Результаты педагогического эксперимента

После окончания педагогического эксперимента мы получили следующие результаты (табл.2).

Таблица 2

б) Результаты психофизиологических тестов

Группы испытуемых     Теппинг-тест 3x5 с РДО ЭДР мсек
1-5' П-5' Ш- 5' IV-5' V-5' X X «+» «-» КТ% ВД ЛК МК
Экспериментальная X 70,0 30,4 30,5 163,1 32,58 34,2 3,42 4,8 4,2 22,46 24,56
Достоверность раз­личий tкрит = 2,09 tpacч   1,76 1,54 0,65 0,65 1,32 1,2 0,72 0,41 0,28 0,66
Контрольная X 44,2 45,5 42,6 40,2 33,4 205,8 41,17 36,7 3,67 4,2 4,6 48,02 22,89 25,13
                                 

В таблице 3 приведены результаты тестирования уровня силовой подготовленности (по результатам тестирующих упражнений) который был, достигнут экспериментальной и контрольной группами в отношении исходного уровня.

Таблица 3

Сравнительная характеристика силовой подготовленности

исследуемых групп по результатам тестирующих упражнений (до

и после педагогического эксперимента)

Группы испытуемых     Прыжок в длину     Сгиб. и разгиб. рук Бег 30 м     Челночн бег 3x10 с.     Кистивая динамометрия Макс. кол. уд. в мин
за 30 с без уч. врем Пр.рука Лев.рука I X
Экспериментальная (до эксперимента) X 188,6 27,1 41,4 5,4 8,18 37,8 37,3 59,8 19,9
tрасч (tкрит = 2,09) 2,16 2,49 3,12 2,37 3,16 2,18 2,4 3,03 2,97
Экспериментальная (после эксперим.) X 210,5 36,3 70,8 5,03 7,49 51,6 72,4
tрасч (tкрит = 2,09) 0,34 0,6 3,25 0,12 3,19 2,11 3,0 1,45 1,45
Контрольная (после эксперимента) X 189,4 28,1 39,8 5,36 8,28 32,2 60,5 20,1
tрасч (tкрит = 2,09) 1,95 3,57 0,97 1,86 0,72 2,18 1,13 1,45 1,45
Контрольная (после эксперимента) X 206,9 38,6 5,05 8,14 40,2 66,3

По данным этой таблицы видно, что наивысшие результаты в прыжке в длину с места показала экспериментальная группа (210,5 см) нежели контрольная группа (206,9 см).

В результате педагогического эксперимента было установлено, что экспериментальная группа показала лучшие результаты с достоверным преимуществом, по отношению к результатам контрольной группы, в следующих тестирующих упражнениях: в сгибании и разгибании рук в упоре лежа без учета времени (экспер. гр. - 70,8р., контр. гр. - 43р; tpaсч - 3,25; tкрит - 2,09), что характеризует лучше развитую силовую выносливость; в челночном беге 3x10 м (экспер. гр. - 7,49 с, контр. гр. - 8,14 с; tpaсч - 3,19; tкрит -2,09) - характеризует лучше развитую «быструю» силу, а так же быстроту «переключения» от одного движения к противоположно направленному движению; в кистевой динамометрии как правый, так и левой руки (экспер. гр. пр./лев. р. - 51,6/53 кг, контр. гр. - 40,2\36 кг; tрасч - 2,11/3,0; tкрит - 2,09) - лучше развитая абсолютная сила мышц кисти.

Рис.1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа

Рис.2. Кистевая динамометрия

К тому же результаты трех тестов показывают достоверные повышения результатов по отношению к исходному уровню (до педагогического эксперимента) в экспериментальной группе, чего не наблюдается в контрольной группе в тех же тестирующих упражнениях. К данной группе тестов мы отнесем следующие: прыжок в длину с места (экс. гр. 188,8 см - 210,5 см, tрасч - 2,16, контр. гр. 189,4 см - 206,9 см, tрасч - 1,95; tкрит - 2,09) - характеризует лучше развитую «взрывную» силу мышц ног; в беге на 30 м (экспер. гр. - 5,4 с - 5,03 с, tpaсч - 2,37, контр. гр. 5,36 с - 5,05 с, tpacч -1,86; tкрит - 2,09), что также подтверждает лучше развитую «взрывную» и «быструю» силу; в специальном тесте - максимальное количество ударов в серии 3x5 с (экспер. гр. ∑/х за 5с -59,8/19,9 - 72,4/24, tрасч - 3,03/2,97, контр. гр. 60,5/20,1 - 66,3/22, tрасч - 1,45/1,45; tктит - 2,09) - характеризует лучше развитую специальную скоростно-силовую выносливость и отчасти «быструю» силу.

Рис.3. Сумма ударов в серии 3x5

Результаты этих тестов, на наш взгляд, можно отнести к преимуществам экспериментальной методики над общепринятыми.

Далее мы предлагаем рассмотреть результаты психофизиологических тестов отражающих, по нашему мнению, уровень нейродинамической основы проявления скоростно-силовых способностей, т.е. центрально-нервной основы (таблица 4) проявления данных двигательных качеств (после педагогического эксперимента).

