Показатели зрелости личности профессионала
№ | Показатель |
понимание системы нравственных ценностей, менталитета данной профессии | |
способность к накоплению и анализу собственного профессионального опыта | |
проектирование себя как профессионала, умение построить оптимальный сценарий своего профессионального развития и следовать ему | |
максимальное использование человеком своих возможностей и их компенсация | |
выработка индивидуального стиля профессиональной деятельности как сочетания профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека | |
адекватность и экономичность поведенческих профессио- | нальных действий, блокирование трудовой деятельности в случаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению | |
способность максимально мобилизовать свои возможности, сконцентрировать усилия | |
умение сочетать высокую мобилизованность и концентрацию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, предупреждать перегрузки | |
способность поддерживать удовлетворенность трудом, позитивное отношение к себе как профессионалу | |
использование каждой новой возможности для профессионального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неиспользованный шанс | |
способность к выработке индивидуального профессионального оптимума | |
осведомленность о мире профессий и необходимых качествах личности | |
осознание многовершинности своего профессионального развития, возможности достижения успеха на разных уровнях и в различных формах деятельности и общения | |
близость к профессиональному типу личности и сочетанию профессионально важных качеств, наиболее адекватному для данной трудовой деятельности | |
отсутствие личностных деформаций | |
владение приемами построения индивидуальной программы движения к вершинам профессионализма, составления акмеограммы |
Критерием наличия способности достигать индивидуально значимые акме в развитии личности профессионала является умение человека обеспечить наличие прогрессивного, восходящего вектора в своем развитии, преобладание его над регрессивным вектором.
Высокие уровни сформированности у человека труда профессиональной деятельности, профессионального общения, личности профессионала создают основу для развития разных сфер и видов профессиональной компетентности.
Профессиональная компетентность — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов профессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убежденности и потребности пользоваться этой способностью.
Могут быть выделены группы профессиональной компетентности (компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала) и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп.
Группы профессиональной компетентности
Компетентность | Виды |
Компетентность в профессиональной деятельности | – специальная (знание своего дела); – технологическая; – субъектная; – профессиологическая (осведомленность в мире профессий); – правовая; – экономическая и т. д. |
Компетентность в профессиональном общении | – коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству); – социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека); – дифференциально-психологическая; – диагностическая (способность к изучению другого человека); – этическая; – эмпатийная; – межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам); – конфликтная и др. |
Компетентность в развитии личности профессионала | – психологическая (умение изучать другого человека); – индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя); – культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности), – рефлексивная и др. |
Профессиональные «акме» возникают вначале в границах профессионализма и компетентности, сложившихся в профессии в данное историческое время. Позднее могут достигаться более высокие уровни профессионального акме, означающие профессиональное творчество, выход за пределы опыта профессии, обогащение ее новыми задачами, способами и результатами.
В ходе профессионализации человек может достигать разнообразных профессиональных «акме». Важным средством оценивания и стимулирования профессиональных акме являются профессиограмма и акмеограмма. При этом профессиональные достижения, проявляющиеся в профессиональном мастерстве и творчестве, удобно анализировать и оценивать с помощью профессиограммы, а профессиональные достижения, означающие творчество человека по отношению к самому себе – с помощью акмеограммы.