Официальные и неформальные объединения детей и подростков

К официальным объединениям относятся школь­ный класс, коллектив кружка или спортивной секции, существующие в ряде мест пионерские, скаутские орга­низации и т.д.

Школьный класс – важнейшая группа принадлеж­ности ребенка и подростка. Но ученический коллек­тив – явление двойственное. С одной стороны, это функция педагогических усилий взрослых, так как проектируется взрослыми и развивается под их пря­мыми и косвенными, непосредственными или опосре­дованными влияниями. С другой стороны, он – спон­танно развивающееся явление, так как дети нуждаются в общении и вступают в него отнюдь не только по установленным взрослыми рецептам.

Эта двойственность находит свое выражение в двойственной структуре коллектива: формальной, оп­ределяемой через заданную организационную струк­туру, систему делового общения, набор видов деятель­ности, и неформальной, складывающейся в процессе свободного общения детей.

Любой школьный класс дифференцируется на группы и подгруппы, причем по разным, несовпадаю­щим друг с другом признакам.

Во-первых, существует социальное расслоение, особенно заметное в больших городах и проявляюще­еся как в неравенстве материальных возможностей, так и в характере жизненных планов, уровне притязаний и способов их реализации. Иногда эти группы практи­чески не общаются друг с другом,

Во-вторых, складывается особая внутришкольная и внутриклассная иерархия, основанная на официаль­ном статусе учащихся, их учебной успеваемости или принадлежности к активу.

В-третьих, происходит дифференциация авторите­тов, статусов и престижа на основе неофициальных ценностей, принятых в самой ученической среде.

Подростковые клубы или объединения также можно отнести к формализованным группам. Они могут быть спортивными, научными, художественными и т.д. Их преимущество в том, что они, во-первых, добровольные, во-вторых, разновозрастные, в-третьих, руководимые, как правило, интересными взрослыми, энтузиастами. Како­ва бы ни была их официальная цель, главное для ребят – общение друг с другом, личность руководителя и теплая, человеческая атмосфера, которой им не хватает в школе.

Когда-то пионерские и комсомольские организации оказывали на детей и подростков большое воспитатель­ное воздействие, вовлекая их в различные виды обще­ственно полезной деятельности. Пионерские организа­ции существуют в ряде мест и сегодня, хотя содержание их деятельности претерпело некоторые изменения.

Стали распространяться в России скаутские орга­низации (английское слово «скаут» означает «развед­чик»). Скаутинг – интернациональная система воспи­тания молодежи, разработанная в конце прошлого века полковником английской армии Р. Баден-Пауэллом. В настоящее время это самое распространенное моло­дежное движение в мире.

Цель скаутинга – всестороннее гармоничное раз­витие человека, развитие физическое и духовное. Скау­ты учатся выживать в самых сложных условиях: ставить палатки, вязать узлы, ориентироваться на местности, ходить под парусом и многое другое.

Национальная организация Скаутского движения (НОСД) была зарегистрирована в 1993 г. и имеет фили­алы в 46 городах и областях России. В нее входят около 10 тыс. человек, т.е. на сегодняшний день это крупней­шая организация скаутов в России. НОСД работает в тесном сотрудничестве со скаутами как ближнего (Ук­раина, Армения), так и дальнего (Великобритания) за­рубежья, и число ее членов непрерывно растет. Основ­ную массу составляют подростки 10– 16 лет. Они ходят в походы, поют песни под гитару у костра, переправля­ются через горные реки. В последнее время ряды скаутов-девочек тоже неуклонно пополняются.

В феврале 1996 г. официально зарегистрирована в Министерстве юстиции России детско-молодежная общероссийская организация «Детские и молодежные социальные инициативы» (ДИМСИ), отделения кото­рой действуют в различных регионах страны и предо­ставляют детям и подросткам возможность участия в социально значимой деятельности: заботе о больных, инвалидах и бедных, благотворительных концертах для сверстников и пожилых: людей, работе в службах соци­альной защиты, благоустройстве города, поселка, дво­ра, охране природы и памятников культуры, проведе­нии игр и творческих занятий с детьми.

Вместе с тем растет количество неформальных или самодеятельных объединений. По своей сути они пред­ставляют собой один из путей воплощения подростко­во-юношеского стремления к расширению социальных связей, к самостоятельности, самоутверждению. Пере­стройка социально-экономических и политических от­ношений в обществе усиливает рост различных форм самодеятельной социальной активности, в том числе и неформальных объединений. Этот рост связан с рядом выявленных к настоящему времени причин и условий.

