Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития

РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по дисциплине «Психология детей со сложными недостатками развития»

для специальности «050716 – Специальная психология»

по циклу ДПП.Ф.11. – дисциплины предметной подготовки

Очная форма обучения   Курс – 5 Семестр – 9,10 Объём в часах всего – 102 в т. ч.: лекции – 30 практические занятия –20 самостоятельная работа – 52 Зачет – 9,10 семестр   Заочная форма обучения   Курс – 4 Семестр – 7,8 Объём в часах всего – 102 в т. ч.: лекции – 10 практические занятия – 4 самостоятельная работа – 88 Зачет - 8 семестр

Екатеринбург 2007

Рабочая учебная программа по дисциплине

«Психология детей со сложными недостатками развития»

ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»

Екатеринбург, 2007. - 46 с.

Составитель: Нугаева Ольга Георгиевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии

Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры

специальной психологии ИСО УрГПУ

Протокол от 05.04.2007. № 8. Зав. кафедрой О.Г. Нугаева

Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № ___ от ____________ г.

Начальник отдела _____________Р.Ю. Шебалов

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая учебная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 050716 – «Специальная психология». Дисциплина относится к дисциплинам предметной подготовки, предусмотренной Государственным образовательным стандартом (2005 г.) при обучении студентов по данной специальности.

При определении содержания курса учитывается предшествующий опыт изучения студентами блока медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин, таких как: «Клинические основы интеллектуальных нарушений», «Основы генетики», «Невропатология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психология лиц с умственной отсталостью», «Психология лиц с нарушением зрения», «Психология лиц с нарушением слуха», «Психология лиц с нарушением речи», «Психология лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата», в которых студентами были усвоены основные понятия и категории специальной психологии. Вопросы, которые рассматривались в содержании перечисленных дисциплин, не повторяются при изучении данного курса.

Курс составлен с учетом региональных особенностей работы с детьми со сложными нарушениями в учреждениях Уральского региона и города Екатеринбурга, а также с учетом накопленного специалистами опыта работы с данной категорией детей. В содержании дисциплины «Психология детей со сложными недостатками развития» раскрываются основные закономерности развития детей со сложными нарушениями, что поможет сформировать у будущих специалистов более полное представление об особенностях оказания психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи детям с отклонениями в развитии в определенных региональных условиях.

Учебным планом предусматриваются аудиторная и самостоятельная работа студентов. Лекционные занятия направлены на знакомство с теоретико-методологическими основами оказания помощи лицам со сложными недостатками развития. Самостоятельная работа нацелена на углубленное изучение первоисточников, раскрывающих особенности лиц со сложными нарушениями и методику работы с ними и их семьями, подготовку сообщений, написание рефератов, курсовых работ.

Рабочая учебная программа содержит примерную тематику лекционных и практических занятий, задания для самостоятельной работы, методические материалы к лекционным занятиям, разработки практических занятий, список технических и аудиовизуальных вспомогательных средств, список основной и дополнительной литературы, отражающей содержание данного курса.

Целью данного курса является формирование у слушателей целостного представления об особенностях детей со сложными недостатками развития, методике помощи им и их семьям.

Основные задачи курса.

§ познакомить с основными понятиями, используемыми для обозначения сложных недостатков развития;

§ сформировать системное знание об особенностях детей со сложными нарушениями;

§ дать представление об этиологических факторах, вызывающих сложные отклонения в развитии;

§ познакомить с организацией в России системы специального образования и специальных учреждений, оказывающих помощь лицам со сложными нарушениями;

§ познакомить студентов с особенностями изучения детей, имеющих сложные недостатки развития, раскрыть некоторые пути коррекции этих недостатков;

§ ввести обучающихся по данной специальности в проблему помощи лицам со сложными нарушениями и их семьям;

§ способствовать овладению знаниями теоретико-методологических основ оказания помощи детям со сложными недостатками развития;

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Учебно-тематический план очной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоёмкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практическ
1. Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития
2. Многообразие сложных нарушений развития у детей
2.1 Классификации сложных и множественных нарушений развития у детей  
2.2 Этиология и патогенез сложных нарушений развития  
2.3 Диагностика сложных и множественных нарушений
3. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития
3.1 Психологические особенности детей с нарушениями зрения и слуха
3.2 Психологические особенности слепоглухих детей с нарушением интеллекта  
3.3 Психологические особенности детей с нарушениями зрения и интеллекта  
3.4 Психологические особенности детей с нарушениями слуха и интеллекта  
3.5 Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта  
3.6 Психологические особенности детей с нарушениями интеллекта и отклонениями в эмоционально-волевой сфере  
3.7 Психологические особенности детей с множественными нарушениями развития  
3.8 Другие варианты сложного нарушения у детей  
4. Организация психолого-педагогической помощи детям со сложными недостатками и их семьям
4.1 Исторический анализ становления и развития психолого-педагогической и социальной помощи как системы поддержки лиц со сложными нарушениями.  
4.2 Проблемы оказания помощи семьям, воспитывающим детей со сложными недостатками  
4.3 Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста со сложными недостатками развития  
4.4 Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями в школе  
4.5 Социальная адаптация детей со сложными нарушениями развития  
4.6 Специфика помощи детям со сложными нарушениями развития и их семьям в Уральском регионе.  
ИТОГО:

Учебно-тематический план заочной формы обучения

№ п/п Наименование раздела, темы Всего трудоёмкость Аудиторные занятия Самостоятельная работа
Всего Лекции Практические
1. Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития -
2. Многообразие сложных нарушений развития у детей -
2.1 Классификации сложных и множественных нарушений развития у детей -
2.2 Этиология и патогенез сложных нарушений развития - - -
2.3 Диагностика сложных и множественных нарушений -
3. Психологические особенности детей со сложными недостатками развития
3.1 Психологические особенности детей с нарушениями зрения и слуха -
3.2 Психологические особенности слепоглухих детей с нарушением интеллекта - - -
3.3 Психологические особенности детей с нарушениями зрения и интеллекта - - -
3.4 Психологические особенности детей с нарушениями слуха и интеллекта - - -
3.5 Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта - - -
3.6 Психологические особенности детей с нарушениями интеллекта и отклонениями в эмоционально-волевой сфере - - -
3.7 Психологические особенности детей с множественными нарушениями развития -
3.8 Другие варианты сложного нарушения у детей - - -
4. Организация психолого-педагогической помощи детям со сложными недостатками и их семьям
4.1 Исторический анализ становления и развития психолого-педагогической и социальной помощи как системы поддержки лиц со сложными нарушениями. - - -
4.2 Проблемы оказания помощи семьям, воспитывающим детей со сложными недостатками -
4.3 Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста со сложными недостатками развития -
4.4 Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями в школе - - -
4.5 Социальная адаптация детей со сложными нарушениями развития - - -
4.6 Специфика помощи детям со сложными нарушениями развития и их семьям в Уральском регионе. - - -
ИТОГО:

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития

Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития. Определение основных понятий: сложное нарушение; сложный дефект; сложные аномалии развития; сочетанные нарушения; комбинированные нарушения; сложная структура нарушения (дефекта); осложненный дефект; множественный дефект; множественный вид нарушения.

Различение понятий «сложный дефект» и «сложная структура дефекта» (по Л.С. Выготскому).

Соотношение понятий «дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура дефекта психического развития».

Наши рекомендации