Ознакомление с окружающим. 4 страница
Взрослый предлагает взять листочки и веточки (заранее приготовленные) и рассмотреть их. Вслед за взрослыми дети говорят: «Это — веточки. Это — желтые листочки».
«Сейчас мы веточки соберем в букет», — говорит воспитатель, прикладывая ветку к ветке. Яркий букет осенних листьев ставится тут же на детский столик в деревянную вазу. Дети рассматривают композицию из веток и листьев.
Воспитатель еще раз подчеркивает: «Наступила ОСЕНЬ. Желтые листья падают, листопад». И далее уточняет: «Листья пожелтели, потому что наступила ОСЕНЬ. Так всегда бывает, когда приходит ОСЕНЬ! Осенью дует ветер. Иногда идет дождь, но иногда выглядывает и солнышко». Затем выразительно читает:
Осень в гости пришла, Желтый цвет принесла. (Л.Н. Павлова)
Далее педагог предлагает потанцевать и спеть песенку. Дети с помощью воспитателя встают в хоровод, располагаясь вокруг деревца, хлопают в ладоши; под мелодию, напеваемую воспитателем, идут хороводом: «Во поле береза стояла» или «Ах вы, сени, мои сени».
В заключение дети говорят деревцу: «До свидания!». Букет из веток и листьев уносят в группу. В процессе наблюдения осенних явлений можно обратить внимание детей на их одежду, соответствующую погоде.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Продолжать знакомить детей с элементарными навыками личной гигиены и содействовать их закреплению. Следить за тем, чтобы дети были опрятными, сопровождая беседы с ними специально подобранными потешками, выдержками из сказок, показами отдельных моментов на куклах. Например, обратить внимание на одежду куклы: красива ли она, достаточно ли чистая, нужно ли что-либо исправить в ее одежде или внешнем виде.
На примере одного, нескольких детей показать всем, что значит быть опрятным и аккуратным, похвалить детей, которые пытаются тут же что-то исправить в своей одежде (подтянуть колготки, носочки, застегнуть пуговицы), помочь им.
Продолжать развивать у детей навыки личной гигиены (в мытье рук, умывании, вытирании их насухо, в еде и т.п.).
Сетка занятий
Днинедели | Занятия |
Понедельник | 1. Ознакомление с окружающим. «Грибок» 2. Физкультура. № 7—8 |
Вторник | 1. Музыка. Слушание песни «Осенью» (укр. нар. мел. в обр. Н. Метлова). Слушание пьесы про мишку («Мишка» Г. Фрида, «Медведь» Е. Тиличе-евой, В. Ребикова (по выбору музыкального руководителя). Музыкальное движение: ходим, как мишки; прыгаем, как зайчики. «Игра с мишкой» (автор В. Петрова) 2. Конструирование. «К Машеньке гости пришли» |
Среда | 1. Рисование. «Осенние листья» 2. Действия с предметами. «Поехала куколка в гости» |
Четверг | 1. Речь. «Ранним-рано поутру» 2. Физкультура. № 7—8 |
Днинедели | Занятия |
Пятница | 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Птичка» (украинская народная мелодия, ел. И. Плаки-ды); повторное слушание песни «Осенью». Слушание музыки марша и легкого бега. Музыкальное движение: воспроизведение известных детям танцевальных движений (хлопки в ладоши, топа-ние ножками), показ движения «фонарики». Повторение «Игры с мишкой» 2. Лепка. «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем» |
Конспекты занятий
Ознакомлениес окружающим. «Грибок»
Задачи.Продолжить знакомить детей с осенним временем года. Закрепить впечатления от наблюдений осенних явлений в природе: желтеющая листва, листопад, сбор грибов. Обогатить детейэмоционально через театрализованную прогулку в лес за грибами.
Материалы. Иллюстрация (картина) к стихотворению О. Вы-сотской «Грибок» (по возможности). Корзиночки (по одной на каждого ребенка). Грибочки из дерева, поролона или пластика разного цвета и величины (15—25 шт.).
Содержаниезанятия. До занятия педагог расставляет грибочки по всей площади групповой комнаты. Некоторые предметы камуфлируются листочками, веточками и пр.
