Описание участников программы
На VIII Всероссийский конкурс психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
Номинация: «Развивающие психолого-педагогические программы»
Название программы:
«Развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях введения ФГОС ООО «Школа общения»»
Автор:
Запорожская Дарья Евгеньевна, руководитель социально-психологической службы ГБОУ Школа №904, педагог-психолог, магистр психолого-педагогического образования.
Контактная информация:
Запорожская Дарья Евгеньевна
8-903-213-79-46, 8-495-3923106
Г.Москва,
Каширское шоссе, д. 116, к.1., кв.20
Содержание комплекта конкурсной документации:
1. Заявление на участие в конкурсе ……………………………………..………3
2. Психолого-педагогическая программа……………………………………….4
Приложение 1.Материалы для педагогов………………..…………..………………21
Приложение 2. Конспекты и планы занятий ……………………….……….………..23
Приложение 3 Диагностические бланки………………………………..……………36
Приложение 4 Сценарий игры кораблекрушение……………….……..……………46
3. Аннотация психолого-педагогической программы……………………….....49
4. Материалы исследований (публикации)……………………………………...51
5. Отзывы образовательных учреждений
6. Диск (документация и фотоматериалы)
В Оргкомитет VIII Всероссийского конкурса
Психолого-педагогических программ
«Новые технологии для «Новой школы»
ЗАЯВЛЕНИЕ
Авторы (авторский коллектив в составе Запорожской Дарьи Евгеньевны направляет для участия в VIII Всероссийском конкурсе психолого-педагогических программ «Новые технологии для «Новой школы» в номинации «Развивающие психолого-педагогические программы»психолого-педагогическую программу «Развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях введения ФГОС ООО «Школа общения»».
Практическая апробация указанной программы проведена с «01» сентября_2014 г. по «25»_апреля_2015 г.в ГБОУ Школа №904 (здание №2)
Отзывы образовательных учреждений прилагаются.
Автор (авторский коллектив в составе): Запорожская Дарья Евгеньевна согласен на публикацию, представленной на Конкурс программы, в научно-методическом сборнике; направление в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования, а также в образовательные учреждения и иные формы распространения с обязательным указанием авторства.
Подписи: ____________________/__________________/
«27» июня 2016 г.
Развивающая психолого-педагогическая программа «Развитие коммуникативных навыков младших подростков в условиях введения ФГОС ООО «Школа общения»» направлена на создание условий для развития коммуникативных навыков обучающихся основной средней школы, формирования коммуникативной компетентности младших подростков в условиях введения ФГОС ООО.
Актуальность проблемной ситуации.
При переходе к подростковому возрасту общение со сверстниками начинает приобретать для подростка все большую ценность и значимость. С одной стороны, у подростка присутствует потребность общения, совместной деятельности, а с другой – желание быть принятым товарищами. Проблемы во взаимоотношениях с ровесниками воспринимаются очень болезненно, могут приводить к снижению уровня мотивации, снижению общей успеваемости в школе. Стоит отметить, что в классном коллективе меняются отношения между обучающимися. Возрастает количество конфликтов, конфликтные ситуации переживаются острее и носят более выраженный характер. Для подростка наиболее важными становятся качества личности сверстника, а не оценка учителя и общая успеваемость, как это было в младшем школьном возрасте. Сообразительность, смелость, уверенность в себе, умение владеть собой, - вот что выходит на первый план в общении подростков. В зависимости от того, как во всем этом проявляет себя подросток, складывается мнение о нем и его возможностях.
Все эти особенности оказывают влияние на организацию воспитательной работы классным руководителем. Его задача не только организовать новый коллектив подростков, ведь часто дети в пятом классе попадают в новый коллектив, классы формируются по-новому, но и развивать у обучающихся коммуникативные навыки и умения.
В документах «Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования» [приказ министерства науки] обозначены требования к результатам освоения основной образовательной программы, дается перечень предметных, метапредметных и личностных результатов, которые должны быть сформированы у выпускника основной школы. Среди личностных результатов есть группа компетенций, которые относятся к коммуникативным универсальным учебным действиям, таким как «формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности; освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания».
Для определения роли психолога была написана программа психологического сопровождения коммуникативных навыков учащихся основной средней школы (5-е классы). В программу включена психологическая работа не только с обучающимися, но и педагогами и родителями. Считая, что именно комплексное воздействие психолога поможет эффективно разрешать поставленные задачи. Если все взрослые, окружающие подростка буду действовать в целях развития компетенций обучающегося, полученные результаты будут намного качественнее.
ОПИСАНИЕ УЧАСТНИКОВ ПРОГРАММЫ
1. Дети младшего подросткового возраста (обучающиеся 5-х классов);
2. Законные представители обучающихся (родители);
3. Педагоги, преподающие в 5-х классах
ОПИСАНИЕ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ ПРОГРАММЫ:
Цели программы:
· Развитие коммуникативной компетентности обучающихся 5-х классов;
· Повышение психолого-педагогических компетенций педагогов и родителей обучающихся 5-х классов;
Задачи программы:
· развитие умений решать коммуникативные задачи;
· формирование представлений о вербальном и невербальном общении;
· развитие навыков конструктивного решения конфликтных ситуаций;
· развитие навыков конструктивного решения конфликтной ситуации всех участников образовательного процесса;
· профилактика конфликтного поведения среди участников образовательного процесса;
· формирование навыков и умений работы в коллективе сверстников;
· повышение психологической грамотности педагогов по вопросам развития коммуникативных навыков подростков;
· повышение психологической грамотности родителей по вопросам развития коммуникативных навыков подростков.