Экодизайн как фактор формирования культуры населения

В современной техногенной культуре прочно закрепилось доминантное представление о ценности природы как материального ресурса для удовлетворения человеческих потребностей, для создания человеческих благ; человек-труженик рассматривается как «природопользователь».

Сегодня лишь научные знания могут определять меру неразорительного для природы потребления ее ресурсов, способы сохранения ее жизненных сил и восстановления утраченного в ней. Чем глубже знания о закономерностях природы, тем они нужнее для правильного общения с ней. Теория ценностей выступает регулятором в ориентации научных знаний на рациональное природопользование, сохранение и восстановление природной среды. Лишь на основе иных ценностных ориентаций может возникать новая практика взаимоотношений с природой. Она с неизбежностью должна быть щадящей, максимально деликатной по отношению к саморегулирующим силам природы, минимизированной к использованию природных ресурсов.

На сегодня виды взаимодействия человека и природы как в науке, так и в практике сложились. Это потребление ресурсов природы, сохранение природы, восстановление природной среды.

Обеспечение главной задачи цивилизации - восстановление саморегулирующих возможностей природы - согласованными усилиями человека и самой природы по законам коэволюции ведет к пониманию необходимости согласованного же развития человека и природы. От человека требуется экоцентрическое сознание и соответствующие усилия воли, чтобы он свою жизнь, деятельность и развитие научился соотносить с жизнью и развитием природы, гармонировал с природой. Это возможно, если ведущей экологической ценностью станет гармония человека и природы.

Цель такого согласованного развития: достижение и сохранение как целостности человека, так и целостности биосферы. Ничто не должно деградировать: ни человек, ни регулятивный потенциал природы.

Имеются объективные основания гармонизации развития человека и природы, на что обращает внимание А.А. Горелов [2].

Во-первых, составные части системы представляют сущностное единство: человек - органическая часть природы. Во-вторых, подчиненность природы мере и гармонии, на которую указывал В.И. Вернадский [1]. В-третьих, природные предпосылки к гармоничному развитию человека. Наконец, историческая практика взаимоотношений человека и природы показала, что «сама человеческая культура формировалась как способ разрешения противоречий между человеком и природой» [2], где можно пронаблюдать и традиции гармоничного взаимодействия. Основное условие, при котором человек способен идти по пути единения с природой, это воспитание целостно развитой личности. Оно при необходимости включает и воспитание экологической культуры личности.

Исторически развиваясь, культура открывает возможности для выхода из напряженных состояний, возникающих в отношениях между человеком и природным окружением. Культура связывает человека и природу, представляет собой результат их взаимоотношений, в то же время от уровня ее развития зависят способы и формы взаимодействия человека и природы. Человек, культура, природа образуют социоприродную систему, в которой все субъекты объединены множеством прямых и обратных связей, составляющих целостный организм, устойчивость которого определяется их гармоничным развитием и согласованным взаимодействием. Эта согласованность в максимальной степени проявляется в культуре человека. Описываемая тройственная связь между человеком, природой и культурой, исторически изменяясь, постепенно приобретает логическую форму, представленную на схеме.

Человек Экологическая культура Природа

 
 

Экологическая культура соединяет человека и природу, создает базу для развития социоприродной системы на основе ценности, противоположной ценностям современного потребительского общества. Культура превращается из средства обособления человека и природы в средство их объединения.

Проблема сохранения природной среды стоит уже давно. В архитектуре это выражается созданием таких направлений и концепций, как органичная архитектура, эко-архитектура, экожилье, зеленая архитектура, биоархитектура. Одной из интересных тенденций является экологический ландшафтный дизайн (экодизайн). Идея проста - сохранение гармоничного баланса «естественная природа - искусственный ландшафт».

Что же означает выражение «проект, согласующийся с принципами экологического ландшафтного дизайна»? Это создание объектов дизайна и исполнение проектов декоративных насаждений, которые удовлетворяют эстетическим требованиям и положительно влияют на состояние окружающей среды. Объект экодизайна, будь то фонарь или садовая скамья, должен: а) функционировать как можно дольше, б) выполняться из нетоксичных материалов, в) подвергаться вторичной переработке и г) быть энергоэкономичным (условие для объектов, потребляющих энергию).

Экологический ландшафтный дизайн - это не новый стиль в архитектуре, как модернизм и деконструктивизм. Многие аспекты экологического ландшафтного дизайна существуют еще со времен начала мира: ис­пользование земли и необработанных камней для строительства домов, садовых гротов, подпорных стенок. Новые технологии XX-XXI веков и разобщенность человека и природы стали причиной того, что вековые методы проектирования и строительства были почти забыты. Экологический ландшафтный дизайн - это скорее новый подход в дизайнерском мышлении, основанный на экологических принципах.

Становление экологической культуры открывает путь к созданию экологически ориентированного общества, т.е. общества, построенного на экологических принципах. Новый тип общества требует принципиально новых представлений о том, что считать критерием лучшего, прогрессивного. Человек живет с природой. Это значит, что природа есть его тело, с которым человек должен оставаться в процессе постоянного общения, чтобы не умереть. Что физическая и духовная жизнь человека неразрывно связанна с природой, означает не что иное, как то, что природа неразрывно связанна с самой собой, ибо человек есть часть природы. Природа для человека является лишь исходным пунктом, который должен быть им преобразован.

Можно заключить, что экологическая культура есть разновидность общей культуры, проявляющаяся в сфере взаимодействия человека с природой, базирующаяся на особой системе экологических ценностей, ведущей из которых является гармония человека и природы, позволяющая в аспекте гармоничного развития общества и биосферы осуществлять взаимосвязанные виды деятельности по использованию, сохранению и воспроизводству жизненных сил природы; в своем историческом развитии она наращивает синкретический потенциал, превращающий общую культуру в экологическую. Такое понимание экологической культуры отражает как ее специфическое содержание, так и тенденцию ее непрерывного «врастания» в общую культуру, тенденцию экологизации общей культуры.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. - М.: Наука, 1988. - 519 с.

2. Горелов А.А. Экология: Учебное пособие. - М.: Центр, 1998. - 240 с.

Наши рекомендации