Педагог собирает всех малышей и спрашивает: помнят ли они о том, как наблюдали осеннее «чудо-деревце», «Какого цвета были листочки на деревце?». «Правильно! Желтые, красивые. Наступила осень. Помните, как мы в саду собирали красивые листочки?».
Далее показывает иллюстрацию: «Посмотрите, какая картина красивая!» — воспитатель показывает малышам яркую картину, на которой изображен осенний пейзаж и дети, например: девочка, нашедшая гриб; мальчик с корзиной грибов; ежик, бегущий по осенним, желтым листьям, и т.п. «Вот сколько радости принесла нам осень!», — говорит воспитатель.
Педагог дает возможность каждому ребенку рассмотреть красивую картину и читает стихотворение О. Высотской «Грибок»:
4 Заказ 544
4* |
Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем, В шапочке нарядной, Светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, Под листок свой бок, Ты ребятам нужен К вечеру на ужин.
Воспитатель выразительно (наизусть) читает стихотворение (не для заучивания детьми, а для того чтобы вызвать интерес к последующим действиям).
Затем педагог раздает детям корзинки и предлагает им поиграть: «Пойдемте в лес за грибами!» Разыгрывается сценка прогулки в лес. Дети идут по «мостику», «перешагивают через канавки», «прислушиваются к звукам леса» (листочки шумят, птички поют, ежик шуршит в листьях и т.п.). Далее взрослый предлагает детям поискать грибочки. Дети заглядывают под стульчики, под листики, находят грибочки. Педагог эмоционально обыгрывает поиск грибочков: «Вот Алеша нашел грибочек желтый, а Катя — красный!» и т.п., собирает малышей вокруг себя и просит показать, какие грибочки они нашли. Грибочки выкладываются на большое блюдо: «Вот, как много грибов набрали!»
Воспитатель предлагает разложить грибочки по цвету, а потом по величине. Взрослый помогает детям, которые неправильно раскладывают предметы, поправляет, учит сравнивать и т.п. На дидактическом столе грибочки остаются в качестве дидактического пособия.
Физкультура.
№ 7-8
Задачи.Учить детей вставать друг за другом (в колонну), ходить друг за другом. Упражнять в беге в разных направлениях; учить ориентироваться в пространстве.
Материалы.Осенние листья по 2 на каждого ребенка, мячи. Место проведения.Групповая комната, зал, площадка на участке.
Содержание занятия.Воспитатель заранее подготавливает для детей осенние листья, напоминает им, что настала осень, листья у деревьев пожелтели, покраснели и опадают на землю.
Воспитатель собирает детей, говорит им: «Сегодня мы будем учиться ходить друг за другом. Сейчас вы станете друг за другом, кто за кем хочет (в колонну) и пойдем по залу (площадке) за мной. Не отставайте, идите красиво».
Воспитатель помогает детям встать друг за другом. Дети становятся кто за кем хочет. Воспитатель становится впереди колонны, лицом к детям, наблюдает, чтобы дети не наталкивались друг на друга, не отставали. Когда дети пройдут один раз по периметру зала или по краям площадки, воспитатель останавливается и предлагает детям разбежаться в разные стороны, а затем снова построиться друг за другом. Задание это достаточно сложное для малышей, здесь не следует спешить, обязательна помощь воспитателя. Не следует требовать, чтобы дети на одном занятии этому научились, и, если кто-то из детей отказывается это делать, воспитатель его не принуждает, а может посадить на стульчик, дать листочки или игрушку.
Затем дети идут друг за другом и берут по два кленовых листочка, положенных воспитателем на скамейку. Воспитатель помогает им стать посвободнее, чтобы не мешать друг другу, посмотреть на листочки, сама встает перед ними и говорит: «Сейчас, дети, мы будем делать упражнения с листочками, держите их крепко, не роняйте. Я буду показывать, делайте вместе со мной».
Воспитатель показывает упражнения и по ходу подсказывает, что надо делать.
1. Стоя, руки с листочками опущены вниз. Поднять руки вверх
(«Покажите, какие на участке высокие деревья и какие на них
листочки»), опустить руки. Повторить 3—4 раза.
