Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по дисциплине «Психология детей со сложными недостатками развития»
для специальности «050716 – Специальная психология»
по циклу ДПП.Ф.11. – дисциплины предметной подготовки
Очная форма обучения Курс – 5 Семестр – 9,10 Объём в часах всего – 102 в т. ч.: лекции – 30 практические занятия –20 самостоятельная работа – 52 Зачет – 9,10 семестр | Заочная форма обучения Курс – 4 Семестр – 7,8 Объём в часах всего – 102 в т. ч.: лекции – 10 практические занятия – 4 самостоятельная работа – 88 Зачет - 8 семестр |
Екатеринбург 2007
Рабочая учебная программа по дисциплине
«Психология детей со сложными недостатками развития»
ГОУ ВПО «Уральский государственный педагогический университет»
Екатеринбург, 2007. - 46 с.
Составитель: Нугаева Ольга Георгиевна, кандидат психологических наук, профессор кафедры специальной педагогики и специальной психологии
Рабочая учебная программа обсуждена на заседании кафедры
специальной психологии ИСО УрГПУ
Протокол от 05.04.2007. № 8. Зав. кафедрой О.Г. Нугаева
Отделом нормативного обеспечения образовательного процесса УрГПУ присвоен рег. № ___ от ____________ г.
Начальник отдела _____________Р.Ю. Шебалов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая учебная программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности 050716 – «Специальная психология». Дисциплина относится к дисциплинам предметной подготовки, предусмотренной Государственным образовательным стандартом (2005 г.) при обучении студентов по данной специальности.
При определении содержания курса учитывается предшествующий опыт изучения студентами блока медико-биологических и психолого-педагогических дисциплин, таких как: «Клинические основы интеллектуальных нарушений», «Основы генетики», «Невропатология», «Психолого-педагогическая диагностика», «Психология лиц с умственной отсталостью», «Психология лиц с нарушением зрения», «Психология лиц с нарушением слуха», «Психология лиц с нарушением речи», «Психология лиц с нарушением функций опорно-двигательного аппарата», в которых студентами были усвоены основные понятия и категории специальной психологии. Вопросы, которые рассматривались в содержании перечисленных дисциплин, не повторяются при изучении данного курса.
Курс составлен с учетом региональных особенностей работы с детьми со сложными нарушениями в учреждениях Уральского региона и города Екатеринбурга, а также с учетом накопленного специалистами опыта работы с данной категорией детей. В содержании дисциплины «Психология детей со сложными недостатками развития» раскрываются основные закономерности развития детей со сложными нарушениями, что поможет сформировать у будущих специалистов более полное представление об особенностях оказания психологической, педагогической, медицинской, социальной помощи детям с отклонениями в развитии в определенных региональных условиях.
Учебным планом предусматриваются аудиторная и самостоятельная работа студентов. Лекционные занятия направлены на знакомство с теоретико-методологическими основами оказания помощи лицам со сложными недостатками развития. Самостоятельная работа нацелена на углубленное изучение первоисточников, раскрывающих особенности лиц со сложными нарушениями и методику работы с ними и их семьями, подготовку сообщений, написание рефератов, курсовых работ.
Рабочая учебная программа содержит примерную тематику лекционных и практических занятий, задания для самостоятельной работы, методические материалы к лекционным занятиям, разработки практических занятий, список технических и аудиовизуальных вспомогательных средств, список основной и дополнительной литературы, отражающей содержание данного курса.
Целью данного курса является формирование у слушателей целостного представления об особенностях детей со сложными недостатками развития, методике помощи им и их семьям.
Основные задачи курса.
