Модель образовательной системы рационально-образовательной ориентации
Педагогическая цель: личность, владеющая жизненно необходимым запасом знаний, умений, навыков,
o обладающая развитым интеллектом, рациональным мышлением;
o желающая и умеющая постоянно получать знания, умения и использовать и на практике в специализированных областях.
Технологии:
o программированное обучение;
o эвристического и проблемного обучения;
o ТРИЗ;
o коллективных способов обучения;
o тестовое обучение;
o совместного научного исследования ( в том числе сократовское обучение);
o информационное, компьютерное обучение;
o дифференцированного и индивидуального обучения;
персонифицированного обучения.
По сути любая технология обладает средствами активизации и интенсификации, но в предлагаемых технологиях эти средства составляют главную идею.
Одновременно это и технологии интерактивные – то есть диалогового режима, где информационные потоки двусторонние, попеременно переходящие от одного объекта к другому, основывающиеся на принципе: “вопрос?” – “ответ...”, активизируют обе стороны обучения, по форме являются либо беседой, либо компьютерным телекоммуникационным общением.
Дополнительное образование вступает в действие за рамками образовательного стандарта, расширяя, углубляя, конкретизируя предметный минимум. И тут необходимы специфические интерактивные образовательные технологии, например, такие, как:коллективный способ обучения (КСО), программированное обучение, информационные, компьютерные, тестовое и другиетехнологии.
Коллективный способ обучения (КСО) – это такая организация обучения, при которой общение осуществляется путем взаимодействия в динамических парах, когда каждый учит каждого. Идея обучения учеников самими учениками берет свое начало из древности, а в новое время была наиболее ярко воплощена в так называемой белл-ланкастерской системе взаимного обучения. Систематизировали, ввели активно в практику обучения, описали эту технологию В.К. Дьяченко, Р.А. Ривин.
По В. К. Дьяченко, обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Структура учебного процесса зависит от вида общения: опосредованного (например, через письменное или компьютерное общение), парного, группового, коллективного (каждый учит каждого).
В.К. Дьяченко, Р.А. Ривин используют идею взаимного обучения, не выделяя наличного уровня знаний и способностей, включая в посильный диалог-общение всех детей, используя форму динамических (меняющихся) пар, в которых ребенок выступает поочередно то учеником, то учителем. Практически каждый обучающийся имеет свою отдельную тему, которую он прорабатывает по очереди с разными товарищами. Количество обучающихся в группах по 3-5человек, на каждую тему ребята имеют несколько вариантов рассказов, статей, которые несколько раз проговаривают в процессе объяснений, а также отвечают на любые вопросы по тексту.
Принципы:
o непрерывная и безотлагательная передача полученных знаний друг другу;
o сотрудничество и взаимопомощь между обучающимися;
o разноуровневость и разновозрастность участников педагогического процесса;
o учение по способностям, с учетом разных ритмов;
o постоянное пребывание обучающегося в роли учителя.
Эта технология пользуется большим спросом среди педагогов для обеспечения наибольшей активности учащихся и достижения высокого уровня усвоения содержания предмета.
Технология программированного обучения – это такое обучение, при котором происходит усвоение программированного учебного материала с помощью обучающихся устройств (ЭВМ, программированного учебника, кинотренажера и др.). Технология программированного обучения отличается от других технологий тем, что весь преподносимый материал подается в строго алгоритмичном ( логически последовательном) порядке сравнительно небольшими порциями учебной информации (“шагов”, файлов, “кадров” и т.д.).
Родоначальником программированного обучения стал знаменитый американский психолог Б. Скиннер, который предложил в 50-х годах повысить эффективность усвоения учебного материала, построив его в определенной логической оптимальной последовательности. В России эту технологию исследовал и разработал В. П. Беспалько, выделив все основные принципы организации обучения, а также определил виды обучающих программ: линейные (представляют собой последовательно сменяющиеся небольшие блоки информации с контрольным заданием), разветвленные (отличается от линейной тем, что обучаемому, в случае неправильного ответа, может предоставляться дополнительная информация), адаптивные ( подбирает или предоставляет обучаемому возможность самому выбирать уровень сложности учебного материала), комбинированные ( включает фрагменты линейного, разветвленного и адаптивного программирования).
