Программа смены «ЛЕТНЯЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА» палаточного лагеря
включает в себя три части:
1. образовательная (программа теоретических знаний, исследовательская деятельность);
2. экскурсионно-практическая;
3. социально-педагогическая (организация досуговой деятельности).
Программа теоретических знаний построена на учебно-исследовательской работе, главная идея которой показать взаимосвязь всего живого и неживого в природе. Программа направлена на создание «Экологической и географической карты лагеря и окрестностей».
Программа включает теоретические занятия:
- знакомство с лекарственными растениями, произрастающими на территории, окружающей лагерь;
- природные памятники Национального парка «Русский Север» Кирилловского района;
- систематика цветковых растений;
- исторические памятники Кирилловского района.
Проведение нескольких научно-практических мастер – классов:
1. Как организовать научные исследования?
2. Как провести экологическую акцию?
3. Как наладить выпуск своей эколого-просветительской газеты?
4. Как предотвращать и тушить пожары?
5. Как «жить» в полевых условиях?
Проведение беседы по охране природы:
1. Закон об охране природы.
2. Правила поведения в лесу.
3. Лекарственные растения.
4. Природа – наш общий дом и т.д.
Ухудшение экологической обстановки, необходимость охраны окружающей среды, рационального природопользования выдвинули в разряд первоочередных проблем формирование ответственного отношения обучающихся к окружающей среде и здоровью человека на основе воспитания экологического сознания и экологически компетентного поведения.
Образовательная программа
Экологическая ответственность каждого должна проявляться в активной созидательной деятельности по изучению экологического состояния и охране окружающей среды, пропаганде идей оптимизации взаимодействия общества и природы, предупреждению негативных последствий влияния на окружающую среду и здоровье человека.
Обработка материалов исследования.
Наиболее эффективным осуществлением поставленных задач является исследовательская деятельность экологического характера, под которой понимается процесс целенаправленного, активного приобретения обучающимися знаний о природных компонентах, взаимодействиях между ними и деятельностью человека; формирование умений и навыков экологически целесообразной деятельности, развития экологического мышления и воспитания эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру.
Программа организации экологических исследований является важным звеном образовательной программы лагеря, так как ориентация ее носит образовательный характер. Обучающиеся выполняют исследовательские проекты, самостоятельно изучая объекты живой природы и используя для этого знания, приобретенные на экскурсионно-практических занятиях. Для организации работы участников лагеря по выполнению исследовательских проектов воспитатель использует исследовательские и организационно-инструктивные карточки.
Программа организации экологических исследований предполагает следующие виды работ:
- исследование природных объектов во время экскурсий;
- поиск редких видов растений и кустарников, произрастающих на территории природного парка;
- изучение взаимосвязей организмов и среды;
- изучение санитарного состояния древесно-кустарниковой растительности;
- изучение санитарного состояния Бородавского озера и реки Бородавки и т.д.
Исследование можно считать завершенным после публичного или индивидуального обсуждения. С этой целью в программе лагеря предусмотрена работа миниконференций в конце каждого дня, в работе которых принимают участие все работающие микрогруппы.
Осуществляя работу миниконференций, педагог-воспитатель проявляет умение пробуждать в участниках лагеря исследовательский интерес, однако ни в коем случае не оказывает давление на них, вовлекая их в ту или иную деятельность. Участники лагеря вольны заниматься какой-либо деятельностью в течение целого дня или даже нескольких дней.
Работа миниконференций основана на том, что с помощью обсуждений и подведения итогов исследовательской (экологической) работы участников лагеря способны определять значимое направление.При этом участник лагеря приобретает необходимые знания и навыки, благодаря которым может успешно исследовать, наблюдать, описывать, организовывать приобретаемый опыт.
Иными словами, данный вид деятельности создает атмосферу, которая способствует проявлению и развитию детей и подростков, что отвечает индивидуальным их потребностям.
На этом совете каждая микрогруппа рассказывает о своей работе, знакомит с наиболее интересными моментами пройденного дня. Таким образом, каждый участник в курсе всех исследований в лагере.