Проблемы состояния здоровья детей
ЛЕЧЕБНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА
В ПЕДИАТРИИ
Учебное пособие
Рекомендовано УМО по образованию
в области физической культуры и спорта
в качестве учебного пособия для студентов
высших учебных заведений, обучающихся по специальности
032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями
в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)
ШУЯ 2010
УДК 615.825 ББК 53.54 Л 53 | Печатается по решению редакционно-издательского совета ГОУ ВПО «Шуйский государственный педагогический университет» |
Составители:
Карасёва Т. В. – д.м.н., профессор, Гиголаева Т.В. – к.п.н., доцент, Замогильнов А.И. – к.п.н., профессор, Нестеров А. Н. – к.м.н., доцент, Перевозчикова Е.В. - к.п.н., доцент, Толстова С. Ю. - к.п.н., доцент, Руженская Е. В. – к.м.н., Махов А. С. – к.п.н., Толстова Т.С.
Под общей редакцией профессора Карасёвой Татьяны Вячеславовны
Рецензенты:
Краснова Валентина Петровна - доктор медицинских наук, главный специалист по клинико-экспертной работе ФГУ «Ивановский НИИ материнства и детства им. В.Н. Городкова Росмедтехнологий»
Нежкина Наталья Николаевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры Физической культуры, ЛФК и врачебного контроля ГОУ ВПО «Ивановская государственная медицинская академия Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию»
Лечебная физическая культура в педиатрии:Уч. пособие/Т.В.Карасёва, Т.В. Гиголаева, А.И. Замогильнов, А.Н. Нестеров, Е.В. Перевозчикова и др. - Шуя: Изд-во ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010. – 224 с.
Данное учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, обучающихся по специальности Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура) на очном и заочном отделении, изучающих курс «Лечебная физическая культура в педиатрии». В пособии представлено содержание основных разделов курса, а также учебно-методические материалы для самостоятельной работы студентов.
ISBN 978-5-86229-191-9
© ГОУ ВПО «ШГПУ», 2010
© Коллектив авторов, 2010
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
К ОСВОЕНИЮ КУРСА
«Лечебная физическая культура в педиатрии»
В настоящее время тенденция ухудшения состояния здоровья детей приняла устойчивый характер, что подтверждается ростом хронической патологии, увеличением врожденной заболеваемости и инвалидности.
Снижение показателей здоровья, физического развития и двигательной подготовленности детей связанно с ухудшением социально-экономических и экологических условий жизни, несбалансированным питанием, уменьшением двигательной активности, снижением оздоровительной и воспитательной работы в образовательных учреждениях. Все это предъявляет соответствующие требования к профессионализму специалистов по адаптивной физической культуре.
Изучение курса «Лечебная физическая культура в педиатрии» является необходимой составной частью подготовки будущих специалистов по адаптивной физической культуре, поскольку лечебная физическая культура в педиатрии имеет неограниченные возможности. Если все известные методы лечения по мере выздоровления ребенка отменяются, то лечебная физическая культура, наоборот, последовательно расширяет диапазон своих средств и дозы, она продолжает применяться и после выздоровления больного. Активная мышечная деятельность является обязательным условием для нормального развития и формирования растущего организма.
Главное внимание в пособии уделено освоению методов лечебной физической культуры при заболеваниях в детском возрасте, а так же методическим основам и принципам организации работы с детьми.
Пособие содержит разделы, посвященные проблемам состояния здоровья детей в современном обществе, лечебной физической культуре при заболеваниях органов дыхания, пищеварения, опорно-двигательного аппарата в детском возрасте.
Проведение лабораторных занятий в рамках данного курса ставит своей целью не только закрепление знаний, теоретических положений и фактов по освоенным разделам, но и приобретение навыков самостоятельной работы, умение анализировать полученные данные, правильно их интерпретировать и грамотно применять в практической деятельности.
В пособии также представлены: примерная тематика рефератов для самостоятельной работы студентов, список рекомендуемой специальной и учебно-методической литературы, которая поможет в усвоении материала.
Данное пособие разработано для студентов, обучающихся по специальности: 032102.65 Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура).
Перечень основных требований при изучении курса «Лечебная физическая культура в педиатрии»:
Студент должен знать:
· предмет лечебной физической культуры в педиатрии, как важного компонента системы реабилитации;
· современные тенденции состояния здоровья детей, особенности роста и развития детей;
· формы лечебной физической культуры;
· цели и задачи ЛФК;
· особенности ЛФК в детском возрасте.
Студент должен уметь:
· подбирать соответствующие средства и формы ЛФК при различных заболеваниях в детском возрасте;
· разрабатывать комплекс физических упражнений для проведения занятий по всем формам ЛФК;
· составлять план профилактических и реабилитационных мероприятий;
· дозировать физические упражнения.
Студент должен владеть:
· методикой проведения лечебной физической культуры у детей;
· методикой проведения оценки уровня физической подготовленности детей дошкольного и школьного возраста.
На изучение дисциплины отводится 100 часов, в том числе аудиторных 78 часов (22 часа - лекций, 20 часов – семинарских занятий, 36 часов – лабораторные работы). Форма отчетности – зачет и экзамен. Значительная роль в освоении курса отводится самостоятельной работе студентов (написание рефератов, составление плана реабилитационных мероприятий и т.д.).
Данное учебное пособие предназначено для облегчения самостоятельной работы студентов, осваивающих курс «Лечебная физическая культура в педиатрии». В процессе самостоятельной работы студентам рекомендуется придерживаться следующей последовательности:
· осмысление содержания программы курса, основных дидактических единиц;
· освоение данной темы по лекционному материалу и рекомендуемым учебникам;
· знакомство с информационными материалами для самоподготовки, уточнение спорных вопросов;
· выбор темы реферата или НИРс;
· знакомство с аттестационными педагогическими измерительными материалами (АПИМ), подготовка к контролю знаний;
· знакомство с вопросами к итоговой аттестации;
· подготовка к аудиторным занятиям в соответствии с темой семинара или лабораторной работы;
· при необходимости составление перечня вопросов для консультации с преподавателем.
ТЕМА № 1
ПРОБЛЕМЫ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ
В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