Особенности организации самостоятельной работы учащихся
В систему занятий, помимо урока, факультативных занятий, всевозможных кружков и курсов, входит самостоятельная работа.
Цель:
1. развить у учащихся познавательные и творческие способности, мышление;
2. научить самостоятельности в познавательной деятельности (добывать и овладевать новыми знаниями);
3. выработать устойчивые навыки самостоятельной работы;
4. научить их самостоятельно применять имеющиеся знания в учении и практической деятельности; научить планировать свои действия, корректировать их осуществление, соотносить полученный результат с поставленной целью.
Требования к самостоятельной работе дома и в классе:
1. преемственность выполнения.
2. систематичность (предусматривается специальное время на каждом уроке): только при этом условии у учащихся вырабатываются устойчивые умения и навыки в выполнении различных видов самостоятельной работы и наращиваются темпы в ее выполнении;
3. целенаправленность.
4. дифференцированный подход к учащимся.
5. должны быть интересными, не шаблонными;
6. руководящая роль должна принадлежать учителю.
Самостоятельная работа учащихся с книгой, учебником, документом, компьютером – это способ подготовки отсроченного обучающего взаимодействия учителя и ученика на основе самостоятельного первичного восприятия и усвоения школьником учебного материала.
Самостоятельная работа – это один из самых доступных и проверенных педагогической практикой путей повышения эффективности урока и формирования познавательной деятельности учащихся.
Самостоятельность рассматривается как один из основных принципов обучения.
Самостоятельная работа – это понятие неоднозначное.
Сам. раб. можно определить как индивидуальную или коллективную учебную деятельность, которая осуществляется без непосредственного руководства учителя в специально отведенное для этого время.
Наиболее распространены следующие виды сам. раб. учащихся:
-работа с учебником, учебными пособиями и первоисточниками;
-решение задач и проблемных творческих ситуаций;
-выполнение упражнений;
-проведение самостоятельных наблюдений;
-лабораторные работы;
-выполнение письменных работ (сочинение, изложение, т.д.);
По дидактическим целям сам.раб. учащихся подразделяется на подготовительную, направленную на усвоение новых знаний, тренировочную, обощающе-повторительную и контрольную.
Подготовительная сам.раб. имеет целью повторение ранее изученного материала (упражнения, выборочное повторительное чтение учебника, использование словарно-справочной литературы)
Сам.раб., направленная на усвоение новых знаний, особенно широкое применение находит в старших классах при изучении отдельной темы курса или на одном уроке.
Тренировочная сам.раб. применяется при закреплении и совершенствовании знаний, практических умений и навыков, применении их в нетрадиционных, незнакомых учащимся условиях.
Обобщающе-повторительные сам.раб. предшествуют контрольным письменным работам, зачетным занятиям и выпускным экзаменам.
Контрольные сам.раб. предлагают при завершении изучения того или иного крупного раздела учебного курса.
По форме организации сам.раб. подразделяются на индивидуальные, фронтальные, парные и групповые.
Индивидуальная сам.раб. - учащиеся работают в оптимальном для себя темпе.
Фронтальная (общеклассная) сам.раб. предполагает выполнение учащимися одного и того же задания.
Для выполнения групповой сам.раб. учащиеся разбиваются на отдельные группы по 3-6 человек в зависимости от характера задания.
Парная сам.раб. чаще всего используется учителями иностранных языков для работы в лингафонном кабинете.
Задача педагога - найти правильное взаимоотношение между указанными видами и формами самостоятельной работы.