Основные требования к содержанию курсовой работы

УПРАВЛЕНИЕ РИСКОМ, СИСТЕМНЫЙ АНАЛИЗ И МОДЕЛИРОВАНИЕ

Методические указания по выполнению курсовой работы для студентов направления 280700.68 Техносферная безопасность

Краснодар

Составители: канд. техн. наук, доц. С. Ю. Маринин;

канд. техн. наук, проф. П. Д. Кузнецов;

канд. техн. наук Е. В. Дмитренко;

ассист. Т. К. Согомонян

УДК 331.45

Управление риском, системный анализ и моделирование:методические указания по выполнению курсовой работы для студентов всех форм обучения направления 280700.68 Техносферная безопасность / Сост.: С. Ю. Маринин, П. Д. Кузнецов, Е. В. Дмитренко, Т. К. Согомонян; Кубан. гос. технол. ун-т. Каф. безопасности жизнедеятельности. – Краснодар: Изд. КубГТУ, 2014. – 23 с.

Рассмотрен порядок выполнения задания на курсовую работу, приведены варианты тем курсовых работе, даны методические рекомендации по выполнению.

Библиогр.: 12 назв.

Печатается по решению методического совета ФГБОУ ВПО «Кубанский государственный технологический университет»

Рецензенты: д-р техн. наук, доц. кафедры БЖ КубГТУ В. В. Новиков;

руководитель направления по строительству ОАО «НИПИгазпереработка» А.С. Калякин.

«КубГТУ», 2014

Содержание

Введение…………………………………………………………………….
1 Подготовительный этап……………………………………………….…
1.1 Выбор темы…………………………………………………………..
1.2 Подбор литературы………………………………………………….
1.3 Составление плана курсовой работы………………………………
1.4 Основные требования к содержанию курсовой работы…………
2 Аналитический этап …………………………………………………….
2.1 Общие сведения…………………………………………………….
2.2 Методы работы с литературными источниками ……………….
3 Прикладной этап ……………………………….……………………..
Список литературы………………………………………………………
Приложение А (обязательное) Форма титульного листа курсовой работы ……………………………………………………. Приложение Б (обязательное) Форма задания на курсовую работу ….. Приложение В (обязательное) Перечень тем, рекомендуемых для исследования в рамках курсовой работы…………...    
Приложение Г (обязательное) Исходные данные для выполнения курсовой работы по тематике первой группы……………  

Введение

Современная цивилизация столкнулась с грандиозной проблемой, заключающейся в том, что основа бытия общества – промышленность, сконцентрировав в себе колоссальные запасы энергии и новых материалов, стала угрожать жизни и здоровью людей, и даже окружающей среде.

Авария в условиях современной техносферы по своим масштабам и тяжести последствий стала сравнима с природными катастрофами и разрушительными последствиями военных действий с применением ядерного оружия.

Согласно статистическим данным, ущерб от аварийности и травматизма составил 5-10 % от валового национального продукта промышленно развитых государств, а несовершенная техника безопасности является причиной преждевременной смерти 10-15 % мужчин и 5-10 % женщин.

Практика показывает, что полностью исключить аварии и уменьшить до нуля опасность, исходящую от опасных производственных объектов, невозможно. Поэтому техногенные аварии необходимо предупреждать или ослаблять их вредное воздействие.

Оценка и обеспечение надежности и безопасности технических систем при их создании, отработке и эксплуатации – одна из важнейших проблем в современной технике и экономике. Оценка опасности различных производственных объектов заключается в определении возникновения возможных чрезвычайных ситуаций, разрушительных воздействий пожаров и взрывов на эти объекты и людей.

Цель курсовой работы – повышение уровня теоретических знаний и практических навыков по анализу и оценке потенциальной опасности объектов экономики, моделированию аварийных процессов и разработке мероприятий по снижению их последствий.

Задачи курсовой работы:

1. Провести аналитический обзор литературы и нормативных источников по теме КР.

2. Провести выбор и обоснование используемых методов, методик и математических моделей для дальнейшего исследования.

3. Провести оценку и анализ аварийных ситуаций.

4. Разработать мероприятия по снижению и ликвидации последствий.

Наверняка вы уже читали об отличии курсовой работы от реферата, эссе, контрольной работы и других видов самостоятельной работы. Существует большое количество источников, в том числе и методических указаний, которые в общих чертах подробно описывают процесс работы по написанию и оформлению курсовой работы по различным курсам и дисциплинам. В данных методических указаниях мы хотели больше внимания уделить именно вопросам методической помощи студентам по конкретной дисциплине «Управление рисками, системный анализ и моделирование».