2. Стоя, руки вниз. Поднять руки вверх; наклониться в одну,
затем в другую сторону («Дует ветер, деревья качаются»); встать
прямо, руки опустить («Ветер перестал дуть»).
3. Стоя, поднять руки вверх, уронить листочки на пол («Подул
сильный ветер, листочки упали»), наклониться, поднять листочки.
Повторить 3-4 раза.
4. Бег с листочками в разных направлениях («Листочки летят
и кружатся в воздухе»).
Затем дети встают друг за другом, проходят по периметру комнаты (зала), кладут листочки на скамейку, отходят за линию или в дальний угол и играют с воспитателем в игру «Принеси предмет». Воспитатель заранее раскладывает на противоположной стороне различные игрушки (колечки, кубики, флажки и т.д.) по числу участвующих в игре детей и просит одновременно всех играющих пойти и принести по одной игрушке, а затем отнести их на место. Предметы нужно положить на видных
местах, не слишком близко один от другого, чтобы малыши, приближаясь к ним, не сталкивались. После двух повторов можно усложнить задание, предложив каждому играющему принести определенную игрушку.
Педагог должен следить за выполнением своего требования. Дети могут идти или бежать за игрушкой только по указанию воспитателя. Завершается занятие ходьбой друг за другом (впереди воспитатель).
На прогулке и во второй половине дня.Можно поиграть с листочками, найти на участке листочки от разных деревьев; поиграть в мяч с отдельными детьми (бросать, ловить, прокатывать мяч и т.п.).
Конструирование. «К Машеньке гостипришли»
Задачи.Продолжать раскрывать перед детьми разные свойства деталей строительного материала — кубиков и кирпичиков (цвет, форма, конструкторские возможности). Используя простые игровые сюжеты, помогать детям соотносить постройки (стульчик, стол, диван) с реальными объектами. Активизировать речь детей (комната, мебель, посуда).
Материалы.Набор строительного материала, 5-6 небольших матрешек, мелкая простая игрушечная пластмассовая посуда (тарелочки, чашки, ложки) или ее бумажные заместители.
Содержание занятия.Воспитатель помогает сесть группе детей (4—6 чел.) вокруг двух вместе поставленных столов. Каждому из детей раздает по 4—5 кубиков и кирпичиков разных размеров и цветов.
Далее предлагает детям поднять вот такой (синий, красный и др.) кубик. (Показывает кубик, взятый из оставшихся в ящике.) Обращает внимание детей: «Все ли подняли кубик?»
В случае ошибки кто-то из детей помогает ее исправить: «Покажи Саше, какой кубик надо поднять, — говорит воспитатель. — А теперь, — обращается она к детям, — положите их на стол рядом с собой. Вот так. Поднимите красный кирпичик». (Сама делает то же самое.)
И после того как дети поупражнялись в узнавании деталей, воспитатель обращает их внимание на домик, в котором живет
Машенька, на его крышу. Напоминает, из каких деталей она сделана (призмы). (Матрешка должна быть таких размеров, чтобы она свободно помещалась в домике!) Далее говорит:
— Помните, дети, у Машеньки на даче живет Петушок-Золо
той гребешок? — и показывает на петушка, сидящего на башне,
просит детей позвать его громко: «Петушок, петушок, золотой гре
бешок!».
Петушок весело кукарекает вместе с детьми: «Ку-ка-ре-ку!».
— А еще кто живет на даче? Правильно, собачка Дружок. Как
она громко лает? — Дети подражают лаю собаки: «Гав-гав-гав».
— Поиграла Машенька с Петушком и Дружком, и ее друзья
ушли отдыхать в свои домики — Петушок взлетел на башенку,
а Дружок спрятался в будке. Машеньке стало скучно, она позва
ла гостей, и к ней пришли подружки-матрешки — яркие платоч
ки, розовые щечки. Машенька захотела напоить их чаем. А ме
бели нет: ни стола, ни стульев. Давайте все вместе построим ме
бель. Сначала стол — мы возьмем по одному синему кубику и на
кубик положим синий кирпичик. Вот какой получился красивый
высокий стол. (См. рис.)
