Раздел VI Акмеолого-педагогические основы личностного и профессионального развития
Тема 20 САМОСОВРЕШЕНСТВОВАНИЕ ЛИЧНОСТИ
Основные понятия, таблицы, структурно-логические схемы
Акмеология (от греч. akme – вершина) – наука о профессиональном и личностном самосовершенствовании зрелого человека (личности), о развитии и реализации его творческого потенциала как субъекта профессионального труда, жизни и деятельности.
Зрелая личность – это личность в расцвете жизненных, профессиональных и творческих сил. Ее отличительными особенности:
1. гармония человека с миром и с самим собой: понимание собственной индивидуальности и высокая адаптивность к изменяющемуся миру;
2. сформированность трудолюбия как основного качества, определяющего отношение к трудовой и профессиональной деятельности;
3. адекватная самооценка и адекватный уровень притязаний;
4. нацеленность на задачи самосовершенствования: знание сильных и слабых сторон развития личности, понимание целей, задач, основных направлений самосовершенствования, владение навыками составления его плана;
5. ориентация на духовное, социальное, экологическое;
6. развитие внутренней мотивации деятельности и поведения;
7. толерантность и уважительное отношением к достижениям других людей;
8. потребность в инновациях;
9. твердая нравственная и социальная позиция, соотносимая с нормами и требованиями общества;
10. умение осознанно признавать, анализировать и исправлять ошибки;
11. понимание любви как ответственности и своего долга перед семьей;
12. профессиональная компетентность и профессиональное самосовершенствование.
К этапам формирования профессиональной зрелости и профессионального самосовершенствования относятся: профессиональная умелость → профессиональное мастерство → профессиональное творчество → профессиональное новаторство.
Профессиональная умелость – основа профессионализма специалиста. Она приобретаются в процессе обучения в профессиональном учебном заведении. Профессиональная умелость - это овладение теоретическими знаниями и практическими умениями в рамках избранной специальности и развитие профессионально личностных качеств: трудолюбия, конкурентоспособности, бережливости, готовности к длительному напряженному труду по созданию общественно полезного продукта. Она связана с формированием культуры трудовой деятельности в современных условиях - поэтапном развитии трудовых умений и навыков, осознании трудовой активности как условия социальной и личностной успешности.
Профессиональное становление личности будущих экономистов связано с самореализацией в учебно-профессиональной деятельности, развитием стремления к осознанному выбору профессии, отвечающей их способностям и интересам: формирование представлений о рынке труда, востребованности и перспективах профессии, качествах современного профессионала и его ключевых квалификациях; разностороннее развитие (значение иностранного языка, современных информационных технологий, основ экономики и менеджмента, ориентация на здоровый образ жизни и физическое развитие); формирование лидерских качеств, развитие организаторских способностей.
Профессиональное мастерство – это комплекс свойств личности, которые обеспечивают высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности, то есть доведенная до совершенства профессиональная умелость. Профессиональное мастерство формируется в процессе профессиональной деятельности на основе профессиональных способностей личности.
Профессиональное творчество – высокий уровень выполнения профессиональной деятельности, которая характеризуется новизной и оригинальностью, рационализацией технологий, методов и приемов работы.
Профессиональное новаторство – внесение и реализация инноваций: новых прогрессивных идей, технологий, методов, приемов, повышающих качество профессиональной деятельности.
Профессиональное творчество и профессиональное новаторство достигаются в результате постоянного самосовершенствования в профессиональной деятельности. Но если профессиональное творчество - открытие себя в профессии, выражение субъективного творчества в профессиональной деятельности, то профессиональное новаторство не только субъективное, но и объективное творчество, то есть открытие для других.
Самосовершенствование должно быть ориентировано на успех человека в профессиональном росте. Достижению успеха способствуют:
1. профессиональная компетентность;
2. поведенческая компетентность;
3. удовлетворенность физиологических и материальных потребностей, потребности в самозащите и социальных потребностей;
4. сформированность таких качеств личности, как уверенность в себе, самоуважение, осознание собственной ценности и самодостаточности.
Самосовершенствание помогает личности быть конкурентоспособной на рынке труда (табл. 20.1.).
Таблица 20.1