Глава 1 школа как феномен социальной жизни
Общественную жизнь, педагогическую науку и практику невозможно представить без школы — традиционного субъекта общественных отношений, педагогического процесса, истории жизни каждого человека. Трудно найти другое образовательное учреждение, столь подробно и разнопланово описанное и проанализированное в научной, методической, публицистической и мемуарной литературе. При этом доминируют представления о школе как о рационально устроенной формальной организации. Традиционной стала практика сведения описаний школы к характеристикам учебно-воспитательного процесса и его отдельных составляющих, при этом ее целостный образ ускользает, растворяется в описании элементов.
Школа может и должна быть представлена как социокультурный феномен, социальный институт и живой, саморазвивающийся организм с присущими ему внутренними противоречиями, как целостная воспитательная организация, аккумулирующая и активно использующая основные механизмы социализации и воспитания и взаимодействующая с человеком на протяжении самого ответственного периода его жизни — детства.
Социальная природа и социально-педагогическая
Миссия школы
Одна из базовых социальных потребностей общества, заявляющая о себе с различной степенью интенсивности на протяжении веков, — потребность в осмысленном взращивании молодого поколения. Удовлетворить данную потребность в той или иной степени стало возможным благодаря становлению социального института воспитания, решающего задачи социально контролируемой социализации, трансляции культуры и социальных норм.
Социальный институт — исторически сложившаяся устойчивая форма совместной деятельности членов общества по использованию обще-
Ственных ресурсов для удовлетворения тех или иных социальных потребностей.
Социализация — развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах. Сущность социализации состоит в сочетании приспособления и обособления человека в условиях конкретного общества.
Воспитание — относительно осмысленное и целенаправленное взращивание человека, более или менее последовательно способствующее адаптации человека в обществе и создающее условия для его обособления в соответствии со спецификой целей групп и организаций, в которых оно осуществляется.
Механизмом, обеспечивающим удовлетворение данной потребности, стало совмещение усилий ради достижения цели (один из основополагающих принципов социальности), реализующееся в формах ассоциации и организадии. В основе ассоциации — социальные связи между людьми, в которых находят выражение их интересы, служащие основой для принятия решений. Естественные социальные ассоциации возникают как непланируемые, спонтанные социальные общности, не имеющие жесткого закрепления индивидов за определенными ролями и основанные на принципе добров^льтос^1^членства, т. е. желания людей принимать ^участие в общем деле и добровольно выполнять свои роли, которые могут изменяться в процессе деятельности.
С развитием совместной деятельности структура ассоциации
усложняется:
- происходит разделение труда;
- люди, связанные единой целью и представлениями о будущем результате, начинают создавать общее поле работы, разрабатывать оптимальные пути достижения результата в конкретной
ситуации;
- создаются координирующие органы;
- становится очевидным ролевое поведение, появляется уверенность в исполнении социальных ролей другими членами ассоциации;
- возрастает необходимость ролевого обучения, трансляции необходимых ролевых знаний и навыков, которые направлены на сохранение накопленного полезного опыта;
- разрабатывается система норм, позволяющая усвоить основные ролевые требования, присущие каждой ассоциации.
В результате усложнения системы внутренних отношений и структуры, появления новых свойств ассоциация трансформируется в организацию.
Организация — результат все отчетливее проявляющегося в социальной истории человечества стремления к упорядочению, за-
креплению норм и ценностей. Термином «организация» обозначают: некоторую деятельность по выработке новых норм, налаживанию устойчивых связей, координации усилий отдельных членов социальной группы; атрибут какого-либо объекта, его свойство иметь упорядоченную структуру; искусственно созданную социальную группу институционального характера, выполняющую определенную общественную функцию.
Государство, требуя создания жестких организационных связей, устойчивых организованных групп, способных реализовывать долговременные цели, приветствует появление искусственных организаций. По мнению известного отечественного социолога С. С. Фролова, для данной формы совместности характерны:
- система связей и социальных ролей, создаваемых в соответствии с определенным планом для достижения конкретной цели;
- жесткие внутренние связи;
- устойчивость по отношению к внешним воздействиям;
- строгое закрепление ролевых функций за каждым (статус и ролевые требования не зависят от личных качеств людей);
- разветвленная иерархическая структура управления и контроля;
- жесткие властные связи, основанные на формальных нормах.
Задачи воспитания в догосударственный период первоначально решали все члены рода, затем ассоциации, образованные из членов сообщества, уполномоченных передавать опыт подрастающему поколению. Государственность потребовала соответствующих организаций, среди которых наибольшую популярность и распространение получила школа. Немаловажную роль сыграло и нарастающее усложнение социальной жизни, которое очень точно сформулировал немецкий социолог Н.Элиас: «Именно потому, что пропасть между манерой поведения ребенка и манерой поведения, требуемой от взрослого, столь велика, подрастающее поколение более не помещается, как это имеет место в простых обществах, еще в детском возрасте на нижние ступени функциональной лестницы, более высокой ступени которой они впоследствии обязаны достичь. Ребенок не учится теперь своим будущим функциям и не образовывает себя непосредственно на службе у взрослого мастера, как, например, пажи у рыцаря или подмастерья у цехового ремесленника, но сразу удаляется на долгое и постоянно увеличивающееся время из общества и из жизненного круга взрослых. Молодежь все более и более широких функциональных слоев обучается теперь взрослой жизни не напрямую, а опосредованно, в особых специализированных институтах — школе и университете».
