Фонопедическое упражнение-игра

«Весенние голоса»

Пригрело весеннее солнышко (дети поднимают руки вверх, как бы приветствуя солнце, каждый поет звук в своем регистре, петь не очень громко)

С пригорка побежал веселый ручеек (дети болтают языком как бы изображая бульканье ручейка)

До краев наполнил большую глубокую лужу (все на глиссандо опускаются голосом в нижний регистр)

Перелился через край (несколько детей булькают, остальные на этом фоне делают голосом «волну» – вверх-вниз)

И дальше побежал (булькаем)

Выбрались из под коры жучки (жжж-жжж в низком регистре) и букашки (ззз-ззз в более высоком регистре) расправили крылышки и полетели кто куда (тр-тр-тр шепотом на разной высоте кто как хочет)

Вдруг под кучей хвороста что-то зашуршало (шур-шур)

И вылез ежик (сопим носом, энергично втягивая и выпуская воздух)

Лес наполнился веселыми весенними голосами (имитация птичьих голосов всеми одновременно)

Вот и пришла весна (каждый изображает свой «весенний звук» – дети выбирают звук сами)

Нужно сказать ребятам, что в этой веселой игре они сами будут придумывать и изображать разные звуки, которые можно услышать весной. Учитель говорит текст, а дети его озвучивают. Используются шумовые инструменты, которые есть в школе, а также изготовленные из баночек, пластиковых бутылочек с использованием крупы, гороха и т.д

Осенняя картина

В зарисовку включается

· звуковая импровизация звучащие жесты «Дождик накрапывает»

· речевая интонационная игра «Осенины»

· песня об осени

Звучащие жесты:

«Дождик накрапывает»

(игра с использованием звучащих жестов»

Мелкий дождик моросит

Кап – кап – кап – кап! (удары пальчиками по парте)

В листьях сада шелестит

Кап – кап – кап – кап! (шуршим «ладошками»)

Мокнет мячик у ворот,

Кап – кап – кап – кап! (шлепаем по коленям ладошками)

Мокнет поле, огород

Кап-кап-кап-кап! (Степанов В.)

Дети простукивают ритм, подражая каплям дождя. Обращаю внимание детей на необходимость играть тихо и осторожно, передавая характер звуков дождя.

Речевая интонационная игра

«Осенины, осенины»

Осенины, осенины –

У дождинок именины.

Осенины, осенины –

Паутинок именины

Осенины, осенины –

Разных красок именины

Осенины, осенины-

Тихих звуков именины.

Работая над этим текстом, важно создать атмосферу «тихой золотой» осени. Используем «естественные» звуки – шлепки по коленям, щелчок пальцами, шуршание бумагой. Все это создает ощущение шуршащих осенних листьев.

По желанию дети дорисовывают картину осени в своих рисунках (домашнее задание)

Конечно, говорить о внедрении системы обучения К.Орфа в полном объеме в условиях общеобразовательной школы нецелесообразно – специфический подход педагога к подбору музыкального инструментария, репертуару, основанному на национальной музыке Западных стран ограничивает возможности учебно-воспитательного процесса. Безусловно, необходимо обращаться к русскому, белорусскому фольклору, адаптируя идеи «Шульверка» к условиям конкретной школы, использовать возможности материально-технического оснащения в процессе обучения. Но элементы системы Карла Орфа очень органично вписываются в задачи новой школы.

Подход Карла Орфа безусловно интересен и продуктивен, т. к. позволяет сделать уроки музыки интересными и динамичными, ребенок – творец звуков окружающего мира и музыки. Урок музыки становится «обучением в действии». Исполняя и создавая музыку вместе, дети познают ее в реальном действии.

Ребенок – соавтор и создатель собственного музыкального мира.

В этом заложена успешность в обучении и воспитании активной творческой личности, стремящейся создавать и совершенствовать окружающий мир.

Заключение

Карл Орф подчеркивал, что элементарная музыка – это не музыка сама по себе: она связана с движением, танцем и словом; ее нужно самому создавать, в нее нужно включаться не как слушателю, а как ее участнику. Она питается земными соками, безыскусственна, связана с движением тела: каждый способен ее изучит и пережить; она близка детям.

Элементарное музицирование по системе Карла Орфа это уникальная возможность:

· развивать индивидуальность детей, их способность к импровизации, творчеству, умение фантазировать, видеть и слышать окружающий мир по-своему.

· воспитывать и развивать музыкальные способности в увлекательной эстетической игре с инструментами;

· проявить внимание к эмоциональному миру детей, их способности к сопереживанию,

· воспитывать навыки общения и сотрудничества в группе;

· тренировки различных видов внимания, точной и быстрой реакции, умения слушать, активно воспринимать;

На занятиях дети играют на разнообразных детских музыкальных инструментах, привлекающих своим чудесным звучанием к музыкальной деятельности, а также танцуют легкие детские танцы, превращают стихи в музыкальные пьесы, сочиняют музыку к сказкам, сами делают шумовые инструменты и играют в детском оркестре.

Музыкально-педагогическая система Карла Орфа основана на триединстве музыки, движения и речи в процессе воспитания личности. Пьесы «Шульверка» рассчитаны не на особо одаренных, а на всех детей. Сам Орф в несколько томов «Шульверка» включил многонациональный фольклор наряду с загадками, считалками, сказками, а также произведения Софокла, Гете, Шекспира как лучшие образцы народной поэзии.

По мнению немецкого композитора, детство обращается к старейшим языковым и музыкальным формам, которые духовно соответствуют ранним ступеням развития сознания. Несложные ритмические и мелодические музыкальные инструменты зовут к танцу, танец рождает музыку. Импровизированное музицирование формирует «танцующий хор», исполняющий драматизированные стихотворения и сценки. Все вместе это дает возможность развивать способности, заложенные в каждой личности.

Наши рекомендации