Информационно-методическая часть
ПРАКТИКА
Учебная программа
второй ступени высшего образования (магистратура)
для специальностей,
формирующих знания, умения и навыки научно-педагогической
и научно-исследовательской работы
2012 г.
СОСТАВИТЕЛИ:
И.И. Цыркун, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики;
Е.Н. Артемёнок, кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики.
РЕЦЕНЗЕНТЫ:
Пионова Р.С. доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогики и методики высшей школы УО «Минский государственный лингвистический университет»,
Козинец Л.А., кандидат педагогических наук, доцент, доцент кафедры педагогики БГПУ.
РЕКОМЕНДОВАНА К УТВЕРЖДЕНИЮ:
кафедрой педагогики
|
научно-методической комиссией кафедры педагогики БГПУ
|
Ответственный за редакцию: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики БГПУ..
Ответственный за выпуск: Е.Н. Артеменок, канд. пед. наук,
доцент кафедры педагогики БГПУ..
Оформление учебной программы и сопровождающих ее материалов действующим требованиям Министерства образования Республики Беларусь соответствует..
Методист учебно-методического
управления БГПУ
_________________ С.В. Пантелей .
Пояснительная записка
«Практика» ориентирована на формирование у магистрантов практических умений и навыков эффективной педагогической деятельности в учреждениях образования разного типа.
Научные знания о педагогической практике рассматриваются в дисциплинах «Педагогика высшей школы», «Методика и техника научного исследования», которые читаются магистрантам всех специальностей.
Для магистрантов педагогической направленности читаются также дисциплины по выбору, где обсуждаются проблемы преобразования педагогической деятельности – «Педагогическая инноватика», «Педагогическая диагностика», «Психология образования» и др. Во время педагогической практики магистрантов особое внимание уделяется рефлексии, поиску ответов на следующие вопросы: «Какие модели научного познания отражены в учебном процессе?», «Каковы источники научного обоснования педагогического процесса?», «В чем сущность активных методов и форм обучения?», «Как организовать рациональную самостоятельную работу студентов?» и др.
Образовательная программа высшего образования второй ступени предусматривает организацию практики по специальности в учреждениях высшего образования. Практика направлена на закрепление знаний и умений, полученных в процессе теоретического обучения в магистратуре, овладение научно-педагогической, учебно-методической и организационно-управленческой деятельностью путем самостоятельного проведения учебных занятий, участия в разработке учебно-методического и информационного обеспечения образовательного процесса и применения современных образовательных технологий.
Цель практики – формирование знаний, умений и навыков опыта практической педагогической деятельности в учреждениях высшего образования.
Практика решает ряд задач:
– ознакомление магистрантов с системой учебно-воспитательной работы учреждения образования, которое является базой педагогической практики;
– изучение и анализ опыт работы педагогов в учреждении образования;
– формирование методологических знаний и исследовательских умений, обеспечивающих решение задач научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической и учебно-методической деятельности;
– развитие способностей к самостоятельной научно-исследовательской, научно-педагогической, инновационно-педагогической и учебно-методической деятельности;
– формирование опыта проведения учебных занятий традиционного и инновационного типа.
Практика включает три компонента: пропедевтика, проведение занятий в логике классической педагогической модели и проведение занятий в логике инновационной педагогической модели. Выбор темы занятия обусловлен специальностью базового образования и (или) специальностью, связанной с темой магистерской работы.
В ходе «Практики» магистрантам предлагаются специально-организованные виды педагогической деятельности, в результате чего необходимо выполнить следующие задания:
1. Посещение лекционного занятия у преподавателей, участие в обсуждении;
2. Посещение практического занятия у преподавателей, участие в обсуждении;
3. Проведение лекционного занятия в логике классической модели;
4. Проведение теоретического занятия в логике инновационной модели;
5. Проведение семинарского, практического или лабораторного занятия. в логике классической модели;
6. Проведение семинарского, практического или лабораторного занятия в логике инновационной модели.
«Практика» обеспечивает практическую подготовку магистрантов по специальностям, формирующим знания, умения и навыки научно-педагоги- ческой и научно-исследовательской работы.
Общее количество часов, отводимое на педагогическую практику – 108. Для магистрантов заочной формы получения высшего образования практика может быть сокращена по усмотрению выпускающей кафедры. Продолжительность практики составляет 2 недели.