В педагогических произведениях прошлого и современных источниках понятие «школа» используется в нескольких значениях:
школа как социокультурное явление, жизненный процесс, постоянное самоизменение и постижение себя и мира. Школа в переводе с латинского (зсИо1а) — «лестница», «восхождение». Смысловым ядром в данном случае является не место действия, а процесс развития человека, его органичного взаимодействия с носителями опыта (учителями), окружающим миром, с самим собой посредством диалога, общения, совместной деятельности. Такая трактовка подразумевает динамическое развитие ребенка, обретение им своего «Я», восхождение личности к духовно-нравственным ценностям человеческого бытия. Школа — жизненный процесс, в центре которого находится освоение окружающей действительности со всеми сопутствующими коллизиями человеческих отношений.
Если смотреть шире, то речь идет не только о ребенке, но и о взрослом, способном обеспечить этот процесс, а следовательно, готовом к совместному восхождению. В данном контексте понятие «школа» выступает для обозначения процессов самообразования, непрерывного образования. Великий чешский педагог Я. А. Комен-ский в «Пампедии» писал: как для всего рода человеческого весь мир — это школа, от начала до конца веков, так для каждого человека его жизнь — школа, от колыбели до гроба; и мало сказать вместе с Сенекой: "Учиться ни в каком возрасте не поздно", но надо говорить: каждый возраст предназначен для учения, и одни и те же пределы отведены человеческой жизни и человеческой школе;
.-г./'' школа как социальный институт, в процессе функционирования которого осуществляется образование. Как следствие очевидного в истории монополизма искусственной социальной организации, получившей название «школа», данный термин зачастую используется для характеристики всей системы образования. «Национальная школа», «высшая школа», «основная школа», «начальная школа», «лесная школа», «школа выживания» и др. — не только метафоры, но и закрепившиеся в официальных документах названия этапов, характеристик и видов образования. Школу можно рассматривать как открытую социуму систему, результат взаимодействия социальных институтов, интегрирующих свои функции для развития личностного потенциала, интересов, способностей и потребностей детей и молодежи; г школа как искусственная социальная организация, звено общественно-государственной системы (ФЗ РФ от 13.01.1996 г. № 12-ФЗ «Об образовании»). Школа (от греч. 8спо1е— досуг, занятие в свободное время, беседа, учебное занятие, умственный труд) — сознательно организованное и управляемое учреждение, которое реализует себя через совместную деятельность созданных групп, каждая из которых имеет свой социальный статус, свои социальные роли, общую социально значимую цель.
Философ А. А.Терентьев подчеркивает, что обретение школой определенной социальной формы — необходимое средство стабилизации и регламентации устойчивых, внутренних, повторяющихся отношений и связей между учителями и учениками, средство организации, объединения и кооперации их усилий в процессе совместной деятельности. Общество наделяет школу особой социальной ролью, выделяет ее особые функции и дает ей возможность реализовать свою конкретную цель.
Школа — специфическая социальная организация, поскольку:
- подлинные результаты работы школы можно оценить лишь через длительное время после окончания пребывания в ней;
- школа общественно подотчетна, обязательна для учащихся, а следовательно, не лишена элементов напряжения, принуждения;
- учителя имеют в школе реальную автономию;
- ученики как члены организации имеют особый, временный статус;
- основными компонентами социальной организации школы являются содержание образования, процесс оценивания и распределения учащихся по статусам, группам и социальная среда;
- социальный заказ на работу школы интерпретируется самой школой;
- школа является изначально внутренне конфликтным институтом. ^пм ;: ,-.- Ь } - /и Ч~0'х ",^ ^ '-лЧ\-- '*'"-■
Целостное описание школы как социальной организации предполагает обращение к анализу ее отдельных характеристик:
культуры школы как совокупности традиций и норм, предрассудков и ожиданий, которые определяют действия членов школьного сообщества в условиях, требующих построения собственного отношения и действия. Обращает на себя внимание наличие в школе как официальной, так и неофициальной культуры, что определяет противоречивость школьной жизнедеятельности;
поля школы, воспитательного пространства школы как динамической сети педагогически целесообразных событий, взаимодействий, общения, отношений, выступающих результатом совместных усилий детей и взрослых, задающих систему возможностей, индивидуальных форм и траекторий жизнедеятельности;
уклада жизни школы как совокупности условий, в которых осуществляется свободное поведение и деятельность детей и взрослых в рамках школы как социальной организации;
философии школы как набора целей, которые школа реализует, и ценностей, которыми она руководствуется.
Главная, глобальная цель может рассматриваться как миссия. Она имеет долгосрочный характер и направлена на выживание организации во внешней среде.
Поиск социально-педагогической миссии школы — сложный, противоречивый процесс, находящийся под очевидным влиянием конкретных социокультурных условий. «Передача социального опыта», «содействие адаптации к условиям жизнедеятельности», «обеспечение успешной самореализации во взрослой жизни» и многие другие формулировки не безусловны и не однозначны.
Предметом оживленных дискуссий становится ведущий источник целеполагания. Иначе говоря, для кого должен воспитываться ребенок — для себя или для общества? Абсолютизация каждого из оснований породила в итоге свободное и авторитарное воспитание. В рамках современного парадигмального подхода это противостояние рассматривается как различие между личностно отчужденной и личностно ориентированной парадигмами.