Как разновидность программированного обучения возникли впоследствии блочное и модульное обучение. Блочное и модульное обучение применяется при выполнении разнообразных интеллектуальных операций.
Блочное обучение состоит из последовательно выполняемых блоков: информационный, тестово-информационный (проверка усвоенного), коррекционно-информационный (в случае неверного ответа – дополнительное обучение), проблемный (решение задач на основе полученных знаний), проверки и коррекции. Все последующие темы повторяют приведенную цепочку.
Модульное обучение – индивидуализированное самообучение, при котором используется учебная программа, составленная из модулей. Модуль может представлять собой содержание курса в трех уровнях: полном, сокращенном и углубленном. Обучающийся выбирает для себя любой уровень и любой код (материал, исполненный в любых символах : в словесном, рисуночном, числовом и др.) Для того, чтобы обучающийся смог выполнить какой-нибудь программируемый модуль, необходимы: точно сформулированная учебная цель, банк информации со всем содержанием учебного материала этого модуля, освоение методического руководства по достижению целей, практические занятия по формированию необходимых умений, выполнение контрольного материала.
Принципы программированного обучения (по В. П. Беспалько):
o учет иерархического (ступенчатая соподчиненность частей в целостной системе при относительной самостоятельности этих частей) управления устройства или отдельных частей;
o принцип обратной связи ( передача информации и ее прием и т.д.);
o пошаговость всех действий (подача и раскрытие материала, решение учебных задач и т. п.);
o индивидуализация процесса обучения (индивидуальный темп, ритм, управление обучением);
o оптимизация программного продукта (применение различного вида обучаемых программ).
Информационные технологии – все технологии, использующие специальные технические информационные средства: компьютер, аудио-, видео-, теле- средства обучения и другие.
Наиболее часто используемыми и эффективными являются технологии медиаобразования (от латинского media – средства), это технологии в педагогике, выступающие за изучение закономерностей массовой коммуникации. Основная задача медиаобразования – подготовить новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, к осознанию последствий воздействия ее на психику.
На современном этапе наиболее оптимальными и объединяющими почти все медиаобразовательные технологии являютсякомпьютерные технологии, которые могут одновременно заменять аудио-, видео-, телесредства обучения.
Компьютерная технология – это одна из разновидностей программированного обучения с использованием компьютера, главной особенностью которой является систематизация, хранение, воспроизведение и постоянное увеличение “поддерживающей информации”, включающая на современном уровне базы информации, гипертексты и мультимедиа, имитационное обучение, электронные коммуникации (сети), экспертные системы и др. Образовательные компьютерные технологии, в отличие от любых других, предполагают хотя бы минимальную компьютерную грамотность, которая включает в себя знание основных понятий информатики и вычислительной техники, знание современных операционных систем, программных оболочек, операционных средств общего назначения (Norton Commander, Windows, их расширение), владение хотя бы одним текстовым редактором, первоначальное представление об алгоритмах, языках, пакетах программирования и т.д. (по Апатовой Н.В.)
В последнее время в системе дополнительного образования наиболее часто используются компьютерные технологии вдистанционном ( или дистантном) обучении, применяемые при обучении на расстоянии, в форме заочного, очно-заочного и даже очного образования с использованием местных сетей – Relcom и др. и Всемирной компьютерной сети – Internet.
Технологии тестового обучения, широко используемые в зарубежном обучении, для России – “хорошо забытое старое”. В системе дополнительного образования эти технологии применяются в большинстве своем в детских объединениях, сориентированных на развитие интеллектуальных, умственных способностей или отслеживание результатов обучения, психологических особенностей на различных этапах отслеживания продвижения в образовании. Наиболее продуктивны и многозадачны тесты, обрабатываемые на компьютерах.
Любая тестовая технология опирается на предполагаемые стандарты. Разработка госстандартов в дополнительном образовании в принципе невозможна, так как в этой системе каждая программа нова по целям, содержанию, методам и т.д. Поэтому дидактические тесты приходится создавать для каждой образовательной программы свои и на основе программы-минимум.
В отличие от школы, дополнительное образование, в силу своей специфичности, использует в основном межпредметные и междисциплинарные тесты.