— А на чем же будут сидеть подружки? — Если никто из детей не отвечает, спрашивает поочередно у каждого: «А на чем ты сидишь? Правильно. Для Машенькиных подружек нужно построить стульчики. Стол у нас получился синий, а стульчики давайте сделаем красные».
Просит детей показать ей по красному кубику для сиденья, а затем — по красному кирпичику для спинки, дети строят стульчики. (См. рис.)
Затем дети рассаживают матрешек на построенные стульчики, воспитатель накрывает столы мелкой игрушечной посудой, называя ее предметы. Далее предлагает: «Пока гости пьют чай, мы с вами построим диванчик (использует кубики и пластины), чтобы гости могли отдохнуть на нем». После чаепития гости садятся отдохнуть на диванчик. Посидели, отдохнули, сказали Машеньке «спасибо» и ушли домой.
В конце занятия воспитатель просит детей поочередно положить в коробку вначале кирпичики, а затем кубики. Следит за правильностью действий детей, в случае необходимости помогает.
Рисование. «Осенние листья»
Задачи.Вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе наблюдения осенней природы. Продолжать учить рисованию красками, путем нанесения ритмичных мазков; использовать две краски, называть их цвет (красная, желтая). Располагать мазки на ветках дерева, в воздухе (падающие листья), на земле.
Материалы.Тонированные в голубой цвет листы бумаги альбомного формата с наклеенными на них силуэтами деревьев, краски гуашь красного и желтого цвета, кисти № 8—12, мольберт.
Предварительная работа.Наблюдение на прогулках за листопадом, сбор осенних листьев, игры с ними, чтение стихов, пение песенок про осень, рассматривание иллюстраций.
Содержание занятия.Дети приходят на занятие с осенними листьями красного, желтого цвета, которые они собирали на прогулке. Воспитатель обращает внимание детей на красоту листьев, краски, бумагу с изображением силуэтов деревьев, на которых нет листьев, и говорит: «Наступила осень, листья опадают. Давайте поиграем с листочками, будем их подбрасывать вверх и увидим, как они падают вниз». Дети подбрасывают листья, воспитатель в этот момент приговаривает: «Летают листья, кружатся, хороводом на землю ложатся»1. (Можно использовать стихотворение «Падают, падают листья...» М. Ивенсен.)
Игра повторяется 2-3 раза. Затем воспитатель говорит: «А сейчас красками нарисуем осенние листочки, красные и желтые». Все
1 Гуленьки: Русские народные прибаутки, заклички, приговорки /Сост. Г.М. Науменко. — М.: Малыш, 1982. С. 77.
дети садятся за столы, воспитатель показывает на мольберте на своем листе бумаги с наклеенным силуэтом дерева, как надо рисовать мазками осенние листья. Вначале берет красную краску и наносит несколько мазков на веточки дерева, затем берет желтую краску и рисует желтые листья. (Детям пока еще не дается вода для промывания кисти, поэтому сочетание красного и желтого цвета образует оранжевый цвет, что хорошо гармонирует при изображении осеннего листопада.)
После показа воспитатель просит детей взять кисточки и рисовать осенние листья. Обращает их внимание на расположение мазков: листья могут лететь, кружиться, падать на землю, на траву. В процессе рисования обращает внимание на правильное пользование краской (набирать ее немного на кисточку). В конце занятия собирает кисти, а рисунки располагает рядом, так чтобы получилась картина осеннего сада. «Какие красивые осенние деревья получились на картине, — эмоционально восклицает воспитатель. — Давайте все вместе полюбуемся осенним листопадом». Затем просит детей найти в рисунках листья красного и желтого цвета.
В конце занятия воспитатель повторяет приговорку: «Летают листья, кружатся, хороводом на землю ложатся».
Действия с предметами. «Поехала куколка в гости»
Задачи.Учить выполнять игровые двигательные предметно-орудийные действия.
Материалы.Наборы (на каждого ребенка), состоящие из колясочки, куколки и палочки с колечком.