1. Наблюдается дефицит общественного внимания к подросткам и юношеству. Общество целиком довери­ло дело воспитания подрастающего поколения государ­ственным учреждениям. Такую же позицию заняли и родители, которые отдали своих детей в государствен­ные учебно-воспитательные учреждения и полностью отстранились от заботы об их личностном, социальном, профессиональном становлении. В результате возник отрыв взрослого сообщества отдела воспитания подрастающего поколения, дефицит внимания к молодежи.

2. Рост самодеятельных форм подростково-юношеской социальной активности связан с отсутствием организованного выхода молодых людей на реальные дела общества.

3. Развитие неформальных объединений обусловлено малым количеством и низкой культурой офици­ально действующих учреждений, предназначенных для организации свободного времени молодежи. Например, при наличии множества различных коллективов худо­жественной самодеятельности слабо развита собствен­но молодежная клубная жизнь – спортивная, игровая.

4. Рост самодеятельных групп обусловлен расшире­нием разнообразной, весьма противоречивой информа­ции, которая вводит подростков и юношество в широкий круг проблем и отношений, часто не находящих должно­го освещения в школе, где отсутствует система целенап­равленной просоциальной деятельности учащихся.

5. Рост самодеятельных групп связан с недостатка­ми в работе по идеологическому воздействию на моло­дежь. Так, при отсутствии понимания и устойчивого отношения к неформальным молодежным группам в среде широкой общественности, средства массовой информации не всегда корректно подают эту пробле­му, порой по сути рекламируя неформальные молодеж­ные объединения, что существенно воздействуетнаподростков и юношество.

6. Усиление роста различных форм самодеятель­ной социальной активности связано и с тем, что до сих пор в обществе не сложилось определенного отноше­ния к неформальным молодежным объединениям, диф­ференцированного отношения к социально полезным и социально вредным группам, что привело к отсут­ствию действенных административных мер против объединений, носящих антисоциальный характер.

7. Рост самодеятельных молодежных групп связан с особенностями психологического развития личности в подростковом и юношеском возрастах, когда актив­ное стремление растущих людей к признанию их роли и значения в обществе проявляется при отсутствии условий и возможностей в утверждении новой соци­альной позиции, что приводит к интенсификации ква­зипотребностей, квазиинтересов, находя отражение в тяге к стихийно-групповому общению, где сплочение достигается не общностью целей, а общим состоянием неприкаянности, скуки, пустоты.

8. Многие современные подростки переживают обы­денность, бессобытийность своей жизни. Не умея найти смысла учебе, общественной работе, подросток прихо­дит в неформальное молодежное объединение, которое вносит в его жизнь элемент опасности, трудности, при­ключения, что снимает негативные переживания.

9. Ориентация на сверстников, на нормы, приня­тые в их группах, часто приводит к конфликтным отно­шениям подростков с родителями и педагогами. Этот конфликт вызывает психологическое напряжение, ве­дет к тревожности и невротизму. А театрализованно-карнавальные формы поведения, принятые в нефор­мальных молодежных объединениях, символическая агрессия и символическое отторжение взрослых дают возможность подросткам эмоционально разрядиться и уменьшить психологическое напряжение, вызванное конфликтом со взрослыми.

Образование группировок обусловливается изби­рательной потребностью молодых людей в общении, их взаимодействии на основе одинакового отношения к различным явлениям жизни, в сходстве социальных установок и ценностных ориентации. Их объединение стимулируется и потребностью получения новой ин­формации, новых впечатлений. Все это в значительной мере компенсирует дефицит внимания и эмоциональ­ного комфорта, ощущаемых подростками и молодежью в результате формализации общественных отношений в семье, школе, профтехучилище, на производстве и т.д.

Анализ факторов, обусловливающих образование группировок, позволил казанским ученым (144) сделать вывод, что наиболее значимыми из них являются:

во-первых, фактор совместного проживания под­ростков и молодежи в определенном территориальном микрорайоне;

во-вторых, фактор «общности» взглядов и ценнос­тных ориентации подростков и молодежи;

в-третьих, фактор группового давления с целью вовлечения новичков;

в-четвертых, фактор необходимости «самооргани­зации» подростков и молодежи с целью «самозащиты» от влияния других самодеятельных объединений;

в-пятых, фактор искусственно разжигаемой враж­ды между молодыми людьми, проживающими в различ­ных микрорайонах города, преступной средой для из­влечения собственных выгод.