Прежде всего, необходимо отметить, что курсовая работа выполняется по направлению 280700.68 Техносферная безопасность (квалификация – магистр) и должна носить исследовательский характер. В идеале данная курсовая работа должна стать основой будущей магистерской диссертации выпускника. Именно с этих позиций она и должна выполняться.

Курсовая работа направлена на реализацию профессиональных компетенций:

ПК13 – Способность применения методов анализа надежности и техногенного риска;

ПК19 – Умение анализировать и оценивать потенциальную опасность объектов экономики для человека и среды обитания.

Исходя из поставленных целей и задач, последующее изложение методики написания курсовой работы можно обозначить следующими этапами:

- подготовительный, который предполагает выбор темы КР, подбор литературных источников (включая нормативны и законодательные), разработку плана КР;

- аналитический, связанный с изучением и анализом существующих подходов (методик) к исследуемой проблеме, выбором методики (математической модели) для прикладных исследований;

- прикладной (исследовательский), в ходе которого решается прикладная задача по оценке последствий или прогноза аварийной ситуации для конкретного техногенного объекта;

- оформительский, связанный с выполнением требований ГОСТ и ЕСКД по вопросим оформления отчетных документов (пояснительной записки);

- защита курсовой работы.

Подготовительный этап

Одним из важных этапов по выполнении курсовой работы является подготовительный этап. Именно здесь заложен успех курсовой работы. В ходе подготовительного этапа должны быть решены следующие задачи:

- выбор темы курсовой работы;

- подбор литературных источников;

- разработка плана курсовой работы.

Рассмотрим более подробно подходы к решению обозначенных задач в ходе выполнения курсовой работы.

Выбор темы

Для того, чтобы правильно выбрать тему, нужно хорошо понимать, какая из них окажется лично для вас посильной, необходимо верно оценить свои силы и возможности.

Несколько практических советов по выбору темы:

1. При написании курсовой работы вам может оказать большую услугу знание иностранного языка.

2. Если вы не руководствуетесь серьезным научным интересом, в целях облегчения работы старайтесь выбирать такую тему, которая потребует минимума экспериментальных, лабораторных, чертежных и практических работ.

3. Вопреки общепринятому мнению, общие теоретические темы более просты для написания, чем узкоспециализированные. Такие темы, как правило, легче даются студентам с широким кругозором и хоро­шей культурой письменной речи. Если же вы не красноречивы, попро­буйте взяться за узкую тему и детально ее разработать.

4. Предпочтительно, чтобы окончательная формулировка темы была четкой и достаточно краткой. В ней не должно быть придаточных предложений, тавтологий и смысловых повторов. Желательно, чтобы на­звание работы не содержало слишком многообещающих агрессивных формул. Лучше всего, если название просто и ясно отражает суть рас­сматриваемой проблемы. Хорошо, если в названии или подзаголовке бу­дет указан ракурс вашего подхода к теме. Например: «Проблема обеспе­чения безопасности ГНС в экстремальных ситуациях».

5. Не считайте, что тема должна полностью определять все содержание и строение работы. Как правило, в процессе написания выявляются но­вые нюансы вопроса, порой возникают довольно продуктивные отвле­чения от основной темы, и сама формулировка проблемы часто кон­кретизируется и немного меняется. Лучше подкорректировать тему под уже написанный текст, чем переписывать текст до тех пор, пока он, на­конец, идеально совпадет с выбранной темой. Поэтому, формулируйте тему так, чтобы была возможность все-таки ее подкорректировать.

Примерный перечень тем, предлагаемых для исследования в рамках курсовой работы по данной дисциплине, представлен в приложении А.

Подбор литературы

Несколько практических рекомендаций по подбору литературы. Прежде всего вопрос – где её взять?

1. У научного руководителя. В обязанности руководителя входит ориен­тация студента на определенный подбор литературы по теме. Обычно руководитель, настроенный формально, ограничивается тем, что со­ставляет список из нескольких названий книг, которые студенту необ­ходимо проработать в процессе выполнения курсовой. Ес­ли повезет и у вас окажется заботливый и внимательный руководитель с богатой домашней библиотекой, он может предложить вам на время работы собственные книги.

2. Более тривиальный способ: когда руководитель даст вам перечень не­обходимых книг, пойти с ним в библиотеку и поискать в каталоге. Скорее всего, там что-то нужное для себя и найдете.

Совсем не обязательно ограничиваться литературой из списка, со­ставленного руководителем. Просматривая каталог, вы можете обнаружить не упомянутые в списке названия, которые подходят под вашу тему. Такие книги желательно заказать и просмотреть.