Содержаниезанятия. Вся подгруппа детей садится за столик напротив друг друга. Каждому малышу дается палочка с колечком. На середину стола ставится куколка, сидящая в колясочке. Взрослый показывает, как можно, набросив колечко на колясочку, подтянуть ее к себе. Воспитатель обыгрывает ситуацию, говорит, что куколка катается в колясочке: едет то к одному, то к другому ребенку (дети играют попарно).
Воспитатель выставляет игрушки. Обращает внимание на куколок. Дети рассматривают куколок: в каждой колясочке сидит по одной. Куколки хотят кататься.
По показу воспитателя дети поочередно подтягивают к себе коляску с куколкой. Педагог помогает детям, если у них что-то не получается. Взрослый вводит игровые моменты с куколкой: куколка разговаривает, смеется, задает детям вопросы, поет песенки и даже танцует, приехав «в гости» то к одному, то к другому малышу.
В конце занятия воспитатель предлагает всех куколок привезти в одно место, где они выставляются в ряд — куклы отдыхают.
Варианты.Аналогичное занятие можно провести с матрешками, другими игрушками или перевозить какие-либо предметы — придвигать их поочередно к себе, используя палочку с колечком.
Речь. «Ранним-рано поутру»
Задачи.Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить соотносить слово и выразительные движения. Поощрять звукоподражания, инициативные высказывания. Развивать речевой слух, артикуляционный аппарат детей.
Материалы.Игрушки: дудочка, корова.
Содержание занятия.Воспитатель собирает детей в игровом уголке. Рассаживает их на стульях и диване. Обращается к детям:
— Посмотрите, ребята, что я нашла! Это дудочка. Дудочка поет:
ду-ду-ду. Как дудочка поет? (Звукоподражания и выразительные
движения. Вместе с детьми.)
— Пастушок, который собирает коровок и ведет их домой, по
терял дудочку:
Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду... Потерял пастух дуду, А я дудочку нашла. Пастушку я отдала'.
— Как играет пастушок на дудочке? (Выразительные движения
и звукоподражания.) Ду-ду-ду.
Ранним-рано поутру Пастушок ту-ру-ру-ру! А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!1
— Вот она, коровушка, вот она, Буренушка (демонстрирует
игрушку). Му-му-му! (Вместе с детьми.)
— Где у коровки ушки? Где у коровки глазки? Где рожки? —
Соотносят слово и жесты. Дети дотрагиваются до названных ча
стей тела. Сами обращают внимание на рога.
— Сейчас я как будто ваша мама-корова, а вы мои детки. Где
у вас ушки? Где глазки? Где рожки? — воспитатель вместе с деть
ми изображает рожки.
— Коровки ходят, травку щиплют, рожки выставили. Му-му! —
Дети ходят по группе, изображая коровушек с рожками и мычат.
Повторяется 2—3 раза.
— Коровушка поит своих деток молочком. Идите ко мне, дет
ки. Подставляйте кружечки. Пейте молочко. — Выразительные
движения, условные действия.
— Коровушки пошли спать. Покажите, как коровушки спят. —
Воспитатель и дети ложатся на ковер, закрывают глаза.
Лепка. «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»
Задачи. Вызвать у детей интерес к лепке, повторению знакомых действий, показать детям прием соединения двух частей. Развивать сюжетно-игровой замысел. Развивать мелкую моторику пальцев рук.
1 Капица О. И. Детский фольклор.
2 Там же.
Материалы.Пластилин, две корзинки: одна — со шляпками грибов разных цветов, вылепленных заранее воспитателем, другая — пустая; игрушки грибки; клееночки; салфетки для вытирания рук.
Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, игры с дидактическими игрушками грибками, в процессе которых дети узнают, что у грибка есть ножка и шляпка; чтение потешек, пение песенок про лес, грибы.
Содержание занятия.Воспитатель показывает детям, сидящим за сдвинутыми столами, корзиночку и говорит: «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем». Заранее прячет в групповой комнате несколько грибков (5-6 шт.). Предлагает детям пойти в лесок и поискать грибы. Дети ищут и находят грибы. Воспитатель радостно восклицает: «Дети в лес пошли и грибы нашли», — предлагает рассмотреть грибок, показать, где у него ножка, а где шляпка.
