Тема 1. Спортивная медицина как отрасль научных знаний и система медицинского обеспечения физической культуры и спорта в современных условия
Предисловие
Пеподавание любого предмета (в том числе и спортивной медицины) складывается из лекций, практических и семинарских занятий, написания и обсуждения рефератов, зачетов и экзаменов. Естественно, что все это сопровождается консультациями, ответами на вопросы и другими формами контактов преподавателя со студентами. Все эти формы работы тесно взаимосвязаны и органически дополняют друг друга, с тем чтобы студент получил полную картину предмета и смог как можно лучше использовать полученные знания в своей будущей работе.
Есть немало хороших руководств к практическим занятиям по спортивной медицине. Но авторы, в порядке эксперимента, решили максимально объединить в данном пособии теоретическую и практическую формы работы; первая служит базой для второй. Это не просто повторение лекций, а основная часть необходимых знаний по теме, что позволит более сознательно и эффективно выполнять практические и семинарские занятия. Предлагаются конкретные задания и формы их выполнения, в том числе наработки учебно-научной лаборатории кафедры.
Данное пособие - синтез материалов, которые студент должен знать и уметь использовать по каждой теме курса. Мы ни в коем случае не пытаемся заменить учебник, здесь лишь даны основы знаний по каждой теме, которые позволят студенту более сознательно выполнять предлагаемые задания.
В пособие вошли помимо программных (по специальности 022300) отдельные дополнительные, но очень важные для студента темы. Например, преподавание по указанной специализации ориентировано в основном на сферу спорта, а многим нашим выпускникамприходится работать в области массовой физкультурно-оздоровительной работы (по проблемам которой мы ввели спецкурс), поэтому в пособие включены отдельные, наиболее важные темы этого раздела, такие как: «Здоровье современного человека» и «Основные двигательные режимы для разных категорий занимающихся». Введены также отдельные темы спецкурса «Основы медицинских знаний», полезные студенту для последующего освоения многих медико-биологических дисциплин.
Предлагаемая форма подачи материала особенно полезна для индивидуальной формы обучения студентов, пропустивших занятия, и заочников.
К практической части занятий прилагаются специальные формы проведения наблюдений и записи полученных данных, которые должен запомнить каждый студент. Некоторые из них разработаны нами с учетом опыта Тартуского университета и с участием заведующего кафедрой вычислительной техники Московской государственной академии физической культуры (МГАФК) А.Н. Фураева.
Часть рефератов служат одновременно контрольными работами и будут учитываться при сдаче экзаменов студентами.
Мы будем благодарны преподавателям и студентам за любые замечания и предложения.
Н.Д. Граевская, зав. кафедрой МГАФК, профессор,
вице-президент Федерации спортивной медицины России;
Т.И. Долматова, зам. зав. кафедрой МГАФК, профессор
Тема 1. Спортивная медицина как отрасль научных знаний и система медицинского обеспечения физической культуры и спорта в современных условия
Спортивная медицина является относительно молодой отраслью медицинской науки. Активно развиваясь, она быстро завоевала признание физкультурно-спортивной практики. Этому способствовала не только активность энтузиастов молодой отрасли знаний, но и бурные темпы развития физкультуры и спорта, непрерывный рост спортивных результатов, растущее понимание роли активного двигательного режима в укреплении здоровья нации, профилактике и лечении заболеваний. Создана государственная система медицинского обеспечения физкультуры и спорта. Физическое воспитание, физическая культура и спорт - это процесс в первую очередь социально-педагогический, что и определяет ведущую роль в нем педагога, тренера, организатора. Однако объектом этого процесса является человек со всей сложностью его организма, психики, реактивности, взаимоотношений со средой. Поэтому эффективность во многом зависит от степени соответствия применяемых средств и методов педагогического процесса состоянию здоровья, физическому развитию, функциональным возможностям, возрастным и индивидуальным особенностям каждого занимающегося физической культурой или спортом. Только при наличии такого соответствия обеспечивается должный эффект любой формы занятий физическими упражнениями (от лечебной физкультуры до спорта), возможность достижения оздоровительного эффекта и высоких спортивных результатов. В противном случае не только снижается эффективность занятий и особенно спортивной тренировки, но и не исключается развитие различных предпатологических и патологических состояний, снижение спортивного мастерства, сокращение спортивного долголетия. Тренер и преподаватель физического воспитания должны уметь использовать физические упражнения для укрепления здоровья и правильного развития человека, предупредить заболевания, сохранить здоровье спортсмена даже в условиях самой напряженной тренировки, что является важным условием достижения высоких спортивных результатов, работоспособности и долголетия.
Это особенно важно в современных условиях, когда в силу известных трудностей «переходного» периода здоровье населения нашей страны (в том числе детей) существенно ухудшилось, а спорт со свойственным ему повышением уровня результатов, физической нагрузки и нервного напряжения, омоложением, широким использованием нетрадиционных средств повышения работоспособности и результатов, введением ряда новых, еще недостаточно изученных видов спорта (в том числе для женщин) предъявляет организму очень высокие требования.
Сегодня достаточно эффективной может быть только деятельность тренера, рационально использующего биологические возможности организма спортсменок для разностороннего его развития и достижения результатов. Любая его ошибка может стать небезвредной для человека. Поэтому тренер должен хорошо знать спортивную медицину, уметь вовремя распознать и предупредить любые нарушения в состоянии спортсмена, грамотно использовать средства восстановления и повышения работоспособности, добиться наивысшего уровня тренированности к запланированному сроку. Только совместная работа врача и тренера в отборе, планировании и коррекции тренировки во все возрастные периоды жизни человека обеспечит достаточный эффект.