Самодеятельные, неформальные объединения в зависимости от направленности интересов можно раз­делить на три типа.

Первый тип объединений характеризуется позитив­ной направленностью, способствующей формированию положительной социальной активности молодых людей.

Группы экологической защиты являются составной частью общественного движения за сохранение окру­жающей среды. В их состав входят студенты, широкие слои интеллигенции, молодые рабочие. Помимо пропа­гандистской деятельности, в их активе – ряд акций по пресечению антигуманных действий государственных учреждений и отдельных должностных лиц, являющих­ся следствием административно-бюрократического стиля деятельности.

Группы охраны природы составляют в основном школьники и студенты. Они активно занимаются про­светительской и научно-исследовательской работой, оказывают помощь органам внутренних дел и инспек­циям по охране природы в борьбе с нарушителями.

В клубные объединения любительской песни вхо­дят студенты, молодые рабочие, техническая и научная интеллигенция. Песни Б. Окуджавы, Ю. Визбора, В. Вы­соцкого и др. приобрели «программное» значение. Регулярно проводятся песенные слеты, конкурсы, ши­рокомасштабные выступления, лейтмотивом которых является гражданственность.

Клубные объединения воинов-интернационалис­тов состоят из демобилизованных военнослужащих, участвовавших в оказании интернациональной помо­щи в республике Афганистан. Занимаются решением социальных и бытовых проблем бывших воинов, воен­но-патриотическим воспитанием подростков и юношей, оказывают помощь военкоматам в допризывной подго­товке молодых людей.

Группы «Система» («люди системы») включают представителей различных социальных слоев в воз­расте от 14 до 30 лет. Это школьники, студенты, твор­ческая научно-техническая интеллигенция, молодые рабочие. Декларируемые цели – самовыражение, са­мосовершенствование, духовное раскрепощение, объединение единомышленников. Членам группы свойственно стремление найти и объединить людей, которые оценят и поймут идею, манеру исполнительства произведений искусства, изжившие себя фор­мы времяпрепровождения и вредные привычки, т.е. все то, что отвечает разумным жизненным принци­пам, делает «систему» привлекательной для молоде­жи. В целом для взаимоотношений внутри «системы» характерна доброжелательность.

«Брейкеры» – поклонники брейк-данса, танца с элементами акробатики, спортивной гимнастики. Состав «брейкеров»: школьники, учащиеся профессионально-технических лицеев и коллеждей, студенты, молодые рабочие в возрасте от 14 до 25 лет. Внешний облик по­клонников отличается по исполняемым элементам, «вер­хний брейк» (стили «робот», «резиновый человек») и «нижний брейк» («кирпич»). Брейкеры активно участву­ют в различных конкурсах, фестивалях, концертах.

Клубы атлетической гимнастики объединяют школьников, учащихся профтехучилищ, студентов, мо­лодых рабочих, представителей интеллигенции в воз­расте от 14 до 30 лет. Целями их являются физическое и нравственное совершенствование, пропаганда здо­рового образа жизни. Клубы часто организуют смот­ры-конкурсы, соревнования.

Второй тип объединений характеризуется тем, что имеет в основном чрезмерно развлекательную направ­ленность, ориентирован на получение только удоволь­ствий, праздное времяпрепровождение.

Группы «фанатов» спортивных клубов составля­ют подростки и юноши от 10 до 17 лет. Целью их объе­динения является эмоциональная разрядка подростков, «болеющих» за любимую команду, на спортивном со­стязании и шествие после этого. Все акции «фанатов» обусловлены их стремлением выделиться, продемонст­рировать при помощи стилизованной одежды, эмблем, значков свою принадлежность к «спортивной группе». При этом сами спортивные мероприятия оказываются лишь поводом к совместным действиям, иногда наруша­ющим общественный порядок. В состав групп входят учащиеся школ и профтехучилищ, молодые рабочие.