§ познакомить с основными понятиями, используемыми для обозначения сложных недостатков развития;
§ сформировать системное знание об особенностях детей со сложными нарушениями;
§ дать представление об этиологических факторах, вызывающих сложные отклонения в развитии;
§ познакомить с организацией в России системы специального образования и специальных учреждений, оказывающих помощь лицам со сложными нарушениями;
§ познакомить студентов с особенностями изучения детей, имеющих сложные недостатки развития, раскрыть некоторые пути коррекции этих недостатков;
§ ввести обучающихся по данной специальности в проблему помощи лицам со сложными нарушениями и их семьям;
§ способствовать овладению знаниями теоретико-методологических основ оказания помощи детям со сложными недостатками развития;
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Учебно-тематический план очной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоёмкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практическ | ||||
1. | Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития | |||||
2. | Многообразие сложных нарушений развития у детей | |||||
2.1 | Классификации сложных и множественных нарушений развития у детей | |||||
2.2 | Этиология и патогенез сложных нарушений развития | |||||
2.3 | Диагностика сложных и множественных нарушений | |||||
3. | Психологические особенности детей со сложными недостатками развития | |||||
3.1 | Психологические особенности детей с нарушениями зрения и слуха | |||||
3.2 | Психологические особенности слепоглухих детей с нарушением интеллекта | |||||
3.3 | Психологические особенности детей с нарушениями зрения и интеллекта | |||||
3.4 | Психологические особенности детей с нарушениями слуха и интеллекта | |||||
3.5 | Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта | |||||
3.6 | Психологические особенности детей с нарушениями интеллекта и отклонениями в эмоционально-волевой сфере | |||||
3.7 | Психологические особенности детей с множественными нарушениями развития | |||||
3.8 | Другие варианты сложного нарушения у детей | |||||
4. | Организация психолого-педагогической помощи детям со сложными недостатками и их семьям | |||||
4.1 | Исторический анализ становления и развития психолого-педагогической и социальной помощи как системы поддержки лиц со сложными нарушениями. | |||||
4.2 | Проблемы оказания помощи семьям, воспитывающим детей со сложными недостатками | |||||
4.3 | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста со сложными недостатками развития | |||||
4.4 | Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями в школе | |||||
4.5 | Социальная адаптация детей со сложными нарушениями развития | |||||
4.6 | Специфика помощи детям со сложными нарушениями развития и их семьям в Уральском регионе. | |||||
ИТОГО: |
Учебно-тематический план заочной формы обучения
№ п/п | Наименование раздела, темы | Всего трудоёмкость | Аудиторные занятия | Самостоятельная работа | ||
Всего | Лекции | Практические | ||||
1. | Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития | - | ||||
2. | Многообразие сложных нарушений развития у детей | - | ||||
2.1 | Классификации сложных и множественных нарушений развития у детей | - | ||||
2.2 | Этиология и патогенез сложных нарушений развития | - | - | - | ||
2.3 | Диагностика сложных и множественных нарушений | - | ||||
3. | Психологические особенности детей со сложными недостатками развития | |||||
3.1 | Психологические особенности детей с нарушениями зрения и слуха | - | ||||
3.2 | Психологические особенности слепоглухих детей с нарушением интеллекта | - | - | - | ||
3.3 | Психологические особенности детей с нарушениями зрения и интеллекта | - | - | - | ||
3.4 | Психологические особенности детей с нарушениями слуха и интеллекта | - | - | - | ||
3.5 | Психологические особенности детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и интеллекта | - | - | - | ||
3.6 | Психологические особенности детей с нарушениями интеллекта и отклонениями в эмоционально-волевой сфере | - | - | - | ||
3.7 | Психологические особенности детей с множественными нарушениями развития | - | ||||
3.8 | Другие варианты сложного нарушения у детей | - | - | - | ||
4. | Организация психолого-педагогической помощи детям со сложными недостатками и их семьям | |||||
4.1 | Исторический анализ становления и развития психолого-педагогической и социальной помощи как системы поддержки лиц со сложными нарушениями. | - | - | - | ||
4.2 | Проблемы оказания помощи семьям, воспитывающим детей со сложными недостатками | - | ||||
4.3 | Особенности воспитания и обучения детей дошкольного возраста со сложными недостатками развития | - | ||||
4.4 | Обучение и воспитание детей со сложными нарушениями в школе | - | - | - | ||
4.5 | Социальная адаптация детей со сложными нарушениями развития | - | - | - | ||
4.6 | Специфика помощи детям со сложными нарушениями развития и их семьям в Уральском регионе. | - | - | - | ||
ИТОГО: |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития
Предмет и задачи специальной психологии детей со сложными нарушениями развития. Определение основных понятий: сложное нарушение; сложный дефект; сложные аномалии развития; сочетанные нарушения; комбинированные нарушения; сложная структура нарушения (дефекта); осложненный дефект; множественный дефект; множественный вид нарушения.
Различение понятий «сложный дефект» и «сложная структура дефекта» (по Л.С. Выготскому).
Соотношение понятий «дети со сложными недостатками развития» и «сложная структура дефекта психического развития».