Принципы тестового обучения:
o четкое знание содержания предмета;
o понимание обучающимся своей степени обученности;
o контролируемость, диагностичность обучения (по Михайлычеву Е.А.).
Технология проблемного (эвристического) обучениянаиболее популярна во всех сферах образования. Получила свое распространение в 20-30-х годах в советской и зарубежной школе. Основано было на теоретических положениях американского философа, психолога и педагога Дж. Дьюи. Систематизаторами этого обучения в России стали И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин.
Сегодня под проблемными технологиями понимается такая организация образовательного процесса, которая предполагает создание под руководством преподавателя проблемных противоречивых ситуаций и активную самостоятельную деятельность обучающегося по их разрешению.
Ряд исследований ученых доказывает: то, что доступно, не развивает, или почти не развивает, чтобы превзойти достигнутый уровень своего развития, чтобы овладеть хотя бы элементом знаний на пределе своих способностей, ребенок должен мобилизоваться, напрячь свои силы и возможности.
Эта технология повсеместно используется передовыми педагогами в учреждениях дополнительного образования Самарской области.
Принципы проблемного обучения:
o самостоятельность в работе учащихся;
o развивающий характер обучения;
o интеграция и вариативность в применении различных областей знаний;
o использование алгоритмизированных дидактических задач.
Разновидностью проблемного образования является технология совместного научного исследования, реализуемая сегодня в педагогике в разработке моделей, направленных на освоение нового опыта. По М.В. Кларину, эти технологии предусматривают не только исследовательскую, поисковую деятельность как таковую, но и учебно-игровую, коммуникативно-диалоговую, дискуссионную и другие методические виды деятельности.
Научно-исследовательская или поисковая технологии предназначены для развития творческого или критического мышления, формирования опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, поиск и определение личностных смыслов. Большинство ученых, исследующих поисковые технологии, определяют цикличность следующих этапов исследовательской деятельности, когда исходным моментом является конкретный опыт обучающегося, этап рефлексивного наблюдения, этап формирования теоретических представлений и создание гипотез, абстрактных представлений, этап активного эксперимента. Принципы научно-исследовательской технологии и проблемной совпадают.
ТРИЗ-технология – это универсальная организационно-педагогическая и методическая система, которая позволяет сочетать предметно-познавательную деятельность с методами активизации и развития мышления, а также творческого решения учебных и социальных задач.
В основу этой технологии были положены алгоритмы, методики, приемы Теории Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ) отечественной школы Г. С. Альтшуллера.
ТРИЗ-технология ставит целью формирование сильного мышления у обучающихся, воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных нестандартных задач в различных областях человеческой деятельности.
Современная ТРИЗ-технология включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников до студентов и взрослых специалистов. Особенностью работы с каждой возрастной группой является выбор объектов изобретательской деятельности, наиболее адекватных для этого возраста. Так, дошкольники и младшие школьники с помощью педагога изобретают (синтезируют) новые игрушки, загадки, пословицы, сказки, подвижные игры и т.п.
Для каждой возрастной группы разрабатываются алгоритмические процедуры, методы и методики, позволяющие изобретать новое: мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и его разновидности. Отбор идей производят специалисты-эксперты, которые осуществляют их оценку в два этапа: сначала отбирают самые оригинальные и рациональные предложения, а затем – наиболее оптимальные.
Принципы “ТРИЗ-технологии”:
o снятие психологического барьера боязни перед новым, неизвестным, восприятие жизненных и профессиональных проблем не как непреодолимое препятствие, а как очередную задачу, которую необходимо наиболее эффективно решить;
o гуманистический характер направленности обучения;
o формирование нестандартного образа мышления во многих сферах деятельности;
o практико-ориентированное или производственное внедрение идей и другие.
В Самарской области наиболее увлеченными педагогами, работающими по этой технологии в области дополнительного образования, можно назвать Погорянского А.П. (ЦВР Промышленного района г. Самара), Бокова В.М., Бокову О. В. (Самарский Центр технического творчества учащихся), Шарипова Р.Х. (клуб по месту жительства “Восход” Советского района г. Самара), Куранду О.Е. (Подростковый Центр Красноглинского района г. Самара) и других.