Основные дидактические принципы
Психологическая теория деятельности и деятельностный подход к обучению открывают новое понимание дидактических принциповю.
Принципы обучения составляют особый раздел дидактики. Они выражают основные начала в обучении, определяющие направленность учебного процесса и деятельности учителя в нём. Основанием дидактических принципов является практика обучения, опыт и находки учителей, которые "осмысливаются" и "обобщаются".
Деятельностный подход к обучению за исходные начала берёт предметную деятельность учащегося, её направленную организацию и управление её формированием. Функция этой деятельности - усвоение социально-исторического опыта, фиксированного в культуре. На этом основании выстраиваются все дидактические принципы.
Принцип научности.Выражает требования к отбору содержания обучения. Знания, подлежащие усвоению, отбираются из науки, они подлежат существенной дидактической переработке, но должны сохранять свою научную достоверность.Содержание учебного предмета должно представлять основы соответствующей науки. Теоретическая деятельность: её предмет, средства, программа должны соответствовать нормативам, моделирующим научную деятельность.
Принцип преемственности в обучении представлен одним из аспектов принципа научности. Он выражает преемственную последовательность усвоения учебного материала, его распределение по годам обучения. Критерии для установления последовательности изучения предмета выделяются самые различные: переход "от простого к сложному", от "чувственного к рациональному", принцип исторического развития науки.
Принцип преемственности не может дать развития познавательного содержания последовательно усваиваемого учебного материала, не может выражать это движение к целостному, системному построению предмета.
Другим аспектом принципа научности выделяют принцип систематичности, отождествляя его с принципом системности. Принцип систематичности в обучении выражает требования к организации учебного материала, независимо от его объёма и уровня обучения и требования к последовательности в обучении как этапам его изучения.
Систематизация знаний - один из признаков научного знания. Его упорядочивание происходит по определённым правилам. Исходным правилом является выделение в материале разнородных частей, каждая из которых представляет совокупность знаний, объединённых в целостности, относимым к разным объектам, изучаемым конкретной наукой.
Принцип доступности предполагает дидактическую переработку отобранного для усвоения материала в целях придания ему большей доступности соответственно возрастному уровню развития учащегося.
Принцип активности в обучении. Он выражает требования к созданию в обучении условий, "активизирующих" учащихся. В качестве этих условий выделяются разные: доступность материала, позволяющая его "осознать", "понять", создание "проблемных ситуаций" и самостоятельность их разрешения учащимся, обучение в форме "деловых игр", компьютеризация обучения, освобождающая от рутинных операций. Все современные инновации в обучении претендуют на "активизацию" обучения.
Принцип сознательности. Его часто объединяют с принципом активности. Принцип активности и сознательности выдвинут как антитеза пассивному учению путём заучивания знаний, смысл и значение которых учащимся не понимается.
Принцип сознательности в обучении означает не только понимание учащимся того, что он изучает (предмет исследования, анализа), для чего он изучает (мотивы), каков представляемый им конечный продукт изучения (цель), какими средствами предмет изучается (метод и его познавательные процедуры), но и понимание того, какими понятийными средствами должен быть описан предмет как система знаний о нём, и сама деятельность, их производящая.