Далее предлагает: «Положим грибы в эту пустую корзинку, а теперь будем учиться лепить грибы. Вначале надо оторвать комочек пластилина и скатать его в ладонях — получится ножка гриба. Чего еще не хватает у грибка? (Ответы детей — шляпки.) У меня в другой корзиночке много разноцветных шляпок (показывает детям). Я дам каждому, чтобы вы надели шляпку на ножку своего грибка».
Воспитатель раздает детям шляпки разных цветов, которые они надевают на ножку грибка (соединяют две части грибка). Ребенок также может и самостоятельно из комочка пластилина слепить шляпку, расплющив его в ладонях (воспитатель показывает прием расплющивания комка).
В конце занятия воспитатель говорит: «Вот как много грибов мы слепили. Давайте все грибы сложим в эту корзину (показывает детям пустую корзинку). Грибами можно угостить и белочку, и ежика, которые запасают их на зиму». Каждый ребенок приносит свои грибы и складывает их в корзинку. Воспитатель хвалит детей за старание, отмечает, что у каждого грибка шляпка другого цвета. Он оставляет корзиночку с вылепленными грибами, чтобы дети могли подойти, рассмотреть грибки, найти те, которые слепили сами.
Организация детской игры
Продолжается игра «в гости», педагог обогащает ее различными вариантами. Можно поиграть, как гости пришли к кукле, и за столом сидят только игрушки, можно использовать игрушки в качестве партнеров для детей. Дети привыкают, что в этой игре можно не только «пить чай», но и посидеть рядышком на диване. Воспитатель учит их эмоционально, радостно приветствовать «гостей», обнимать их. Если ребенок боится телесного контакта, его никогда не нужно принуждать.
На участке можно активно обыгрывать желтые и красные листья, собирать букеты, «дарить» друг другу и игрушкам. Красивую ветку можно принести и в помещение, украсить кукольный уголок.
Воспитатель своим примером создает радостное настроение, поет, кружится с листьями, привлекая заинтересовавшихся детей к участию в играх и веселье. Потешки, песенки, хоровод уместны и в помещении группы, и на улице. Детей не заставляют, а только заражают радостью, они могут и не играть с педагогом, а заниматься игрушками или просто наблюдать.
Воспитатель поощряет игру с куклами и образными игрушками: задает детям от имени куклы какой-нибудь вопрос или просьбу: «Ой, Катенька! Это у тебя колясочка? А я так устала, покатай меня, побаюкай». Или: «Вот и Мишка пришел! Здравствуй, Сережа! Угости-ка меня чайком с пирожком!» После этого игрушку оставляют детям для игры, и дети сами могут дополнить начатые игровые действия, выстраивая маленький сюжет: Катина кукла спит в коляске, и Катя везет ее на прогулку. Сережин Мишка поел, попил и лег спать. Если дети испытывают затруднения, им можно ненавязчиво помочь.
Появляется в группе и кукла с одеждой. С помощью взрослого дети пытаются одевать и раздевать ее перед прогулкой или перед
сном. Это также обогащает игру. Но пока у детей еще не очень хорошо получается действовать с одеждой такого размера, достаточно, чтобы хорошо снимались и надевались шапка, шарф, юбка на резинке и т.д.
Тех детей, которые просто ходят с игрушкой в руках, но не осуществляют с ней игровых действий, педагог стимулирует: «А это кто у тебя? Котик? Какой красивый, пушистый! А как его зовут? Может, он хочет кушать? Дай ему понарошку молока!» Подобные ситуации могут способствовать формированию игровых умений, ложатся в основу зарождающейся игры.