Методическую помощь, непосредственное руководство и контроль за работой магистрантов осуществляет научный руководитель. Магистранты обязаны выполнять правила внутреннего распорядка учреждения образования. В конце практики научный руководитель (администрация учреждения образования) проводит консультацию с практикантами, анализирует их работу, подводит итоги педагогической практики, составляет отзыв на каждого магистранта, оценивает его работу.
В соответствии с требованиями образовательных стандартов второй ступени высшего образования по специальностям, формирующим знания, умения и навыки научно-педагогической и научно-исследовательской работы, магистрант должен знать:
– методы и методики изучения массового и передового, новаторского и исследовательского педагогического опыта;
– методы и методики диагностики учебных и воспитательных результатов посредством использования современных технологий;
– методы и технологии педагогического анализа и планирования образовательных процессов различного уровня;
– особенности учебно-программной документации, учебно-методических материалов, образовательных технологий и образовательной среды;
– требования к проектированию и организации семинарского, практического и лабораторного занятия в логике классической модели;
– требования к проектированию и организации семинарского, практического и лабораторного занятия в логике инновационной модели.
Магистрант должен уметь:
– осуществлять педагогическое исследование;
– анализировать и представлять результаты педагогического исследования с учетом мировоззренческого, философского, исторического, психологического аспектов; разрабатывать рекомендации по использованию научных исследований;
– осуществлять процедуры: педагогического анализа образовательных процессов, планирования образовательных процессов различного уровня, мониторинг образовательного процесса,
– оценивать образовательные программы, проекты, технологии на их соответствие возрастным, учебным возможностям обучающихся и современным достижениям педагогической науки и практики;
– организовать педагогический процесс в учреждениях образования различного типа;
– проводить лекции, семинарские, практические или лабораторные занятия в логике классической модели;
– проводить лекции, семинарские, практические или лабораторные занятия в логике инновационной модели.
По результатам педагогической практики каждый магистрант оформляет отчет и прилагает планы-конспекты проведенных занятий. Итоговая конференция проводится на кафедре совместно для всех практикантов.
При положительных результатах практики магистранту выставляется зачет.
Содержание практики
На установочной конференции:
Определяются цель, задачи и содержание педагогической практики.
Итоговая документация по практике.
Критерии оценки работы магистрантов-практикантов.
Техника безопасности в ходе практики.
В период прохождения практики магистрант-практикант посещает лекционные и практические занятия у преподавателей на базе педагогической практики.
За период практики магистранту необходимо провести два лекционных занятия (4 часа) и пять практических (10 часов). За проводимые занятия магистранту выставляются отметки.
Выбор темы занятия обусловлен специальностью базового образования и (или) специальностью, связанной с темой магистерской работы.
№ п/п | Наименование вида деятельности | Количество часов |
1. | Посещение лекционного занятия у преподавателей, участие в обсуждении | 6-10 |
2. | Посещение практического занятия у преподавателей, участие в обсуждении | 6-10 |
3. | Проведение лекционного занятия в логике классической модели | |
4. | Проведение лекционного занятия в логике инновационной модели | |
5. | Проведение семинарского, практического и лабораторного занятия в логике классической модели | |
6. | Проведение семинарского, практического и лабораторного занятия в логике инновационной модели |
Информационно-методическая часть
Требования к проектированию учебных занятий
При осуществлении учебного занятия воспользуйтесь следующим предписанием:
1. Определите доминирующие учебные возможности студентов.
2. Оцените свое профессиональное мастерство.
3. Уясните требования, предъявляемые к результатам обучения.
4. Определите приоритетную педагогическую стратегию.
5. Осуществите оптимальный выбор методов, форм, методических приемов и средств обучения.
6. Осуществите планирование учебного занятия.
7. Проведите занятие, организуйте его рефлексию.
8. Определите возникшие затруднения.
9. Внесите коррективы и сделайте выводы.
Требования к плану учебного занятия
Каждое учебное занятие планируется магистрантом. Планы являются документами, необходимыми для фиксации выполнения педагогической практики. Они хранятся на кафедре.
План включает:
1. Тема учебного занятия.
2. Цель и задачи учебного занятия.
3. Оптимальные методы, формы и средства, применяемые на занятии.
4. Текст содержания, рассматриваемого на занятии.
5. Электронные презентации, примеры и другой вспомогательный материал.
