Основы специальной методики русского языка в школах для детей с нарушением слуха как наука. Её предмет, задачи, связь с другими науками
Предметом основ СМРЯ являются способы формирования речи, способы овладения письмом, чтением, грамматикой т.е. способы специального обучению языку.
Основы СМРЯ рекомендуют следующие задачи:
1) Наука определяет содержание обучению языку в спец школе. Содержание учебного материала представлено в стандарте, программе, учебниках. (чему учить)
2) Мет-ка определяет путь и средства, методы и приемы обучения языку. Для этого разрабатываются спец. системы упр., различные методические рекомендации (определять как учить)
3) Обеспечивают проверку эффективности методов обучению языку (почему так а не иначе)
Решение 3-е задачи предполагает эсперементальную проверку методических рекомендаций. Опираясь на теорию основа спец. методики решает практические задачи обучения, развитие и воспитания учащихся с н\с. Под обучением языку понимают формирование речи как ср-во общения.
СМРЯ связана с рядом наук: Педагогика, спец. Педагогика, лингвистика, мет-ка Русск.Я., методика обучения иностранных языков, лингвистический цикл наук, логика, философия, сурдопед-ка, психология (общая, возрастная, сурдо).
3. Краткий экскурс о системах обучения глухих языку в истории сурдопедагогики.Система обучения - совокупность связанных между собой понятий таких как: задачи, содержание, организация, принципы, методы и приемы обучения.
Параметры (признаки, критерии) по которым определяется сущность системы:
1) какое место и роль отводится языку в общей системе воспитания и обучения детей с н\с. 2) какой аспект работы над языком находится в центре внимания обучающих. 3) какие формы речи в связи с этим используются и какие из них явл. ведущими. 4) какие методические пути обучения намечаются, какие результаты в речевом и умственном развитии достигаются. 5) обращается ли внимание на различные возможности учащихся с учетом состояния их слуха, времени нарушения слуховой функции и осуществляется ли в связи с этим диф. подход. 6) Придается ли значение раннему началу формирования речи. В истории сурд были различные подходы к обучению языку глухих, в частности была чистая устная система. Была еще какое-то время - письм. Чистая устная и мимическая системы вели между собой острую дискуссию на протяжении многих десятилетий. Чистая устная система возникла в 18 в. В Германии (Гейнике, Вернер, Фаттер считали, что глухих детей нужно обучать артикуляции, произношению; обучение чтению и письму подчинялось фонетическому принципу, т.е. дети читали и писали только те слова, кот-е могли произносить. Знания по общеобразов-м предметам давать было затруднительно, т.к. дети не могли правильно произносить ни название чисел, ни арифметических действий. Дактилология использовалось как вспомагательное ср-во при обучении письменной речи. Считали, что дактильная речь будет мешать усваивать устную речь и дак. изгонялся. Чистая УС была признана участниками международного Миланского конгресса в 1880 г. Они получили распространение в спец. школах разных стран. Эта система была популярна и в Европе и в Америке во 2-ой пол. 19 и нач. 20 века. В СССР чистая устная система подвергалась критике в 1938г. (На всероссийском совещании по сурдоп-ке). После совещания 1938г. произошли изменения в обучении глухих языку. Были введены У, П и Дак. формы речи. В качестве вспомогательного ср-ва предлогалось использовать ЖР. Мимическая система возникла во Франции в 18 в. И уже к середине 19 в. закончила своё существование (основатели французы Эпе и Сикар монахи). Они считали, что разв-е школьников требует применение яз-а жестов. Учебный процесс должен строится на ЖЯ. Эпе отрицательно относился к использованию дактильной речи. УР он считал лишь вспомогательными ср-вом в процессе общения с окруж. Мимическая система преследовала такую цель как, общее разв- и разв-е у глухонемым способности легко и без помощи общаться с себе подобными. Недооценка словесности речи вела к изолированности глухих в среде слышащих. Во все времена сурдоп-ов волновали самые главные вопр., как соединить процесс обучения словесной речи с общим р-ем глухих детей; какие формы речи, и в какой последовательности использовать чтобы научить детей с н\с читать и писать, обучить словесной речи или сформировать общение с окруж.
