Составление комплекса пальчиковой гимнастики мелкой моторики рук для детей младшего дошкольного возраста
Разминка.
1. Сжимайте пальцы в кулак, затем разжимайте их. Сначала делайте это одновременно обеими руками, затем по очереди каждой рукой.
2. Выгибайте и прогибайте кисти рук одновременно и по очереди.
3. «Замок». Переплетите пальцы, сожмите ладони.
4. «Солнечные лучи». Сложите ладони и расставьте в стороны пальцы.
5. «Ножницы». Разведите пальцы в стороны, затем сведите их вместе. Сначала одной, потом другой рукой и обеими руками вместе.
6. «Пальчики здороваются». Подушечки пальцев по очереди прикасаются к большому пальцу (сначала правая рука, потом левая, затем одновременно).
7. Похлопывайте кистями рук по столу поочередно и одновременно.
8. Постукивайте пальцами по столу обеими руками и поочередно.
9. Поочередно приподнимайте и опускайте пальцы: кисти рук лежат на столе.
10. Имитируйте игру на пианино.
11. «Человечки бегают» с помощью указательного и среднего пальцев.
12. «Футбол». Забивайте шарики одним, затем двумя пальцами.
Основная часть
Зайчик-кольцо
Прыгнул заинька с крылечка
И в траве нашел колечко.
А колечко непростое —
Блестит, словно золотое.
Упражнение основано на переходе из одной позиции в другую:
а) пальцы — в кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны;
б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.
Очки.
— Что стряслось у тети Вали?
— У нее очки пропали!
Нет очков у тети Вали —
Очевидно, их украли!
(С. Михалков)
Образовать два кружка из больших и указательных пальцев обеих рук, соединив их.
Флажок
Горит на солнышке
Флажок,
Как будто я Огонь зажег.
(А. Барто)
Четыре прямых пальца правой руки (кроме большого) плотно прижать друг к другу. Отвести правую руку в сторону. Развернуть ее так, чтобы большой палец, оттянутый до отказа, оказался внизу.
Домик
Дом мы строим
Выше, выше!
Есть окошки в нем
И крыша.
Создать угол-«крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
Шарик
Надувайся, шарик, больше!
Лучше щечки раздувай!
Поиграй ты с нами дольше:
Катись, прыгай и летай!
Мизинчик
Маленький Мизинчик
Плачет, плачет, плачет.
Безымянный не поймет:
Что все это значит?
Средний пальчик очень важный,
Не желает слушать.
Указательный спросил: —
Может, хочешь кушать?
А Большой бежит за рисом,
Тащит рису ложку,
Говорит: —Не надо плакать,
На, поешь немножко!
(Перевод И. Токмаковой)
Кисть руки сжать в кулачок. Поочередно разгибать пальцы, начиная с мизинца. С последней фразой большим пальцем и мизинцем касаться друг друга.
Пальчик-мальчик
— Пальчик-мальчик, Где ты был?
— С этим братцем — В лес ходил.
С этим братцем —
Щи варил.
С этим братцем —
Кашу ел.
С этим братцем —
Песни пел!
(Народная песенка)
Поочередно сгибать и разгибать все пальцы, начиная с мизинца.
Солнце
Солнце утром рано встало,
Всех детишек приласкало.
Ладошки скрестить. Пальцы широко раздвинуть, образуя «солнышко с лучами».
Шалун
Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, малышей кормила:
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
А этому не дала.
Он много шалил.
Свою тарелку разбил.
На первые две строчки чертить пальцем круги по ладошке.
На следующие четыре строчки загибать пальцы с приговариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать.
Кисточка
Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и кошку Машу
Соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево и наоборот. Вправо — пальцы раздвигать. Влево — мягко соединять подушечки пальцев.
Заключение
Подведем краткие итоги работы. Развитие мелкой моторики ребенка - тонких движений кистей и пальцев рук в психологии, имеем большое значение и расценивается как один из показателей психического развития ребенка.
Овладение относительно тонкими действиями рук приходит в процессе развития зрения, осязания, развития кинестетического чувства - положения и перемещения тела в пространстве. Вид предмета - это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода его жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Начинают выполнять особые движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как специфический человеческий орган.
Н.А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.
Развитию движений кистей и пальцев рук без предметов детей раннего и младшего дошкольного возраста с давних времен придавалось большое значение в народной педагогике, т.к. развитие мелкой моторики включалось в многообразные трудовые процессы, и детей с малых лет подготавливали к их выполнению.
Для этого малышам в качестве подготовительных упражнений предлагаются различные пальчиковые игры с потешками. Интересная игровая форма, ритмическая организация поэтического текста и соотнесенных с ним движений, вовлекают ребенка в выполнение действия по показу взрослого. Эта традиция в силу своей эффективности продолжается в современной практической педагогике. Разрабатываются многочисленные упражнения: пальчиковые игры, автодидактические игры с предметами, и др.
Список использованной литературы
1. Азовцева Н.В., Родованская М.Е. Пальчиковый игротренинг // Начальная школа. – 2009. - № 8.
2. Бот О.С. Игры и упражнения для тренировки тонких движений пальцев рук детей с ЗПР. // Обучение и воспитание детей с нарушениями речи: Сб. науч. трудов. – М., 1982.
3. Бот О.С. Формирование точных движений пальцев у детей с общим недоразвитием речи. // Дефектология. – 1983. – №1.
4. Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г. Развиваем руки - чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. - Ярославль, 2001.
5. Дудьев В.П. Средство развития тонкой моторики рук у детей с нарушением речи. // Дефектология . – 2009. - № 4.
6. Кирпичникова Н. Развиваем сенсорику и мелкую моторику. // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 2.
7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. – СПб., 2008.
8. Кольцова М.М., Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – СПб., 2007.
9. Косинова Е.М. Гимнастика для пальчиков. - М.: Олма-Пресс, 2001.
10. Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры. / О.И. Крупенчук.- М.: Литера, 2005.
11. Любина Г.А. Рука развивает мозг. // Ребёнок в детском саду.- 2003.- № 4.
12. Мельникова С.С. Развитие мелких мышц пальцев и кисти руки / Начальная школа. – 2004. - № 8.
13. Плутаева Е. Развитие мелкой моторики у детей 5-7 лет. // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 3.
14. Прищепа, С. Мелкая моторика в психофизическом развитии дошкольников. // Дошкольное воспитание.- 2005.- № 1.
15. Рузина М.С. Страна пальчиковых игр. – С.-Пб., 2000.