Упражнение 2. Игра «Чудо-лесенка»
Каждую последующую фразу дети произносят, повышая тон голоса.
Чу-до-ле-сеп-кой—ша-га-ю,
Вы-со-ту—я—на-би-ра-ю:
Шаг—на—го-ры,
Шаг—на—ту-чи...
А—подъ-ем—все— вы-ше, кру-че...
Не—ро-бе-ю, петь хо-чу,
Пря-мо—к—солн-цу— я—ле-чу!
Упражнение 3. «Самолёт» (выше – ниже, быстро – медленно).
Встретил петушок кота
И спросил его тогда:
- Почему ты черный, кот?
- Лазал ночью в дымоход.
- Почему сейчас ты бел?
- Из горшка сметану ел.
- Почему ты серым стал?
- Пес меня в пыли валял.
Упражнение 4. Прослушайте своих товарищей, подготовивших чтение. Оцените их чтение (правильно ли выбран темп, на месте ли паузы, логическое ударение, выразителен ли эмоциональный тембр голоса и т. д.). Особенно следите за соблюдением правил орфоэпии.
Упражнение 5. Подготовьтесь к выразительному чтению по ролям и к инсценированию.
А Береснев Тыква
- Почему, скажи мне, тыква,
Все лежишь?
- А я привыкла.
- Почему не ходишь в гости,
А грустишь весь день в траве?
- Я привязана за хвостик
Крепко-накрепко к ботве!
Приложение №3
Содержание работы по подготовке чтеца к выразительному чтению:
1. Литературно-исполнительский анализ текста:
1) знакомство с текстом произведения и его автором, обоснование выбора текста для исполнения;
2) предварительное выявление основного замысла автора и главной задачи исполнения;
3) определение композиции произведения, его смысловых частей;
4) выяснение основных черт характеров, взаимоотношений, мотивов поведения и намерений героев;
5) анализ отношения автора к изображенной им действительности;
6) пробуждение собственного верного и активного отношения к изображенному;
7) раскрытие подтекста и поиски средств его передачи (создание «образа рассказчика»).
2. Постановка исполнительской задачи.
3. Составление партитуры текста.
4. Чтение вслух перед воображаемым слушателем или на диктофон (репетиционный период).
Приложение №4
Классификация жанров русского фольклора
№ | Жанры | Определение | Особенности исполнения | Примеры | ||
МАЛЫЕ ЖАНРЫ | ||||||
| Колыбельная | Песня, исполняемая матерью или нянькой при укачивании ребёнка. | Исполняется негромко, нежно, слегка монотонно, однообразно, но в голосе должна слышится доброта. Ритмика соответствует движению качающейся люльки, заметно преобладают ассонансы, т. е. созвучия гласных. | Котя, котенька-коток, Котя — серенький хвосток! Приди, котик, ночевать, Мои детоньку качать, прибаюкивать. Уж как я тебе, коту, За работу заплачу: дам кусок пирога да кувшин молока. | ||
| Пестушки (пестовать-нянчить) | Короткие ритмичные приговоры, сопровождающие всевозможные занятия с младенцем в первые месяцы его жизни: пробуждение, умывание, одевание, обучение ходьбе и т.п. | Ритмичная, с четким произнесением звуков и слогов и с утрированным протягиванием гласных звуков речь. | Купание: Вода текучая. Дитя растучее. С гуся вода, С тебя худоба. Вода — к низу, А дитя — к верху. | ||
| Прибаутки | Небольшой стишок, в котором присутствует сюжет, направлены на развитие воображения малышей. | Исполнителю надо передать живую, разговорную речь, характер героя. Используется прием драматизации. Следует подчеркнуть юмор ситуации. Читается весело, лукаво. | Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Щелкова бородушка, Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Деткам спать не даешь? | ||
| Докучные сказки | Сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.. | Их произносительной особенностью являются быстрый темп, монотонная, ровная, усыпляющая интонация. | Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Скажи! - Я скажи, ты скажи. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Не хочу! - Я не хочу, ты не хочешь. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Отстань! - Я отстань, ты отстань. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? - Вот пристал! - Ты говоришь «вот пристал», я говорю «вот пристал». Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? Молчание… - Ты молчишь, и я молчу. Не сказать ли тебе сказочку про белого бычка? | ||
| Страшилки | Жанр современного фольклора: короткие рассказы, цель которых — испугать слушателя, являются психологическим защитным механизмом, помогающим справиться со страхом (превратить страшное в смешное). | Читаются тихим, «тягучим», таинственным голосом, с паузами, замедлением темпа и повышением высоты голоса в конце истории. | В черном-черном лесу Стоит черный-черный дом. В этом черном-черном доме Есть черная-черная комната. На черном-черном столе Там стоит черный-черный гроб, В этом черном-черном гробу Лежит черный- черный скелет. Скелет кричит: ОТДАЙ МОЕ СЕРДЦЕ! | ||
| Потешки | Небольшие стихи, предназначенные для младенцев, сопровождаемые простыми движениями рук и мимики лица. | Жесты управляются словами: топни, вырывай… Эти слова надо выделять. Потешки может состоять из нескольких частей. « Закон повтора» - повтор слов, повтор одинакового построения предложений. Потешка должна звучать весело. | «Ладушки», «Сорока», «Коза». | ||