2. Характеристика коммуникативной системы обучения языку глухих и слабослышащих учащихся. Ведущие принципы этой системы. Коммуникативная система обучения гл-х языку стала создаваться в нач. 50гг 20 в. Её Автор - Зыков Сергей Александрович. Он обобщил исторический опыт обучению глухих языку, изучил имеющиеся в науке взгляды на язык как общественные явления, в 20 школах проводил экспериментальную работу и пришел к выводу, что обучение языку должно осуществляется по принципу формирования речевого общения. Коммуникативная система направлена на разв-е словесной коммуникации. Задачей данной системы является обучение глухих детей языку, как ср-ву общения. Коммуникативная система основана на важнейших положениях: 1) Р-е речи следует осуществлять в тесной связи с р-ем практической деятельности детей (были введены уроки ППО). 2) В ходе обучения языку надо р-ть мышление детей и обогащать их знания об окружающем мире. 3) Для успешного речевого р-я детей нужно организовать речевую среду. 4) Нужно установить взаимодействие форм речи и оптимально сочитать формы речи на каждом этапе обучения.5) Обучение языку надо вести в плане р-я у детей языковой способности, в плане формирования разных видов речевой деятельности и в плане подведения детей к усвоению языка как системы. Языковая способность – способность воспринимать, понимать, воспроизводить и продуцировать речевые высказывания. Для этого детей с первых дней спец-го обучения ставят в условия, когда они должны реагировать на обращенную речь в определенной предметной ситуации, догадываться по содержанию предметных действий к чему их побуждают, чего от них требуют, о чем спрашивают. В дальнейшем языковая способность проявляется в том, что дети иногда отходят от штампов и пытаются самост-но составлять новые высказывания по привычным для них моделям. Коммуникативная система базируется на общедидактических принципах на 3х ведущих принципах:
- генетический принцип – он ориентирует учителя на использование данных онтогенеза и филогенеза. Работая с гл-м реб-м сурдоп-г соотносит ур-нь его речевых достижений с нормай для реб-ка соответствующего возраста и строит обучение таким образом, чтобы скомпенсироватьупущенное в период предшествующий обучению. Педагог вначале обучения обязан учит-ть имеющиеся у реб-ка предпосылки к пользованию языку (предпосылки – внимание к лицу говорящего, готовн-ть выполнять совместные действия, умение подрожать предметным и речевым действиям взрослого, попытки артикулировать и т.п.)
- деятельностный принцип – реализуется в 2-х направлениях: 1) сближение процесса усвоения детьми яз-ка с овладением предметно практической деятельностью. 2) применение яз-ка как особой речевой деятельности. У дет-й нужно разв-ть все виды речевой деят-ти и реч-я деятельность должна обслуживать любую др деят-ть.
- структурно-семантический принцип (ведущий) – требования учета специфики
яз-ка как системно-структурного образования. Он был разработан Носковой Людмилой Петровной применительно к детям дош-го и школ-го возраста. В центре работы находилась такая единица языка, как предложение.
4. Формы речи, используемые в обучении глухих и слабослышащих школьников языку. В обучении детей с н\с широко испол-ся мимика, мимические ср-ва, дактильная речь, УР, ПР, ЖР. К простейшими способам общения глухих относится мимика и мимические ср-во. С помощью мимики выражают различные чувства и желания чел. В этих целях используют выразительные ср-ва лица. Мимические ср-ва – пантомима, имитация действия, элементы драматизации. ЖР - основное ср-во коммуникации глухих. Это своеобразная языковая система со своим специфическим словарем и своеобразным грамматическим строем. Язык жестов насчитывает 4-5 тыс. жестов, а словарный состав Русс.Я. свыше 500 тыс слов, поэтому многие жестовые слова явл-ся многозначными, что ведет к определённым недоразумениям. Очень своеобразна и несколько примитивна синтаксическая структура яз-ка жеста. На 1-м месте обычно употребляется жест, выражающий действующего субъекта (например, мальчика), на 2 месте - объект (рыба), а на 3- действие (поймать). Жест отрицания употребляется после глагола. Различают жестовую калькирующую речь – это копия произносимой словесной речи. И жестовую разговорную речь - национальная ЖР. Очень долгое время ЖР оставалась за пределами организованной пед-ой деятельности и использовались как вспомогательное ср-во. В учебнике под ред Быковой, 2002 г. Стр 45 говорится: «Однако широкого распространения ЖР даже в качестве вспомог-го ср-ва при существующей коммуникативной системе не должно быть, т.к. развитие языковой способности может происходить только на основе естественного звукового яз.