Группы поклонников рок-музыки включают в себя ряд течений: «битломаны» (поклонники ансамбля

«Битлз»), «хардрокеры» (поклонники «тяжелого рока» в лице зарубежных ансамблей «Назарет», «Слейд», «Пинк флойд» и отечественных – «ЭВМ», «Автограф», «Облач­ный край»), «металлисты» (поклонники направления «тяжелого рока» в рок-музыке – зарубежных ансамб­лей «Иксепт», «Металлика», «Моторхед», «Скорпион» и отечественных – «Ария», «Черный кофе», «99%», «Мар­тин», «Шах»). В составе групп: учащиеся школ, профес­сионально-технических лицеев и коллеждей, студенты, молодые рабочие, представители интеллигенции в воз­расте от 14 до 30 лет. Особенности внешнего облика членов этих групп выражены в незначительной моди­фикации стиля «панк». Для них характерны вздыбленно-фиксированная, часто многоцветная прическа или остриженные волосы на голове, обилие металлических деталей в одежде.

Общим и для «фанатов», и для «рокеров» является то, что основную массу среди них составляют молодые люди, испытывающие острый недостаток в общении и эмоциональной компенсации. Среди них много лиц невротизированных, с высоким уровнем тревожности, с неудовлетворенными потребностями в самореализации и недостаточным уровнем развития культуры и обра­зования. Их мало интересуют идейные концепции, для них важнее всего получить легализованный выход своей физической и эмоциональной энергии. Что будет пово­дом – спортивное состязание, рок-музыкальное пред­ставление – не имеет значения и зависит от конкретных жизненных обстоятельств, в которых находятся группы.

Группы «попперов» состоят из школьников, студен­тов, представителей интеллигенции в возрастном диа­пазоне от 14 до 25 лет. Они причисляют себя к элите «общества». Их основной принцип –не обращать вни­мания на негативное, а наслаждаться тем, что есть, акцентируясь на внешних, по их мнению, признаках «эли­тарности»: модная одежда, прическа, попытка изысканно изъясняться. Члены группы предпочитают арт-рок.

Среди членов молодежных объединений второго типа, как правило, распространены наркотические и сильнодействующие токсические вещества, алкого­лизм, распущенность половых отношений.

Третий тип самодеятельных объединений имеет криминальную направленность. Это антисоциальные группировки, объединяющие наркоманов, хулиганству­ющих «гопников» и «пацанов». Нравственная глухота, неспособность понять других людей, их боль и страда­ния опасно приближают молодых людей к варварской психологии, стремлению утвердить себя за счет тех, кто не может дать отпор.

Группы «правых панков». Декларируемой целью всех панков является протест против существующих меркантильных отношений в обществе. Реальной же целью является самоутверждение в среде себе подоб­ных путем резкого отрицания общепринятого. Общие черты «панков» – негативное отношение к труду, со­циальный паразитизм, поверхностная начитанность, крайне высокое самомнение о своих творческих спо­собностях. «Правые» (милитаристские) группировки имеют военизированный характер организации, наци­оналистские (а иногда и нацистские) взгляды и агрес­сивны по отношению к институтам общества, органам власти. В эти группировки могут входить и отвержен­ные за экстремизм члены других неформальных орга­низаций молодежи. Суперменство, сильная личность, пренебрегающая интересами других, экстремизм и агрессивность – вот характеристика «правых».

Группы «фашиков». Члены группы носят свастику, черную одежду, сапоги, приветствуют друг друга воз­гласом «Хайль, Гитлер!», действуют как фашисты. За­коном их является: «Прав тот, кто сильнее».

Для самодеятельных объединений с криминальной направленностью характерны жесткая регламентация социально-ролевых функций ее членов, наличие «правил игры» преступной среды. Значение социальной общно­сти подростков и молодежи в этих группировках раскры­вается в способе их жизнедеятельности в условиях само­отчуждения от социально одобряемого образа .жизни, который характеризуется следующими моментами:

во-первых, данная жизнедеятельность проявляет­ся в результате неформального общения членов груп­пировок. Реализуемые между ними социальные отно­шения деформированы,

во-вторых, социальная общность подростков и мо­лодежи в группировках выполняет функцию воспро­изводства сознания преступной среды. Значительное место тут принадлежит ядру – выразителям «истин­ных представлений», пользующихся авторитетом и престижем;

в-третьих, внутренняя организация группировок способствует их жизнеустойчивости, что является су­щественным фактором реализации их потенциально криминальных возможностей;

в-четвертых, жесткий контроль осуществляется по­средством иерархического управления, вытекающегоизпринятых, в результате навязанных «правил игры» пре­ступной средой, деформированных норм и ценностей;

в-пятых, формирование социально-психологичес­кого климата группировок происходит за счет дефор­мированных норм и ценностей, что отражается в не­формальном общении, сознании ее членов, лежит в основе жесткой внутренней организации группировок.

Наши рекомендации