ОКТЯБРЬ. 5 НЕДЕЛЯПланирование работы
Направленность педагогической работы.На этой неделе продолжится работа по закреплению и усложнению навыков личной гигиены, совершенствованию культуры поведения во время еды. Через театрализованную игру дети познакомятся с названиями овощей и словом «овощи», узнают, что они растут на огороде; а также слепят морковки для зайчика; а в дидактической игре будут учиться дифференцировать форму предметов (круг — «помидорчик», овал — «огурчик»), использовать предметы-заместители вместо овощей. На занятии по рисованию дети с помощью ритма штрихов создадут образы сильного и слабого дождика, будут пытаться находить свой рисунок среди других; образ дождика обогатится и на занятии по развитию речи, где дети будут учиться соотносить слова потешки и выразительные движения. Педагог будет создавать ситуации, побуждающие детей к взаимодействию, к обращению друг к другу по именам.
Организация наблюдений.«Погода осенью»
Закреплять представления детей об осеннем времени года. Знакомить с явлениями поздней осени: облетают последние листочки, ветер, дождь. Связать впечатления осеннего листопада со стихотворением М. Ивенсен «Падают, падают листья...». Провести подвижную игру «Листочки и ветер», отражающую осенний листопад.
Формирование культуры поведения и культурно-гигиенических навыков.Продолжать формировать у детей элементарные навыки личной гигиены, постепенно усложняя задачи. Чаще напоминать детям о том, что руки с мылом нужно мыть не только пе-Ред едой, но и после прогулки, после туалета. После приема пищи и перед укладыванием на дневной сон руки можно ополоснуть без мыла, если они не сильно загрязнены.
Каждый раз при мытье рук воспитатель повторяет детям правила пользования водопроводным краном, мылом, полотенцем, помогает детям, испытывающим затруднение в освоении этих пра-Вил, поощряет малышей, которые их усвоили.
Педагог постоянно напоминает воспитанникам о необходимости быть аккуратными, в том числе во время еды, каждый раз показывает, как надо держать ложку и чашку, пить из чашки, не проливая жидкость, не брать руками пищу из тарелки, кроме хлеба.
Сетка занятий
Дни недели | Занятия |
Понедельник | 1.Ознакомление с окружающим. «Бабушка Арина в гостях у ребят» 2. Физкультура. № 9-10 |
Вторник | 1. Музыка. Повторение содержания предыдущего занятия 2. Конструирование. «Маша уезжает с дачи» |
Среда | 1. Рисование.«Дождик кап-кап-кап» 2. Действия с предметами. «Огурчики и помидорчики» |
Четверг | 1. Речь. «Падают, падают листья» 2. Физкультура. № 9—10 |
Пятница | 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Птичка». Музыкальное движение: легкий бег и легкие прыжки (по показу), повторение движения «фонарики». Игра «Догони зайчика» (муз. Е. Тиличее-вой, ел. Ю. Островского) 2. Лепка. «Морковки для зайчика» |
Конспекты занятий
Ознакомление с окружающим.«Бабушка Арина в гостях у ребят»
Задачи.Расширять представления об окружающем, в частности, осеннем периоде, когда на огороде поспевают овощи, через организацию театрализованной игры.
Материалы.Натуральные овощи: морковка, репка, помидор, огурец (1—2 шт. каждого вида). Аксессуары для роли бабушки: головной платок, фартук, корзинка с овощами. Блюдо с кусочками морковки, репки, огурчика (угощение).
Содержание занятия. В занятии участвуют двое взрослых: воспитатель и помощник воспитателя, который изображает бабушку, приехавшую в гости к детям с гостинцами.
Воспитатель собирает вокруг себя малышей, говорит, что к ним в гости приедет бабушка Арина. Она приедет с подарками.
Раздается стук в дверь. «Кто там?» — спрашивает педагог. Предлагает малышам повторить вопрос. Дверь открывается, и появляется бабушка Арина с корзинкой, в которой лежат овощи, прикрытые салфеткой.
«Бабушка Арина, ребята ждут тебя!» — говорит воспитатель, встречая гостью. Бабушка Арина входит в группу, здоровается с ребятами.
Дети садятся около бабушки Арины. Бабушка знакомится с малышами, спрашивает, кого как зовут. Называет детей по имени, рассказывает о том, что приехала на поезде и привезла малышам гостинцы. Ставит на пол корзину, снимает сверху салфетку. «Я привезла вам гостинцы!» — с этими словами она начинает доставать овощи, балагуря с детьми и показывая каждый овощ: