открыть и возглавить небольшие частные специальные школы. Доклады А. Н. Граборова («Необходимые условия, при которых можно открывать детские дома для умственно отсталых детей»), Н. М. Лаговского («Школы глухонемых ближайшего будущего»), М. К. Мухина («Воспитание и образование слепых детей в России»), Ф. А. Рау («Классификация детей, страдающих дефектами слуха и речи»), П. С. Янковского («Организация, обучение и воспитание глухонемых в России») содержали детально продуманные предложения по созданию новой системы специального образования. Предложения шли снизу, чиновники же ждали указаний сверху, а их не последовало, рекомендации Всепэоссийской конференции легли под сукно. Специальные образовательные учреждения продолжали существовать благодаря энтузиазму педагогов и мизерным средствам местных бюджетов.
Итак, взяв ответственность за дефективных детей на себя и исключив из процесса заботы о них все негосударственные институты, государство безраздельно присвоило право решать, кто нуждается в социальной помощи, и начало формировать особый образовательный ландшафт, который условно можно определить как «дефектологический квадрат». Сравнение с геометрической фигурой уместно, ибо советская модель образования «ненормального» ученика предполагала его отделение от семьи, от институтов деятельной благотворительности и церкви, от нормально развивающихся сверстников и от общества в целом. Получить необходимую педагогическую помощь ребёнок мог, только войдя в замкнутое перечисленными границами пространство. Сама по себе институализация (помещение детей с недостатками физического и умственного развития в образовательные учреждения интернатного типа), конечно, не советское изобретение. На начальном этапе создания национальных систем специального образования эта организационная форма присуща всем странам. Но западные учебные заведения никогда не отгораживались от церкви, не отталкивали меценатов, благотворителей и попечителей. Да и редко какое образовательное учреждение забирало ребёнка на круглосуточное содержание в течение недели, не говоря уж о семестре, а то и учебном годе. В СССР же эта организационная форма, начав складываться с первых лет, на многие десятилетия становится превалирующей. Формируется скрытая от общественного внимания сфера, особый социум, или «дефектологический квадрат». Получить необходимую медико-психолого-педагоги- ческую помощь и качественное образование ребёнок мог при условии попадания внутрь «квадрата», но, входя в него, он оказывался в интернате, в изоляции от обычного мира. За пределами искусственно созданного социума оставалась даже семья, родителям в судьбе собственного ребёнка отводилась меньшая роль, нежели государству.
Итак, издержки отечественной модели «дефектологического квадрата» очевидны, но, возможно прибегнув к столь жёсткой форме институализации, работники Наркомпроса РСФСР преуспели в его внутреннем обустройстве? Обращение к официальным данным позволит оценить динамику первых десяти лет строительства советской системы специального образования.