Показатели зрелости личности профессионала

Показатель
понимание системы нравственных ценностей, менталите­та данной профессии
способность к накоплению и анализу собственного про­фессионального опыта
проектирование себя как профессионала, умение постро­ить оптимальный сценарий своего профессионального разви­тия и следовать ему
максимальное использование человеком своих возмож­ностей и их компенсация
выработка индивидуального стиля профессиональной дея­тельности как сочетания профессиональных задач и способов деятельности, отвечающего возможностям человека
адекватность и экономичность поведенческих профессио- | нальных действий, блокирование трудовой деятельности в слу­чаях превышения человеком своих возможностей, при угрозе самосохранению
способность максимально мобилизовать свои возможнос­ти, сконцентрировать усилия
умение сочетать высокую мобилизованность и концентра­цию усилий в труде с учетом имеющихся возможностей, пре­дупреждать перегрузки
способность поддерживать удовлетворенность трудом, по­зитивное отношение к себе как профессионалу
использование каждой новой возможности для професси­онального совершенствования, высокая чувствительность к новым возможностям, ответственность личности за неис­пользованный шанс
способность к выработке индивидуального профессио­нального оптимума
осведомленность о мире профессий и необходимых каче­ствах личности
осознание многовершинности своего профессионального развития, возможности достижения успеха на разных уровнях и в различных формах деятельности и общения
близость к профессиональному типу личности и сочета­нию профессионально важных качеств, наиболее адекватному для данной трудовой деятельности
отсутствие личностных деформаций
владение приемами построения индивидуальной програм­мы движения к вершинам профессионализма, составления акмеограммы

Критерием наличия способности достигать индивидуально значимые акме в развитии личности профессионала является умение человека обеспечить наличие прогрессивного, восходя­щего вектора в своем развитии, преобладание его над регрес­сивным вектором.

Высокие уровни сформированности у человека труда про­фессиональной деятельности, профессионального общения, личности профессионала создают основу для развития разных сфер и видов профессиональной компетентности.

Профессиональная компетентность — это способность человека решать определенный круг профессиональных задач. Профессионализм складывается из многих видов про­фессиональной компетентности. Внутри компетентности иногда выделяют компетенции как способности к чему-либо, зависимые как от знаний, умений, так и от степени убеж­денности и потребности пользоваться этой способностью.

Могут быть выделены группы профессиональной компетент­ности (компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетент­ность в реализации личности профессионала) и виды профес­сиональной компетентности внутри каждой из групп.

Группы профессиональной компетент­ности

Компетентность Виды
Компетентность в профессиональной деятельности – специальная (знание своего дела); – технологическая; – субъектная; – профессиологическая (осведомленность в мире про­фессий); – правовая; – экономическая и т. д.
Компетентность в профессиональном общении – коммуникативная, общенческая (способность к сотрудни­честву); – социально-перцептивная (способность к восприятию дру­гого человека); – дифференциально-психологическая; – диагностическая (способность к изучению другого человека); – этическая; – эмпатийная; – межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам); – конфликтная и др.
Компетентность в развитии личности профессионала – психологическая (умение изучать другого человека); – индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя); – культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности), – рефлексивная и др.

Профессиональные «акме» возникают вначале в границах профессионализма и компетентности, сложившихся в профес­сии в данное историческое время. Позднее могут достигаться более высокие уровни профессионального акме, означающие профессиональное творчество, выход за пределы опыта про­фессии, обогащение ее новыми задачами, способами и резуль­татами.

В ходе профессионализации человек может достигать раз­нообразных профессиональных «акме». Важным средством оценивания и стимулирования профессиональных акме явля­ются профессиограмма и акмеограмма. При этом профессио­нальные достижения, проявляющиеся в профессиональном мастерстве и творчестве, удобно анализировать и оценивать с помощью профессиограммы, а профессиональные достижения, означающие творчество человека по отношению к само­му себе – с помощью акмеограммы.

Наши рекомендации