Кроме того, следует внимательно просматривать библиографические указатели в книгах, посвященных вашей или связанной с ней теме. Там можно найти сведения о других изданиях по этой тематике, которые пока почему-либо не попали к вам в руки. Ценную информацию также можно почерпнуть из указателей статей, публикуемых в конце последнего в году номера любого журнала. Следует выписать из указателя интересующие вас статьи вместе с данными об их опубликовании, а затем заказать соответ­ствующие номера.

В последние годы все большую помощь в научной работе оказывает и компьютерная сеть Интернет. Пользуясь этим каналом получения ин­формации, вы можете узнать все необходимое с минимальными затратами труда и в кратчайший срок. Интернетом можно пользоваться, не выходя из дома.

Универсальные поисковые системы – www.yandex.ru., Rambler, Google, Bing, Yahoo!

Особое внимание необходимо обратить на выбор и проработку нормативной литературы по тематике, связанной с вопросами промышленной и экологической безопасности, анализом техногенных рисков, чрезвычайными ситуациями и т.п. В ходе поиска литературных источников должны быть проработаны базы нормативных документов, касающихся вопросов курсовой работы, существующие расчетные методики, ГОСТы, Правила, программные комплексы. Для этих целей рекомендуется использовать сайты ведущих компаний, занимающихся вопросами промышленной безопасности, одной из которых является Группа компаний «Промышленная безопасность» - safety.ru .

Список литературы, полезной при вы­полнении курсовой работы, приведен в разделе Список литературы.

Составление плана курсовой работы

План курсовой работы зависит, прежде всего, от темы. Важно помнить, что существуют следующие типы курсовых работ:

1. Расчётно-графическая курсовая работа – распространённый вид курсовой. В её состав входит: выполненное задание и пояснительная записка к решению. Сроки выполнения такой работы могут быть разнообразны, в зависимости от сложности работы (от недели до 4 месяцев). Работа рассчитана на закрепление и применение полученных в процессе учёбы навыков.

2. Научно-исследовательская курсовая работа. Самый сложный вид курсовой. В процессе выполнения работы студент выполняет два типа операций. Применение полученных знаний, поиск и исследование темы. Работа рассчитана на инициативу студента.

3. Отчётная курсовая работа. В основном это работа, которая не требует значительных усилий в процессе выполнения. После пройденного материала или отработки практики студент делает отчёт в виде курсовой.

Кроме того, курсовые работы могут носить теоретическую и практическую направленность.

Если курсовая работа чисто теоретическая, то план определяется исключительно темой. Обычно он включает 2-4 главы. В начале работы лучше всего поместить главу, в ко­торой будет освещено состояние отечественной и зарубежной научной ли­тературы по теме исследования, проведен сравнительный анализ сущест­вующих точек зрения, методологий и методик изучения темы. Первая глава дает определения понятий и общую картину состояния вопроса. Последующие главы сужают области рассмотрения, предметно разбирая отдельные элементы темы курсовой.

Работа прак­тического характера, как правило, делится на две основные главы, первая из которых посвящена изложению теоретико-методологических основ исследо­вания, а вторая представляет собой практическую часть последнего и может быть снабжена графиками, чертежами, таблицами и другим необходимым иллюстративным материалом.

Работа опытно-экспериментального характера также имеет вводную теоретико-методологическую часть, за которой следует изложение условий, методов и хода эксперимента, обобщение и интерпрета­ция полученных результатов.

Основные требования к содержанию курсовой работы

Написание курсовой - работа качественно иного уровня, чем в слу­чае реферата, доклада, контрольной. Прежде всего, курсовая, в отличие от всех перечисленных видов работ не является вспомогательной формой контроля знаний. Если положительная оценка за реферат или контрольную всего лишь влияет на исход зачета или экзамена, то оценка за курсовую вносится в зачетную книжку наравне с экзаменационными оценками. Ина­че говоря, курсовая работа имеет статус экзамена.

Невзирая на все типологические различия, любая курсовая работа должна строиться согласно существующим канонам и иметь содержание, введение, основную часть, состоящую обычно из двух глав, и заключение. Примерный объем работы в целом должен составлять ориентировочно

15-30 печатных страниц. Из этого объема около 10 % обычно занимает введение, от 5 % до 10 % – заключение.

Структура курсовой работы

Обязательными элементами курсовой работы являются:

- титульный лист;

- задание на курсовую работу;

- реферат;

- содержание;

- введение;

- нормативные ссылки;

- термины и определения;

- сокращения;

- основная часть;

- заключение;

- список использованных источников;

- вспомогательные указатели;

- приложения.

Обязательные элементы

1. Титульный лист является первой страницей курсовой работы и должен содержать следующие сведения: наименование учреждения (учебного заведения), название (тему), сведения о выполнившем курсовую работу, сведения о руководителе, наименование места и год выполнения (приложение А).

