Информационно-методическая часть

ПРАКТИКА

Учебная программа

второй ступени высшего образования (магистратура)

для специальностей,

формирующих знания, умения и навыки научно-педагогической
и научно-исследовательской работы

2012 г.

СОСТАВИТЕЛИ:

И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики;

Е.Н. Артемёнок, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики.

РЕЦЕНЗЕНТЫ:

Пионова Р.С. доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики высшей школы УО «Минский государственный лингвистический университет»,

Козинец Л.А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики БГПУ.

РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:

кафедрой педагогики

 
 
протокол №11 от 21.06.2012 г. (дата, номер протокола) Заведующий кафедрой __________ И.И. Цыркун (подпись) (И.О. Фамилия)

научно-методической комиссией кафедры педагогики БГПУ

 
 
протокол №11 от 21.06.2012 г. (дата, номер протокола)   Председатель ______________ Е.Н. Артеменок (подпись) (И.О. Фамилия)

Ответственный за редакцию: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики БГПУ..

Ответственный за выпуск: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики БГПУ..

Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует..

Методист учебно-методического
управления БГПУ

_________________ С.В. Пантелей .

Пояснительная записка

«Практика» ориентирована на формирование у магистрантов практических умений и навыков эффективной педагогической деятельности в учреждениях образования разного типа.

Научные знания о педагогической практике рассматриваются в дисциплинах «Педагогика высшей школы», «Методика и техника научного исследования», которые читаются магистрантам всех специальностей.

Для магистрантов педагогической направленности читаются также дисциплины по выбору, где обсуждаются проблемы преобразования педагогической деятельности – «Педагогическая инноватика», «Педагогическая диагностика», «Психология образования» и др. Во время педагогической практики магистрантов особое внимание уделяется рефлексии, поиску ответов на следующие вопросы: «Какие модели научного познания отражены в учебном процессе?», «Каковы источники научного обоснования педагогического процесса?», «В чем сущность активных методов и форм обучения?», «Как организовать рациональную самостоятельную работу студентов?» и др.

Образовательная программа высшего образования второй ступени предусматривает организацию практики по специальности в учреждениях высшего образования. Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение научно-педагогической, учебно-методической и организационно-управленческой деятельностью путем самостоятельного проведения учебных занятий, участия в разработке учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса и применения современных образовательных технологий.

Цель практики – формирование знаний, умений и навыков опыта практической педагогической деятельности в учреждениях высшего образования.

Практика решает ряд задач:

– ознакомление магистрантов с системой учебно-воспитательной работы учреждения образования, которое является базой педагогической практики;

– изучение и анализ опыт работы педагогов в учреждении образования;

– формирование методологических знаний и исследовательских умений, обеспечивающих решение задач научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической и учебно-методической деятельности;

– развитие способностей к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической и учебно-методической деятельности;

– формирование опыта проведения учебных занятий традиционного и инновационного типа.

Практика включает три компонента: пропедевтика, проведение занятий в логике классической педагогической модели и проведение занятий в логике инновационной педагогической модели. Выбор темы занятия обусловлен специальностью базового образования и (или) специальностью, связанной с темой магистерской работы.

В ходе «Практики» магистрантам предлагаются специально-организованные виды педагогической деятельности, в результате чего необходимо выполнить следующие задания:

1. Посещение лекционного занятия у преподавателей, участие в обсуждении;

2. Посещение практического занятия у преподавателей, участие в обсуждении;

3. Проведение лекционного занятия в логике классической модели;

4. Проведение теоретического занятия в логике инновационной модели;

5. Проведение семинарского, практического или лабораторного занятия. в логике классической модели;

6. Проведение семинарского, практического или лабораторного занятия в логике инновационной модели.

«Практика» обеспечивает практическую подготовку магистрантов по специальностям, формирующим знания, умения и навыки научно-педагоги- ческой и научно-исследовательской работы.

