Фонопедическое упражнение-игра
«Весенние голоса»
Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)
С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)
До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)
Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом «волну» – вверх-вниз)
И дальше побежал (булькаем)
Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)
Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)
И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)
Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)
Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук» – дети выбирают звук сами)
Нужно сказать ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Учитель говорит текст, а дети его озвучивают. Используются шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д
Осенняя картина
В зарисовку включается
· звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»
· речевая интонационная игра «Осенины»
· песня об осени
Звучащие жесты:
«Дождик накрапывает»
(игра с использованием звучащих жестов»
Мелкий дождик моросит
Кап – кап – кап – кап! (удары пальчиками по парте)
В листьях сада шелестит
Кап – кап – кап – кап! (шуршим «ладошками»)
Мокнет мячик у ворот,
Кап – кап – кап – кап! (шлепаем по коленям ладошками)
Мокнет поле, огород
Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)
Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.
Речевая интонационная игра
«Осенины, осенины»
Осенины, осенины –
У дождинок именины.
Осенины, осенины –
Паутинок именины
Осенины, осенины –
Разных красок именины
Осенины, осенины-
Тихих звуков именины.
Работая над этим текстом, важно создать атмосферу «тихой золотой» осени. Используем «естественные» звуки – шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.
По желанию дети дорисовывают картину осени в своих рисунках (домашнее задание)
Конечно, говорить о внедрении системы обучения К.Орфа в полном объеме в условиях общеобразовательной школы нецелесообразно – специфический подход педагога к подбору музыкального инструментария, репертуару, основанному на национальной музыке Западных стран ограничивает возможности учебно-воспитательного процесса. Безусловно, необходимо обращаться к русскому, белорусскому фольклору, адаптируя идеи «Шульверка» к условиям конкретной школы, использовать возможности материально-технического оснащения в процессе обучения. Но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи новой школы.
Подход Карла Орфа безусловно интересен и продуктивен, т. к. позволяет сделать уроки музыки интересными и динамичными, ребенок – творец звуков окружающего мира и музыки. Урок музыки становится «обучением в действии». Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии.
Ребенок – соавтор и создатель собственного музыкального мира.
В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир.
Заключение
Карл Орф подчеркивал, что элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она питается земными соками, безыскусственна, связана с движением тела: каждый способен ее изучит и пережить; она близка детям.
Элементарное музицирование по системе Карла Орфа это уникальная возможность:
· развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать, видеть и слышать окружающий мир по-своему.
· воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;
· проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию,
· воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;
· тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;
На занятиях дети играют на разнообразных детских музыкальных инструментах, привлекающих своим чудесным звучанием к музыкальной деятельности, а также танцуют легкие детские танцы, превращают стихи в музыкальные пьесы, сочиняют музыку к сказкам, сами делают шумовые инструменты и играют в детском оркестре.
Музыкально-педагогическая система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. Пьесы «Шульверка» рассчитаны не на особо одаренных, а на всех детей. Сам Орф в несколько томов «Шульверка» включил многонациональный фольклор наряду с загадками, считалками, сказками, а также произведения Софокла, Гете, Шекспира как лучшие образцы народной поэзии.
По мнению немецкого композитора, детство обращается к старейшим языковым и музыкальным формам, которые духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Несложные ритмические и мелодические музыкальные инструменты зовут к танцу, танец рождает музыку. Импровизированное музицирование формирует «танцующий хор», исполняющий драматизированные стихотворения и сценки. Все вместе это дает возможность развивать способности, заложенные в каждой личности.