2. В задании на курсовую работу указывается: тема работы, содержание задания, объем работы, сроки выполнения и защиты, даты выдачи и сдачи работы на кафедру (приложение Б).

3. В реферате указывается объем ПЗ, количество таблиц, рисунков, приложений, краткая характеристика и результаты работы.

4. Содержание включает перечень основных элементов курсовой работы с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение.

5. Введение характеризует актуальность и социальную значимость рассматриваемой темы, состояние ее разработанности в мировой теории и практике, цель и задачи курсовой работы, обоснование выбора используемых методов, особенности курсовой работы и основное смысловое содержание ее разделов.

Введение обязательно следует начать с обоснования актуальности темы, но оно не должно быть чересчур пространным и многословным.

Тем не менее, ваша основная задача состоит в том, чтобы сде­лать его убедительным. Речь может идти не только об актуальности в узко научном смысле, то есть о сложившейся внутри науки необхо­димости именно сейчас разработать именно эту тему. Вы можете там, где это уместно, подтвердить актуальность своего выбора и аргументами со­циального плана обосновать ее с точки зрения накопившихся проблем и т.п.

Далее следует остановиться на описании степени разработанности темы в научной литературе. Здесь необходимо привести названия основ­ных источников, охарактеризовать сложившиеся подходы и методы, отме­тить и оценить индивидуальный вклад в разработку проблемы различных ученых.

Чтобы осветить состояние разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы.

Обзор литературы по теме должен показать знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы. Обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а не по всей проблеме в целом. В обзор включается только та литература, с которой студент ознакомился (знаком) лично.

Затем нужно переходить к довольно трудному этапу – формулировке цели и задач своей работы. Она должна быть по возможно­сти четкой и краткой. Ее назначение – определить стратегию и тактику на­писания работы. Безусловным требованием к тексту курсовой работы является со­ответствие сформулированной цели и выполнение поставленных задач.

После формулировки цели предпринимаемого исследования, следует указать конкретные задачи, которые предстоит решить в соответствии с этой целью. Это обычно делается в форме перечисления (изучить, описать, установить, выявить, вывести формулу, разработать и т.п.). Формулируя задачи, следует учитывать, что описание их решения должно составить содержание глав курсовой работы.

Наконец, необходимо коснуться методологии и методов исследова­ния. Достаточно будет просто их назвать.

В конце вводной части желательно раскрыть структуру работы, т.е. дать перечень ее структурных элементов и обосновать последовательность их расположения.

6. Основная часть должна содержать текстовые материалы и числовые данные, отражающие существо, методику и отдельные результаты, достигнутые в ходе выполнения курсовой работы. Основная часть курсовой работы посвящена решению поставленных во введении задач. Обычно выделяются две, реже три главы, каждая из которых выполняет свою функцию в общей логике изло­жения. Такое деление должно способствовать более стройному и упорядоченному изложению материала. При этом каждый пункт должен содержать законченную информацию, логически вписывающуюся в общую структуру работы и способствующую достижению ее целей.

В основной части должны освещаться следующие вопросы:

- понятие, содержание и значение исследуемого предмета (процесса, явления) и отражающих его показателей;

- методические аспекты решения поставленных вопросов;

- общая технико-экономическая характеристика объекта исследования;

- анализ исследуемого предмета (процесса, явления, показателей);

- прогноз (желательно многовариантный с описанием сценарных предположений) развития исследуемого предмета (процесса, явления, показателей);

- рекомендации по улучшению деятельности исследуемого объекта (предприятий, фирм, сетей и т. д.).

7. В заключении раскрывается значимость рассмотренных вопросов для теории и практики; приводятся выводы, характеризующие итоги проделанной работы, предложения и рекомендации. Заключение содержит сделанные автором работы выводы, итоги ис­следования. Хорошо, если в конце заключения вы остановитесь на даль­нейших перспективах исследования данной темы. Это может послужить заделом для написания следующих курсовых и дипломной работы.

8. Список использованных источников – это упорядоченный в алфавитно-хронологической последовательности перечень библиографических описаний документальных источников информации по теме курсовой работы. В списке следует указывать автора, наименование источника, издательство, год издания.

Аналитический этап

Общие сведения

Аналитический этап выполнения работы предполагает анализ литературных источников, изучение и анализ существующих подходов (методик) к исследуемой проблеме, выбор методик (математической модели) для прикладных исследований, постановку проблемы, определение путей ее решения.

В качестве рекомендаций по работе на аналитическом этапе остановимся на методах работы с литературными источниками и требованиям к стилистике текста.

Наши рекомендации