Требования к оценке результатов практики
Оценке подлежат следующие обобщенные умения магистранта:
1. Умение определять исходный уровень учебных возможностей учащихся (студентов).
2. Умение формулировки цели и задач учебного занятия.
3. Умение проектировать учебное занятие (лекцию, семинарское, практическое и лабораторное).
4. Умение проводить учебное занятие (традиционная и инновационная модели).
5. Умение аргументировать оптимальный выбор методов, форм и средств обучения.
6. Умение логично и стройно излагать материал с опорой на научный метод.
7. Умение использовать средства наглядности.
8. Умение активизировать познавательную деятельность студентов.
9. Умение адаптировать содержание применительно к различным категориям студентов.
10. Умение осуществлять оценочно-контрольную деятельность.
11. Умение анализировать педагогический процесс и педагогическую деятельность.
Подведение итогов практики
Проверка отчетной документации магистранта и выставление зачета проводится за несколько дней до итоговой конференции. Руководитель педагогической практики осуществляет ее оценку в форме краткой письменной экспертизы.
Итоговая конференция проводится на кафедре совместно для всех практикантов.
По результатам «Практики» выставляется зачет. Зачет выставляется при условии выполнения всех заданий и своевременного предоставлении отчетной документации магистрантом-практикантом.
Документация магистранта-практиканта
По результатам педагогической практики каждый магистрант оформляет:
1. Отчет о проделанной работе (Приложение 1);
2. План-конспект проведенного занятия по традиционной модели;
3. План-конспект проведенного занятия по инновационной модели;
4. Отзыв руководителя практики о результатах подготовки и проведения учебных занятий (Приложение 2);
5. Направление на прохождение научно-педагогической практики (при необходимости) (Приложение 3).
6. Дневник педагогической практики (Приложение 4).
Основная литература
1. Артемёнок, Е.Н. Формирование диагностической компетентности у студентов: пропедевтика, школа, созидание: учеб.-метод. пособ. / Е.Н. Артемёнок. − Минск: БГПУ, 2005. – 176 с.
2. Архангельский, С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. – М., 1980.
3. Педагогическое образование в условиях трансформационных процессов: учеб.- метод. пособие / П. Д. Кухарчик [и др.]. - Минск, 2008.
- Педагогическая практика: концептуальные подходы, программа и методические рекомендации. – Мн., 1999.
5. Пионова, Р.С. Педагогика высшей школы. – Мн., 2002.
6. Смирнов, С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. – М., 2001.
7. Цыркун И.И. Методическая инноватика. – Мн, 1996.
8. Цыркун И.И. Система специальной инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн., 2000.
9. Цыркун И.И., Пунчик В.Н. Теоретико-методические аспекты организации самостоятельной работы учащихся и студентов // Адукацыя і Выхаванне. -№ 1. – 2002. – с. 31-41.
10. Цыркун, И. И, Пунчик В. И. Интеллектуальное саморазвитие будущего педагога: дидактический аспект: монография. – Минск: БГПУ, 2008. -254 с.
11. Цыркун, И. И., Карпович, Е. И. Инновационное образование педагога: на пути к профессиональному творчеству: пособ. - Минск: БГПУ, 2006.-311 с.
12. Цыркун, И.И. Система инновационной подготовки специалистов гуманитарной сферы. – Мн.: Тэхналогiя, 2000. - 326 с.
Дополнительная литература
13. Артёменко З.В., Завадская Ж.Е. Азбука форм воспитательной работы с молодёжью: Организация и методика проведения. – Мн., 1994.
14. Беспалько, В.П. Образование и обучение с участием компьютеров: уч. пособ. – М, 2002. – 348 с.
15. Водзинский, Д.И. Педагогика высшей школы. – Мн., 2000.
16. Педагогическое образование в Республике Беларусь: аналитические материалы: практ. пособие / П.Д. Кухарчик [и др.]; под общ. ред. И.И. Цыркуна. – Минск: БГПУ, 2007. – 235 с.
17. Цыркун И.И., Тимохновец, Е.А. Педагогическая практика в школе: организация, проектирование эффективного обучения: метод. пособ. .- Мн.: БГПУ им.М.Танка, 1998. – 92 с.
18. Ядов, В.А. Стратегия социологического исследования. Описание, объяснение, понимание социальной реальности. –7-е изд. / В.А. Ядов. – М.: Добровест, 2003. – 596 с.