Общее количество часов, отводимое на педагогическую практику – 108. Для магистрантов заочной формы получения высшего образования практика может быть сокращена по усмотрению выпускающей кафедры. Продолжительность практики составляет 2 недели.

Методическую помощь, непосредственное руководство и контроль за работой магистрантов осуществляет научный руководитель. Магистранты обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учреждения образования. В конце практики научный руководитель (администрация учреждения образования) проводит консультацию с практикантами, анализирует их работу, подводит итоги педагогической практики, составляет отзыв на каждого магистранта, оценивает его работу.

В соответствии с требованиями образовательных стандартов второй ступени высшего образования по специальностям, формирующим знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы, магистрант должен знать:

– методы и методики изучения массового и передового, новаторского и исследовательского педагогического опыта;

– методы и методики диагностики учебных и воспитательных результатов посредством использования современных технологий;

– методы и технологии педагогического анализа и планирования образовательных процессов различного уровня;

– особенности учебно-программной документации, учебно-методических материалов, образовательных технологий и образовательной среды;

– требования к проектированию и организации семинарского, практического и лабораторного занятия в логике классической модели;

– требования к проектированию и организации семинарского, практического и лабораторного занятия в логике инновационной модели.

Магистрант должен уметь:

– осуществлять педагогическое исследование;

– анализировать и представлять результаты педагогического исследования с учетом мировоззренческого, философского, исторического, психологического аспектов; разрабатывать рекомендации по использованию научных исследований;

– осуществлять процедуры: педагогического анализа образовательных процессов, планирования образовательных процессов различного уровня, мониторинг образовательного процесса,

– оценивать образовательные программы, проекты, технологии на их соответствие возрастным, учебным возможностям обучающихся и современным достижениям педагогической науки и практики;

– организовать педагогический процесс в учреждениях образования различного типа;

– проводить лекции, семинарские, практические или лабораторные занятия в логике классической модели;

– проводить лекции, семинарские, практические или лабораторные занятия в логике инновационной модели.

По результатам педагогической практики каждый магистрант оформляет отчет и прилагает планы-конспекты проведенных занятий. Итоговая конференция проводится на кафедре совместно для всех практикантов.

При положительных результатах практики магистранту выставляется зачет.

Содержание практики

На установочной конференции:

Определяются цель, задачи и содержание педагогической практики.

Итоговая документация по практике.

Критерии оценки работы магистрантов-практикантов.

Техника безопасности в ходе практики.

В период прохождения практики магистрант-практикант посещает лекционные и практические занятия у преподавателей на базе педагогической практики.

За период практики магистранту необходимо провести два лекционных занятия (4 часа) и пять практических (10 часов). За проводимые занятия магистранту выставляются отметки.

Выбор темы занятия обусловлен специальностью базового образования и (или) специальностью, связанной с темой магистерской работы.

№ п/п Наименование вида деятельности Количество часов
1. Посещение лекционного занятия у преподавателей, участие в обсуждении 6-10
2. Посещение практического занятия у преподавателей, участие в обсуждении 6-10
3. Проведение лекционного занятия в логике классической модели
4. Проведение лекционного занятия в логике инновационной модели
5. Проведение семинарского, практического и лабораторного занятия в логике классической модели
6. Проведение семинарского, практического и лабораторного занятия в логике инновационной модели

Информационно-методическая часть

Требования к проектированию учебных занятий

При осуществлении учебного занятия воспользуйтесь следующим предписанием:

1. Определите доминирующие учебные возможности студентов.

2. Оцените свое профессиональное мастерство.

3. Уясните требования, предъявляемые к результатам обучения.

4. Определите приоритетную педагогическую стратегию.

5. Осуществите оптимальный выбор методов, форм, методических приемов и средств обучения.

6. Осуществите планирование учебного занятия.

7. Проведите занятие, организуйте его рефлексию.

8. Определите возникшие затруднения.

9. Внесите коррективы и сделайте выводы.

Требования к плану учебного занятия

Каждое учебное занятие планируется магистрантом. Планы являются документами, необходимыми для фиксации выполнения педагогической практики. Они хранятся на кафедре.

