Портрет выпускника начальной школы.

ОСНОВНАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Портрет выпускника начальной школы. - student2.ru

г.СЕРПУХОВ

ОГЛАВЛЕНИЕ…………………………………………………………...................2

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА………………………………………. ……….4

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ОБУЧАЮЩИМИСЯ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………….8

3. УЧЕБНЫЙ ПЛАН НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………18

4 . ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ…………………………………………………………………...22

5. ПРОГРАММЫ ОТДЕЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ, ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ……………………………………………...………………….39

5.1.ПРОГРАММЫ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ…………………………………..41

5.1.1. Русский язык…………………………………………………………………41

5.1.2.Литературное чтение…………………………………………………... 55

5.1.3. Иностранный язык…………………………………………………………66

5.1.4. Математика………………………………………………………………...70

5.1.5. Окружающий мир………………………………………………………….80

5.1.6. Изобразительное чтение…………………………………………………91

5.1.7. Музыка………………………………………………………………………101

5.1.8. Технология………………………………………………………………….118

5.1.9. Физическая культура…………………………………………………….124

5.1.10. Риторика………………………………………………………………….137

5.1.11. Ритмика…………………………………………………………………..151

5.2.ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ….……………151

5.2.1. Программа кружка «Начальное техническое моделирование»…………………………………………………………………. 169

5.2.2. Программа кружка «Умелые руки»………………………… 176

5.2.3. Программа кружка «Традиции и обряды моего народа»... 181

5.2.4. Программа кружка «Почемучка»……………………………...187

5.2.5. Программа кружка «Азбука вежливости»…………………..190

5.2.6. Программа кружка «Разноцветная палитра»……………...193

5.2.7. Программа кружка «Росинка»……………………………… ..199

5.2.8. Программа кружка «Расти здоровым»……………………..201

5.2.9. Программа кружка «Народные игры»……………………….205

5.2.10. Программа кружка «Шахматы»……………………………207

5.3. ДИАГНОСТИКА НРАВСТВЕННОЙ ВОСПИТАННОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ…………………………...208

6. ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА СТУПЕНИ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ……………………………………………214

7. ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ……………………………………270

8. СИСТЕМА ОЦЕНКИ ДОСТИЖЕНИЯ ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ……………………………………………………………276

9.ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПОНЯТИЯ И ОБОЗНАЧЕНИЯ ……………….284

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Актуальность программы.

Главной отличительной чертой современного мира являются высокие темпы обновления научных знаний, технологий и технических систем, применяемых не только на производстве, но и в быту, сфере досуга человека. Поэтому впервые в истории образования необходимо учить личность, начиная со ступени начального общего образования, постоянно самостоятельно обновлять те знания и навыки, которые обеспечивают успешную учебную и внеучебную деятельность, формировать готовность осваивать требования основного и полного среднего образования, совершать в будущем обоснованный выбор своего жизненного пути и соответствующей способностям, общественным потребностям профессии. Школа становится учреждением, формирующим с первого класса навыки самообразования и самовоспитания.

Необходимость разработки образовательной программы начальной школы связана с внедрением федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, призванных обеспечивать развитие системы образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Сегодня происходит изменение парадигмы образования — от парадигмы знаний, умений и навыков к парадигме развития личности учащегося. Главной целью образования становится не передача знаний и социального опыта, а развитие личности ученика.

Начальное образование выступает важнейшим средством самореализации и самоутверждения ребёнка как субъекта, уже способного определить цель, смысл и ценность требований современной культуры к учебной, семейно-бытовой, досуговой деятельности человека. Формируемые на данной ступени навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.

1.2. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Образовательная программа начальной школы направлена на удовлетворение потребностей:

• учащихся — в программах обучения, стимулирующих развитие познавательных и творческих возможностей личности;

• общества и государства — в реализации программ развития личности, направленных на формирование способностей к продуктивной творческой деятельности в сфере науки, культуры, общественных отношений.

Образовательная программа начального общего образования МОУ гимназии № 1 создана с учётом особенностей и традиций учреждения, предоставляющих большие возможности учащимся в раскрытии интеллектуальных и творческих возможностей личности различной направленности. Специфика контингента учащихся определяется тем, что большинство будущих первоклассников посещают подготовительные курсы при МОУ гимназии № 1 и имеют начальный уровень сформированности УУД: адекватную мотивацию учебной деятельности; предпосылки успешного овладения чтением и письмом; понимают условные изображения в любых учебных предметах; владеют умениями решать математические, лингвистические и другие задачи; произвольно регулировать своё поведение и деятельность; организовывать и выполнять учебную деятельность в сотрудничестве с учителем; могут использовать эталоны обобщённых способов действий.

Специфика кадров МОУ гимназии № 1 определяется высоким уровнем профессионализма, большим инновационным потенциалом, ориентацией на успех в профессиональной деятельности, в развитии творческих способностей. Большинство педагогов прошли обучение по вопросам введения ФГОС и владеют современными образовательными технологиями. Педагоги имеют успешный опыт разработки и внедрения инновационных проектов и программ, умеют осуществлять мониторинг экспериментальной деятельности и рефлексивный анализ её хода и результатов.

Портрет выпускника начальной школы.

Анализ результатов анкетирования учащихся, родителей и учителей выявил важнейшие черты выпускника гимназии: нравственно и социально значимые качества (уважение к родной стране, своему народу, его истории, осознание своих обязанностей перед обществом, другими людьми, самим собой); любознательность, активность в познании мира; готовность действовать самостоятельно и отвечать за свои поступки, высокий уровень овладения учебными навыками и действиями. Образ выпускника — доброжелательный и коммуникабельный; осознанно выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни; готовый обучаться в средней школе.

Цель программы.

Создание условий для формирования у учащихся базовых навыков самообразования, самоорганизации, самоопределения, самовоспитания, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности учащихся через освоение фундаментальных основ начального образования.

1.5. Задачи программы:

1. Создавать условия для формирования внутренней позиции школьника и адекватной мотивации учебной деятельности.

2. Обеспечивать условия для сохранения и укрепления здоровья учащихся.

3. Развивать коммуникативные качества личности школьника.

4. Способствовать совершенствованию регулятивных и познавательных учебных действий обучающихся.

5. Продолжать создание в ОУ развивающей предметной среды.

6. Вводить в педагогический процесс разные виды детского творчества (самодеятельные игры, техническое и художественное моделирование, экспериментирование, словесное творчество, проектная деятельность).

7. Приобщать детей к краеведческим знаниям и национальной художественной культуре.

1.6. Основные принципы построения программы: основные принципы дидактики; гуманизация и культуросообразность; целостность и вариативность; индивидуализация и дифференциация; преемственность; системность; открытость; творческая активность личности.

1.7. Сокращения, используемые в предлагаемой программе: НОО — начальное общее образование; ОУ — образовательное учреждение; ООП — основная образовательная программа; ОПНШ — образовательная программа начальной школы; ФГОС — федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения; БУП — базисный учебный план; УМС — учебно-методическая система.

Наши рекомендации