Основные требования к содержанию курсовой работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

Требования к подготовке и защите

Методические указания

для студентов специальности

040104.65 Организация работы с молодежью

Утверждено на заседании кафедры

18 января 2011 г. Протокол №6

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие

Общие требования

1.1. Основные требования к структуре и содержанию курсовой работы.

1.2. Требования к выполнению курсовой работы на разных курсах обучения.

1.3. Последовательностьвыполнения курсовой работы.

Требования к содержанию курсовой работы

2.1. Структура курсовой работы

2.2. Содержание

2.3. Введение

2.4. Основная часть

2.5. Заключение

2.6. Приложения

Требования к оформлению курсовой работы

3.1. Общие положения

3.2. Оформление титульного листа

3.3. Оформление содержания

3.4. Оформление таблиц

3.5. Оформление иллюстративного материала.

3.6. Оформление сносок.

3.7. Оформление списка использованных источников и литературы

3.8. Оформление приложений

4. Требования к защите курсовой работы

4.1. Порядок защиты курсовой работы

4.2. Критерии оценки курсовой работы

Заключение

Список литературы

Предисловие

Написание курсовых работ предусмотрено учебным планом подготовки специалистов по специальности 040104 «Организация работы с молодежью» и является необходимым элементом учебного процесса в профессиональной подготовке студентов.

Выполнение курсовой работы способствует более глубокому знакомству с материалами читаемых курсов, обучению работе с источниками и научной литературой, овладению навыками самостоятельного исследования, поиску и осмыслению нужной информации, умению выявлять и точно формулировать проблемы, грамотно их решать и внятно излагать свои выводы и полученные результаты.

Курсовая работа представляет собой самостоятельный, творческий труд исследовательского характера, выполняемый студентом под руководством преподавателей факультета социально-культурных коммуникаций.

Цель данного пособия состоит в том, чтобы раскрыть основные требования к содержанию, оформлению, защите курсовых работ по специальности «Организация работы с молодежью в процессе ее написания и защиты.

Данное пособие составлено с учетом реализации компетентностного подхода как определенной направленности к совершенствованию написания курсовых работ, что позволяет системно и целостно отбирать базовые компетенции и дидактические условия по их целенаправленному развитию и саморазвитию студентов. При компетентностном подходе осуществляется саморефлексия и самокоррекция студентом своей самостоятельной деятельности. Это выражается в активизации его самообразования, самопознания, самоуправления, самореализации, саморазвития. Исходя из вышеизложенного, в учебном пособии определены цель, задачи написания курсовой работы.

Целью курсовой работы является выработка навыков самостоятельной научной работы.

Основные задачи курсовой работы:

1. развитие навыков самостоятельной работы с теоретической литературой, с учетной и статистической документацией, методическими материалами;

2. овладение методикой анализа, экспериментирования в процессе решения разрабатываемых проблем;

3. формирование и развитие навыков структурно, логично и последовательно излагать свои мысли;

4. стимулирование творческих способностей и креативного мышления в процессе достижения поставленных целей и задач.

При выполнении курсовой работы у студента развиваются мышление, творческие способности. Вместе с этим - формируются первичные навыки самостоятельной работы, связанные с поиском, систематизацией и обобщением существующих документов, а также имеющейся научной и учебной литературы; проявляются умения анализировать и критически оценивать исследуемый научный и практический материал; происходит закрепление и расширение теоретических знаний и практических умений по специальности.

Умения, которые должен проявить студент во время работы над курсовой работой

В процессе этой работы на основе глубокого овладения теоретическими знаниями у студента должны формироваться следующие умения:

1) работать с научной литературой;

2) пользоваться библиографическими указате­лями по социоло­гии, культурологии, психологии, философии, педагогике и т.д.;

3) анализировать теоретический материал;

4) изучать определенный минимум литературы по теме и уметь фиксировать нужную информацию;

5) сопоставлять теоретический материал с эмпирическими фактами, полученными в ходе прикладных исследований;

6) собирать, анализировать и обобщать передовой опыт в вопросах организации работы с молодежью;

7) принимать оптимальные решения и давать научно обоснованные, социологически грамотные практические рекомендации.

8) обрабатывать полученный эмпирический материал, анализировать, систематизировать, интерпретиро­вать его;

10) делать выводы.

ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ

Основные требования к содержанию курсовой работы

Курсовая работа выявляет уровень общей профессиональной подготовки студента, а также способность свободно ориентироваться в круге проблем и вопросов, непосредственно связанных с избранной темой. Курсовая работа должна также свидетельствовать о достаточно высоком уровне специальных знаний студента, имеющих отношение к избранной проблеме.

Приступая к подготовке курсовой работы необходимо помнить, что главная задача состоит в глубоком осмыслении положений первоисточников по избранной теме, объективном изложении материала авторов и собственной оценке анализируемых положений изученных работ.

Общие требования к научной работе могут быть сформулированы следующим образом: новизна, актуальность, достоверность, конкретность поставленной задачи на основе анализа соответствующих научных работ, практическая и теоретическая значимость, вытекающая из современного состояния вопроса. Эти требования предъявляются к любой научной работе, но отличаются масштабностью.

Ведущее требование к содержанию курсовой работы - высокий теоретический уровень подготовленного материала. Это означает, что студент глубоко раскрывает в своей работе основные понятия определенной отрасли знаний, и лежащие в их основе причинно-следственные связи, объясняет не только отдельные факты, события и явления, но и теоретические положения, обусловливающие их закономерное развитие. Это означает соответствие содержания курсовой работы современному уровню развития социально-культурной сферы, экономической, управленческой, психологической и другой науки. Высокий теоретический уровень курсовой работы предполагает также использование в работе только объективных фактов, истинных событий и явлений.

Одним из основополагающих требований к курсовой работе является актуальность темы исследования. В переводе с латыни, актуальность обозначает важность рассматриваемой проблемы, тех или иных вопросов применительно к настоящему времени. Поэтому курсовая работа может претендовать на ту или иную степень актуальности в том случае, если в ней анализируются жизненно важные проблемы и вопросы, значимые для специалиста по работе с молодежью.

Следующее требование к курсовой работе - ее исследовательский характер. Именно в этом случае выполнение работы развивает у студентов навыки научной аргументации, помогает в будущей практической деятельности успешно справляться с подготовкой аналитических справок, научных докладов и сообщений. Обязательно, чтобы в содержании работы был аналитический материал, чтобы студент опирался на личный социальный и профессиональный опыт, высказывал свои суждения и строил систему доказательств.

Курсовая работа студентов строится на основе достаточного фактического материала. Теоретические положения той или иной отрасли знаний (науки) необходимо подкреплять анализом конкретного статистического и фактического материала. Факты дают возможность в результате их изучения, сравнения, количественной оценки сформулировать ту или иную идею, вывод. Процесс сбора и анализа фактического материала должен носить творческий характер. Необходимо разумное сочетание теории и фактического материала.

Существенным требованием к курсовой работе является ее практическая направленность. Задача студента заключается в том, чтобы тесно увязывать теоретические положения современной науки с реальной практикой и разрабатывать практические советы, рекомендации руководителям социально-культурных учреждений, менеджерам, специалистам в данной области и др.

Подготовка курсовой работы дает возможность студентам приобрести и закрепить навыки самостоятельного труда, поэтому необходимо ориентироваться на самостоятельную разработку темы. Это развивает умение самостоятельно пополнять свои знания и ориентироваться в потоке научной информации.

Творческое отношение к подготовке курсовой работы требует от студентов ясности и твердости методологической позиции. Методологическая сторона работы проявляется в четкой постановке цели и задач исследования, выделении объекта и предмета.

Наконец, одним из требований к курсовой работе является грамотность оформления. Грамматические ошибки, стилистические погрешности, нарушение правил цитирования, оформления сносок и списка литературы - все это снижает качество курсовой работы и влияет на оценку. Во всех случаях заимствования статистических и иных материалов других авторов требуется делать ссылки на источники их опубликования.

При работе над курсовой работой студенту следует:

1. изучить и проанализировать научную, учебно-методи­ческую литературу и периодику по проблеме исследова­ния;

2. изучить и проанализировать историю исследуемой проблемы, ее практическое состояние с учетом передо­вого опыта;

3. провести по мере необходимости опытно-эксперимен­тальную работу или ее фрагмент по проблеме исследова­ния, определив четко цели и методы исследования;

4. обобщить результаты проведенных исследований, обо­сновать выводы и дать практические рекомендации;

5. оформить курсовую работу в соответствии с требовани­ями стандарта.

Наши рекомендации