Группа сверстников как фактор социализации

7.1. Роль сверстников в социальном формировании личности

Потребность в общении со сверстниками, которых не могут заменить родители, возникает у детей очень рано и с возрастом усиливается. Уже у дошкольников отсутствие общества сверстников отрицательно сказы­вается на развитии коммуникативных способностей и самосознания.

В старших группах детского сада между детьми существует довольно сложная система общения. Но в первом учебном полугодии в классе происходит своеоб­разное свертывание общения по сравнению со старшей группой детского сада, что объясняется появлением нового вида деятельности – учебной и переходом ре­бенка в новую социальную ситуацию. Эти обстоятель­ства требуют определенного периода адаптации ребен­ка, одним из аспектов которой является постепенное освоение новых социальных отношений в условиях но­вого коллектива. Ребенку необходимо понять и усвоить нормы нового для него вида общения – общения в про­цессе учебной деятельности, которые отличаются от норм общения, освоенных им в детском саду. Кроме того, происходит весьма существенное изменение состава окружающих его людей, что требует от ребенка опреде­ленных усилий для того, чтобы определить свое отноше­ние к этим людям и установить с ними контакты.

Контакты детей друг с другом возникают преиму­щественно по следующим причинам: предыдущий опыт общения; пространственная близость (место житель­ства, соседство в классе); совместная деятельность и игры. Младшие школьники вступают в общение тогда, когда для этого имеются конкретные предметно-прак­тические основания, которые обусловливают содержа­ние их общения, его длительность, интенсивность и устойчивость.

Особенности поведения подростков в коллективе проявляются в преобладании у них эмоциональной под­вижности над способностью к торможению; в чрезвычай­но сильной тяге к разнообразной деятельности; в прояв­лении выраженного разделения отношений на деловые и межличностные; в довольно частых конфликтах, имею­щих взрывной характер и закрытых от взрослых.

Подростковый тип общения, появляясь у отдельных ребят в III классе, характерен для учащихся IV–VI классов и сохраняется у части ребят, преимуществен­но мальчиков, в VII классе.

Эмоционально-смысловой доминантой общения подросткового типа является сам подросток как субъект деятельности. Это означает, что содержание и харак­тер общения подростков со всеми категориями партне­ров в различных сферах жизнедеятельности определя­ются решением проблем, связанных с собственным становлением подростка и его проявлением как субъек­та жизнедеятельности.

Общение подростков со сверстниками протекает, главным образом, в процессе совместной деятельнос­ти. Поведение же подростков по самой сути своей яв­ляется коллективно-групповым.

Во-первых, общение со сверстниками – очень важ­ный специфический канал информации; по нему подро­стки и юноши узнают многие необходимые вещи, кото­рых по тем или иным причинам им не сообщают взрослые. Например, подавляющую часть информации по вопро­сам пола подросток получает от сверстников, поэтому их отсутствие может задержать его психосексуальное раз­витие или придать ему нездоровый характер.

Во-вторых, это специфический вид межличностных отношений. Групповая игра и другие виды совместной деятельности вырабатывают необходимые навыки со­циального взаимодействия, умение подчиняться кол­лективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Вне общества сверстников, где взаимоотношения стро­ятся принципиально на равных началах и статус надо заслужить и уметь поддерживать, ребенок не может выработать необходимых взрослому коммуникативных качеств. Соревновательность групповых взаимоотно­шений, которой нет в отношениях с родителями, также служит ценной жизненной школой.

В-третьих, это специфический вид эмоционально­го контакта. Сознание групповой принадлежности, солидарности, товарищеской взаимопомощи не только облегчает подростку автономизацию от взрослых, но и дает ему чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия и устойчивости. Сумел ли он заслужить уважение и любовь равных, товарищей, имеет для са­моуважения подростка решающее значение.

Психология общения в подростковом и юношеском возрасте строится на основе противоречивого перепле­тения двух потребностей: обособления (приватизации) и аффилиации, т.е. потребности в принадлежности, включенности в какую-то группу или общность.

Обособление чаще всего проявляется в эмансипа­ции от контроля старших. Однако оно действует и в отношениях со сверстниками. Усиливается потребность не только в социальной, но и пространственной, терри­ториальной автономии, неприкосновенности своего личного пространства.

Вместе с тем, чувство одиночества и неприкаянно­сти, связанное с возрастными трудностями становле­ния личности, порождает у подростков неутолимую жажду общения и группирования со сверстниками, в обществе которых они находят или надеются найти то, в чем им отказывают взрослые: спонтанность, эмоцио­нальное тепло, спасение от скуки и признание соб­ственной значимости.

В процессе социализации личности группа сверст­ников выполняет следующие функции:

– приобщение к культуре данного общества, к превалирующим в нем нормам;

– научение половозрастному ролевому поведению (через предъявление образцов поведения, приличеству­ющего представителю каждого пола того или иного возраста и осуждение неодобряемого поведения);

– научение поведению, соответствующему этни­ческой, религиозной, региональной, социальной, про­фессиональной принадлежности членов группы;

– помощь членам в достижении автономии от об­щества, возрастных и социальных страт;

– создание условий своим членам для развития самосознания, самоопределения, а также для саморе­ализации и самоутверждения.

Эти функции реализуются по-разному и по степе­ни эффективности, и по содержательной направленно­сти в зависимости: от пола и возраста членов группы и их индивидуальных особенностей; профессионально­го состава группы; от направленности группы и других ее характеристик; от этнических, религиозных и социокультурных условий, в которых существует группа.

Группы сверстников можно классифицировать по нескольким автономным параметрам (И.С. Кон, А.В. Мудрик):

По юридическому статусуи месту в социальнойсистеме группы делятся на:

– официальные, т.е. признанные обществом, свя­занные с какими-то государственными или обществен­ными организациями; и неофициальные, существую­щие как бы сами по себе;

– организованные, созданные и руководимые взрослыми; и самодеятельные;

. – институционализированные, имеющие некото­рую организационную структуру и членство; и спон­танно-стихийные.

По социально-психологическому статусу они делят­ся на группы принадлежности, в которых индивид со­стоит реально, будь то школьный класс или дружеская компания; и референтные группы, к которым личность не принадлежит, но на которые мысленно ориентирует­ся и с мнением которых соотносит свое поведение и самооценку.

По численности они делятся на большие (болель­щики некоего спортобщества) и малые, в которых вза­имоотношения являются личными, «лицом к лицу».

Состав юношеских групп включает такие призна­ки, как возраст (в отличие от школьного класса, боль­шинство стихийно возникающих групп разновозраст­ные) , пол (группы младших подростков чаще однополые, в юношеском возрасте они постепенно становятся сме­шанными) и социальный состав (только школьники или кто-то еще).

По степени стабильности, длительности своего существования юношеские группы могут быть постоянными, временными, эфемерными, одноразовыми, случайными.

По социально-пространственной локализации они могут быть внутришкольными, внешкольными (функ­ционирующими в рамках какого-то социально-педаго­гического учреждения), дворовыми, уличными и т.д.

По своим целям и функциям они могут быть монофункциональными (например, фехтовальный клуб или клуб самодеятельной песни) или полифункциональными.

По типу лидерства они могут быть демократичес­кими или авторитарными.

По ценностной направленности они могут быть просоциальными (социально-положительными), асоци­альными (стоящими в стороне от главных социальных проблем) и антисоциальными.

Наши рекомендации