Основные требования к содержанию курсовой работы
КУРСОВАЯ РАБОТА
Требования к подготовке и защите
Методические указания
для студентов специальности
040104.65 Организация работы с молодежью
Утверждено на заседании кафедры
18 января 2011 г. Протокол №6
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Общие требования
1.1. Основные требования к структуре и содержанию курсовой работы.
1.2. Требования к выполнению курсовой работы на разных курсах обучения.
1.3. Последовательностьвыполнения курсовой работы.
Требования к содержанию курсовой работы
2.1. Структура курсовой работы
2.2. Содержание
2.3. Введение
2.4. Основная часть
2.5. Заключение
2.6. Приложения
Требования к оформлению курсовой работы
3.1. Общие положения
3.2. Оформление титульного листа
3.3. Оформление содержания
3.4. Оформление таблиц
3.5. Оформление иллюстративного материала.
3.6. Оформление сносок.
3.7. Оформление списка использованных источников и литературы
3.8. Оформление приложений
4. Требования к защите курсовой работы
4.1. Порядок защиты курсовой работы
4.2. Критерии оценки курсовой работы
Заключение
Список литературы
Предисловие
Написание курсовых работ предусмотрено учебным планом подготовки специалистов по специальности 040104 «Организация работы с молодежью» и является необходимым элементом учебного процесса в профессиональной подготовке студентов.
Выполнение курсовой работы способствует более глубокому знакомству с материалами читаемых курсов, обучению работе с источниками и научной литературой, овладению навыками самостоятельного исследования, поиску и осмыслению нужной информации, умению выявлять и точно формулировать проблемы, грамотно их решать и внятно излагать свои выводы и полученные результаты.
Курсовая работа представляет собой самостоятельный, творческий труд исследовательского характера, выполняемый студентом под руководством преподавателей факультета социально-культурных коммуникаций.
Цель данного пособия состоит в том, чтобы раскрыть основные требования к содержанию, оформлению, защите курсовых работ по специальности «Организация работы с молодежью в процессе ее написания и защиты.
Данное пособие составлено с учетом реализации компетентностного подхода как определенной направленности к совершенствованию написания курсовых работ, что позволяет системно и целостно отбирать базовые компетенции и дидактические условия по их целенаправленному развитию и саморазвитию студентов. При компетентностном подходе осуществляется саморефлексия и самокоррекция студентом своей самостоятельной деятельности. Это выражается в активизации его самообразования, самопознания, самоуправления, самореализации, саморазвития. Исходя из вышеизложенного, в учебном пособии определены цель, задачи написания курсовой работы.
Целью курсовой работы является выработка навыков самостоятельной научной работы.
Основные задачи курсовой работы:
1. развитие навыков самостоятельной работы с теоретической литературой, с учетной и статистической документацией, методическими материалами;
2. овладение методикой анализа, экспериментирования в процессе решения разрабатываемых проблем;
3. формирование и развитие навыков структурно, логично и последовательно излагать свои мысли;
4. стимулирование творческих способностей и креативного мышления в процессе достижения поставленных целей и задач.
При выполнении курсовой работы у студента развиваются мышление, творческие способности. Вместе с этим - формируются первичные навыки самостоятельной работы, связанные с поиском, систематизацией и обобщением существующих документов, а также имеющейся научной и учебной литературы; проявляются умения анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал; происходит закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений по специальности.
Умения, которые должен проявить студент во время работы над курсовой работой
В процессе этой работы на основе глубокого овладения теоретическими знаниями у студента должны формироваться следующие умения:
1) работать с научной литературой;
2) пользоваться библиографическими указателями по социологии, культурологии, психологии, философии, педагогике и т.д.;
3) анализировать теоретический материал;
4) изучать определенный минимум литературы по теме и уметь фиксировать нужную информацию;
5) сопоставлять теоретический материал с эмпирическими фактами, полученными в ходе прикладных исследований;
6) собирать, анализировать и обобщать передовой опыт в вопросах организации работы с молодежью;
7) принимать оптимальные решения и давать научно обоснованные, социологически грамотные практические рекомендации.
8) обрабатывать полученный эмпирический материал, анализировать, систематизировать, интерпретировать его;
10) делать выводы.
ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ
Основные требования к содержанию курсовой работы
Курсовая работа выявляет уровень общей профессиональной подготовки студента, а также способность свободно ориентироваться в круге проблем и вопросов, непосредственно связанных с избранной темой. Курсовая работа должна также свидетельствовать о достаточно высоком уровне специальных знаний студента, имеющих отношение к избранной проблеме.
Приступая к подготовке курсовой работы необходимо помнить, что главная задача состоит в глубоком осмыслении положений первоисточников по избранной теме, объективном изложении материала авторов и собственной оценке анализируемых положений изученных работ.
Общие требования к научной работе могут быть сформулированы следующим образом: новизна, актуальность, достоверность, конкретность поставленной задачи на основе анализа соответствующих научных работ, практическая и теоретическая значимость, вытекающая из современного состояния вопроса. Эти требования предъявляются к любой научной работе, но отличаются масштабностью.
Ведущее требование к содержанию курсовой работы - высокий теоретический уровень подготовленного материала. Это означает, что студент глубоко раскрывает в своей работе основные понятия определенной отрасли знаний, и лежащие в их основе причинно-следственные связи, объясняет не только отдельные факты, события и явления, но и теоретические положения, обусловливающие их закономерное развитие. Это означает соответствие содержания курсовой работы современному уровню развития социально-культурной сферы, экономической, управленческой, психологической и другой науки. Высокий теоретический уровень курсовой работы предполагает также использование в работе только объективных фактов, истинных событий и явлений.
Одним из основополагающих требований к курсовой работе является актуальность темы исследования. В переводе с латыни, актуальность обозначает важность рассматриваемой проблемы, тех или иных вопросов применительно к настоящему времени. Поэтому курсовая работа может претендовать на ту или иную степень актуальности в том случае, если в ней анализируются жизненно важные проблемы и вопросы, значимые для специалиста по работе с молодежью.
Следующее требование к курсовой работе - ее исследовательский характер. Именно в этом случае выполнение работы развивает у студентов навыки научной аргументации, помогает в будущей практической деятельности успешно справляться с подготовкой аналитических справок, научных докладов и сообщений. Обязательно, чтобы в содержании работы был аналитический материал, чтобы студент опирался на личный социальный и профессиональный опыт, высказывал свои суждения и строил систему доказательств.
Курсовая работа студентов строится на основе достаточного фактического материала. Теоретические положения той или иной отрасли знаний (науки) необходимо подкреплять анализом конкретного статистического и фактического материала. Факты дают возможность в результате их изучения, сравнения, количественной оценки сформулировать ту или иную идею, вывод. Процесс сбора и анализа фактического материала должен носить творческий характер. Необходимо разумное сочетание теории и фактического материала.
Существенным требованием к курсовой работе является ее практическая направленность. Задача студента заключается в том, чтобы тесно увязывать теоретические положения современной науки с реальной практикой и разрабатывать практические советы, рекомендации руководителям социально-культурных учреждений, менеджерам, специалистам в данной области и др.
Подготовка курсовой работы дает возможность студентам приобрести и закрепить навыки самостоятельного труда, поэтому необходимо ориентироваться на самостоятельную разработку темы. Это развивает умение самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в потоке научной информации.
Творческое отношение к подготовке курсовой работы требует от студентов ясности и твердости методологической позиции. Методологическая сторона работы проявляется в четкой постановке цели и задач исследования, выделении объекта и предмета.
Наконец, одним из требований к курсовой работе является грамотность оформления. Грамматические ошибки, стилистические погрешности, нарушение правил цитирования, оформления сносок и списка литературы - все это снижает качество курсовой работы и влияет на оценку. Во всех случаях заимствования статистических и иных материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования.
При работе над курсовой работой студенту следует:
1. изучить и проанализировать научную, учебно-методическую литературу и периодику по проблеме исследования;
2. изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние с учетом передового опыта;
3. провести по мере необходимости опытно-экспериментальную работу или ее фрагмент по проблеме исследования, определив четко цели и методы исследования;
4. обобщить результаты проведенных исследований, обосновать выводы и дать практические рекомендации;
5. оформить курсовую работу в соответствии с требованиями стандарта.