Программа смены «ЛЕТНЯЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА» палаточного лагеря

включает в себя три части:

1. образовательная (программа теоретических знаний, исследовательская деятельность);

2. экскурсионно-практическая;

3. социально-педагогическая (организация досуговой деятельности).

Программа теоретических знаний построена на учебно-исследовательской работе, главная идея которой показать взаимосвязь всего живого и неживого в природе. Программа направлена на создание «Экологической и географической карты лагеря и окрестностей».

Программа включает теоретические занятия:

- знакомство с лекарственными растениями, произрастающими на территории, окружающей лагерь;

- природные памятники Национального парка «Русский Север» Кирилловского района;

- систематика цветковых растений;

- исторические памятники Кирилловского района.

Проведение нескольких научно-практических мастер – классов:

1. Как организовать научные исследования?

2. Как провести экологическую акцию?

3. Как наладить выпуск своей эколого-просветительской газеты?

4. Как предотвращать и тушить пожары?

5. Как «жить» в полевых условиях?

Проведение беседы по охране природы:

1. Закон об охране природы.

2. Правила поведения в лесу.

3. Лекарственные растения.

4. Природа – наш общий дом и т.д.

Ухудшение экологической обстановки, необходимость охраны окружающей среды, рационального природопользования выдвинули в разряд первоочередных проблем формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически компетентного поведения.

Образовательная программа

Экологическая ответственность каждого должна проявляться в активной созидательной деятельности по изучению экологического состояния и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую среду и здоровье человека.

Обработка материалов исследования.

Наиболее эффективным осуществлением поставленных задач является исследовательская деятельность экологического характера, под которой понимается процесс целенаправленного, активного приобретения обучающимися знаний о природных компонентах, взаимодействиях между ними и деятельностью человека; формирование умений и навыков экологически целесообразной деятельности, развития экологического мышления и воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.

Программа организации экологических исследований является важным звеном образовательной программы лагеря, так как ориентация ее носит образовательный характер. Обучающиеся выполняют исследовательские проекты, самостоятельно изучая объекты живой природы и используя для этого знания, приобретенные на экскурсионно-практических занятиях. Для организации работы участников лагеря по выполнению исследовательских проектов воспитатель использует исследовательские и организационно-инструктивные карточки.

Программа организации экологических исследований предполагает следующие виды работ:

- исследование природных объектов во время экскурсий;

- поиск редких видов растений и кустарников, произрастающих на территории природного парка;

- изучение взаимосвязей организмов и среды;

- изучение санитарного состояния древесно-кустарниковой растительности;

- изучение санитарного состояния Бородавского озера и реки Бородавки и т.д.

Исследование можно считать завершенным после публичного или индивидуального обсуждения. С этой целью в программе лагеря предусмотрена работа миниконференций в конце каждого дня, в работе которых принимают участие все работающие микрогруппы.

Осуществляя работу миниконференций, педагог-воспитатель проявляет умение пробуждать в участниках лагеря исследовательский интерес, однако ни в коем случае не оказывает давление на них, вовлекая их в ту или иную деятельность. Участники лагеря вольны заниматься какой-либо деятельностью в течение целого дня или даже нескольких дней.

Работа миниконференций основана на том, что с помощью обсуждений и подведения итогов исследовательской (экологической) работы участников лагеря способны определять значимое направление.При этом участник лагеря приобретает необходимые знания и навыки, благодаря которым может успешно исследовать, наблюдать, описывать, организовывать приобретаемый опыт.

Иными словами, данный вид деятельности создает атмосферу, которая способствует проявлению и развитию детей и подростков, что отвечает индивидуальным их потребностям.

На этом совете каждая микрогруппа рассказывает о своей работе, знакомит с наиболее интересными моментами пройденного дня. Таким образом, каждый участник в курсе всех исследований в лагере.

Наши рекомендации