| Небылицы | Стишки или рассказы, в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом. | При чтение необходимо подчеркнуть слова, обозначающие небывалое действие. Выделить стихотворный ритм. Рифму, игру слов.Небылицы читаются весело, с юмором. | Стучит-гремит по улице, Фома едет на курице, Тимошка на кошке По кривой дорожке. | ||
| Скороговорки | Ритмичный, простой, обычно шуточный текст, который построен на сочетании звуков, затрудняющих быстрое произнесение слов. | Читается весело, быстро, на одном дыхании, без пауз. Ритм четкий. Критерии оценки скороговорителей: трудность выбранного текста, чистота и скорость говорения, художественна выразительность. | У четырех черепашек четыре черепашонка. | ||
| Поддёвки | Разновидность дразнилки, содержащая вопрос, таящий в себе лукавый подвох. | Произносятся с насмешливой интонацией. | - Скажи: лук. - Лук. - По лбу стук! | ||
| Дразнилки | Короткие насмешливые стишки, высмеивающие то или иное качество, а иногда и просто привязанные к имени. | Произносятся быстро, иронически, с лукавой издевкой. | Коля-Коля-Николай! Сиди дома, не гуляй! А то девочки придут, Поцелуют и уйдут. | ||
| Считалки | Жеребьевки для деления в игре. | Исполняется скандировано, с подчеркиванием ритма счета, весело. Надо подчеркнуть слова, указывающие на выбор: «тебе водить», «выйди вон» и другие. | На златом крыльце сидели Царь, царевич, король, королевич, Сапожник, портной. Кто ты будешь такой? Говори поскорей, Не задерживай добрых и честных людей | ||
| Заклички | Обращения, непременно в стихотворной форме, к природным явлениям. | Произносить с интонацией просьбы, зова или клича. | Солнышко,солнышко, Выгляни в окошко. Там твои детки Кушают конфетки. А тебе не дают, Всем ребятам раздают. | ||
| Молчанки | Стихотворный уговор молчать. | Произносятся монотонно, ритмично, с логическим ударением на последней фразе. | Тише, мыши: кот на крыше, кошку за уши ведёт; кошка драна, хвост облез, кто промолвит, тот и съест! | ||
| Присказки | Прибаутки, которая иногда предшествует зачину в сказках. | Читается живо, заинтересованно, шутливо, чтобы заинтересовать слушателя, вызвать эмоциональные чувства. | Близко ли, далеко ли, низко ли, высоко ли. | ||
| Припевки | Короткая песенка, с которой начинают игру, или связывают части игрового действия. | Поются соло, хором, в припляс. | Играющие становятся в кружок, в середине на скамье сидит Дрёма. Хор поёт о Дрёме: Сиди, Дрёма, Сиди, Дрёма, Выбирай-ай, Дрёма, Выбирай-ай, Дрёма, Бери-и, Дрёма, Бери-и, Дрёма! Дрёма встаёт со скамьи, выбирает кого-нибудь, и выбранный считается Дрёмой. | ||
| Загадки | Краткое иносказательное описание предмета, предлагаемое для разгадки. Загадка вводит ребенка в размышление о связях между явлениями и предметами окружающего мира, а также об особенностях каждого предмета и явления. | При чтении необходимо выделить слова, обозначающие признаки, подчеркнуть сравнение. Читать ритмично, подчеркнуть рифму. В интонации надо передать скрытый в подтексте вопрос, даже если загадка повествовательного характера. | Черненькая собачка свернувшись лежит; не лает, не кусает, а в дом не пускает. | ||
| Пословицы | Короткое образное изречение применительно к различным явлениям жизни. | Пословицы и поговорки произносятся выразительно, четко, с разной интонацией (с удивлением, осуждением, сожалением, радостью, удовлетворением, утверждением и т. п.), а также сопровождаются жестами и мимикой. | Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Кончил дело — гуляй смело. | ||
| Поговорки | Образные выражения, метко определяющие какое-либо жизненное явление. В отличие от пословицы поговорка лишена обобщенного поучительного смысла и ограничивается образным, нередко иносказательным определением какого-либо явления. | Семь пятниц на неделе Два сапога пара Мал, да удал | |||
БОЛЬШИЕ ЖАНРЫ | ||||||
| Песни | Эпическое произведение, которое повествует о каком-нибудь историческом событии. | Включение песен, былин, преданий в детские книги затрудняется тем, что они без разъяснения событий и лексики не вполне понятны детям. Поэтому для работы с малышами лучше использовать литературные пересказы этих произведений. От 6-7 лет - «Илья Муромец и Соловей-разбойник» (запись А. Гильфердинга, отрывок из былины); «Садко» (запись П. Рыбникова, отрывок из былины) – по Гербовой В.В. | |||
| Былины | Народная эпическая песня о богатырях и их подвигах. | ||||
| Предания | Устный эпический рассказ о реальных или вполне возможных событиях прошлого. | ||||
| Сказки | Прозаический устный рассказ фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. | Сказка входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает на протяжении всего дошкольного детства и остается с ним на всю жизнь. | От 2-3 лет - «Теремок» От 3-4 лет – «Гуси-лебеди» От 4 -5 лет - «Лисичка-сестричка и волк» От 5-6 лет - «Финист — Ясный сокол» От 6-7 лет - «Василиса Прекрасная» (по Гербовой В.В) | ||
Приложение №5