План включает:

1. Тема учебного занятия.

2. Цель и задачи учебного занятия.

3. Оптимальные методы, формы и средства, применяемые на занятии.

4. Текст содержания, рассматриваемого на занятии.

5. Электронные презентации, примеры и другой вспомогательный материал.

Требования к оценке результатов практики

Оценке подлежат следующие обобщенные умения магистранта:

1. Умение определять исходный уровень учебных возможностей учащихся (студентов).

2. Умение формулировки цели и задач учебного занятия.

3. Умение проектировать учебное занятие (лекцию, семинарское, практическое и лабораторное).

4. Умение проводить учебное занятие (традиционная и инновационная модели).

5. Умение аргументировать оптимальный выбор методов, форм и средств обучения.

6. Умение логично и стройно излагать материал с опорой на научный метод.

7. Умение использовать средства наглядности.

8. Умение активизировать познавательную деятельность студентов.

9. Умение адаптировать содержание применительно к различным категориям студентов.

10. Умение осуществлять оценочно-контрольную деятельность.

11. Умение анализировать педагогический процесс и педагогическую деятельность.

Подведение итогов практики

Проверка отчетной документации магистранта и выставление зачета проводится за несколько дней до итоговой конференции. Руководитель педагогической практики осуществляет ее оценку в форме краткой письменной экспертизы.

Итоговая конференция проводится на кафедре совместно для всех практикантов.

По результатам «Практики» выставляется зачет. Зачет выставляется при условии выполнения всех заданий и своевременного предоставлении отчетной документации магистрантом-практикантом.

Документация магистранта-практиканта

По результатам педагогической практики каждый магистрант оформляет:

1. Отчет о проделанной работе (Приложение 1);

2. План-конспект проведенного занятия по традиционной модели;

3. План-конспект проведенного занятия по инновационной модели;

4. Отзыв руководителя практики о результатах подготовки и проведения учебных занятий (Приложение 2);

5. Направление на прохождение научно-педагогической практики (при необходимости) (Приложение 3).

6. Дневник педагогической практики (Приложение 4).

Основная литература

1. Артемёнок, Е.Н. Формирование диагностической компетентности у студентов: пропедевтика, школа, созидание: учеб.-метод. пособ. / Е.Н. Артемёнок. − Минск: БГПУ, 2005. – 176 с.

2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.

3. Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: учеб.- метод. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]. - Минск, 2008.

  1. Педагогическая практика: концептуальные подходы, программа и методические рекомендации. – Мн., 1999.

5. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы. – Мн., 2002.

6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001.

7. Цыркун И.И. Методическая инноватика. – Мн, 1996.

8. Цыркун И.И. Система специальной инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн., 2000.

9. Цыркун И.И., Пунчик В.Н. Теоретико-методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся и студентов // Адукацыя і Выхаванне. -№ 1. – 2002. – с. 31-41.

10. Цыркун, И. И, Пунчик В. И. Интеллектуальное саморазвитие будущего педагога: дидактический аспект: монография. – Минск: БГПУ, 2008. -254 с.

11. Цыркун, И. И., Карпович, Е. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособ. - Минск: БГПУ, 2006.-311 с.

12. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн.: Тэхналогiя, 2000. - 326 с.

Дополнительная литература

13. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы с молодёжью: Организация и методика проведения. – Мн., 1994.

14. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: уч. пособ. – М, 2002. – 348 с.

15. Водзинский, Д.И. Педагогика высшей школы. – Мн., 2000.

16. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы: практ. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2007. – 235 с.

17. Цыркун И.И., Тимохновец, Е.А. Педагогическая практика в школе: организация, проектирование эффективного обучения: метод. пособ. .- Мн.: БГПУ им.М.Танка, 1998. – 92 с.

18. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. –7-е изд. / В.А. Ядов. – М.: Добровест, 2003. – 596 с.

Наши рекомендации