Таблица 4

Сравнительная характеристика уровня нейродинамической основы скоростно-силовой подготовленности исследуемых групп по результатам психо-физиологических тестов (до и после педагогического эксперимента)

Группы испытуемых   Теппинг-тест 5x5 с РДО ЭДР мсек
    1-5' П-5' Ш-5' IV-5' V-5' X X «+» «-» КТ% ВД ЛП МП
Экспериментальная (до эксперимента) X 34,0 70,0 30,4 30,5 163,1 32,58 34,2 3,42 4,2 22,46 24,56
1расч   0,41 0,41 0,37 0,37 1,89 2,93 3,44 0,09 11,06
Экспериментальная (после эксперим.) X 39,5 32,8 36,0 29,6 34,1 170,1 34,6 32,4 3,24 4,8 3,4 39,87 22,64 15,25
tpасч (tкрит =2, 09)   1,76 1,99 0,07 0,07 0,16 0,25 1,1 0,22 0,022 2,24
Контрольная (после эксперимента) X 44,2 45,5 42,6 40,2 33,4 205,8 41,17 36,7 3,67 4,2 4,6 48,02 22,89 25,13
tpасч (tкрит =2, 09)   0,38 0,35 0,41 0,41 0,97 1,89 0,91 4,39 0,22 7,48
Контрольная (после эксперимента) X 42,4 52,8 40,6 36,7 37,4 209,6 41,7 32,7 3,27 4,7 3,8 39,51 22,61 17,0

РДО - реакция на движущийся объект; КТ (%) - коэффициент точности в %; ЭДР - элементарная двигательная реакция; ВД - время движения; ЛП - латентный период; МП - моторный период.

Данный раздел тестирования позволил нам зарегистрировать следующие результаты:

При выполнении теппинг-теста, позволяющего определить уровень лабильности исследуемой мышечной группы (мышц кисти и предплечья), скоростные качества, скоростную выносли­вость, степень утомления и способность противостоять ему [11, 24], достоверных изменений за время педагогического эксперимента не произошло (экспер. гр. ∑/х за5с - 163,1/32,58 - 170,1/34,6, tpaсч – 0,41/0,41, контр. гр. 205,8/41,17 - 209,6/41,7, tpaсч - 0,38/35; tpaсч межгр., 1,76/1,99).

Данные показатели свидетельствуют о том, что используемые методики тренировки юных боксеров не способствовали достоверному повышению частоты движений. Но следует обратить внимание на изменение характера выполнения задания в экспериментальной группе боксеров-юношей: до педагогического эксперимента - 34; 70; 30,4; 30,5; 24 - испытуемые показали наивысшую частоту движений на втором отрезке, затем его значения стали снижаться вплоть до последнего временного отрезка, что говорит о быстро утомляемости и не способности ее преодолевать; после педагогического эксперимента - 39,5; 32,8; 36,0; 29,6; 34,1 - на первом отрезке испытуемые показали наивысшую частоту движений (быстрое врабатывание), затем наблюдается «волнообразное» выполнение - снижение и вновь повышение результатов, что можно расценивать как способность противостоять утомлению (проявление волевых качеств).

Проба РДО показала, что достоверных изменений между группами как до педагогического эксперимента, так и после отмечено не было. Но в экспериментальной группе отмечается достоверное повышение коэффициента точности (%) РДО (до пед. эксперимента - 10 %, после 19 %, tpaсч - 2,93, tкрит – 2,09) по отношению к исходному уровню перед экспериментом, чего не наблюдается в контрольной группе (до -12 %, после -15 % , tpaсч 0,91, tкрит - 2,09). Данные результаты говорят о том, что экспериментальная методика тренировки боксеров-юношей способствовала повышению НТ РДО.

Рис.4. Реакция на движущийся объект (РДО) (КТ в %)

Проба ЭДР показала, что время элементарного движения (ВД) достоверно изменилось в обеих группах (экспер. гр. 47 -39,87 мсек, tpaсч - 3,44, контр. гр. 48,02- 39,51 мсек, tpaсч 4,39; tкрит - 2,09) по отношению к уровню зарегистрированному в начале педагогического эксперимента; ЛП реакции за время эксперимента значительных изменений не потерпел, (экспер. гр. 22,46 - 22,64 мсек, tpaсч - 0,09, контр. гр. 22,89 - 22,61 мсек, tpaсч - 0,22), что подтверждают и другие исследования [12, 18, 33], ко­торые утверждают, что ЛК реакции не поддается тренировке; МК достоверно изменился в обеих группах (экспер. гр. 24,56 -15,25 мсек, tpaсч - 11,06, контр. гр. 25,13 - 17,0 мсек, tpaсч - 7,48; tкрит - 2,09) по отношению к исходному уровню, что так же подтверждается в литературе [12, 18, 33], но значения МК реакции в группах после педагогического эксперимента достоверно различались (tpaсч - 2,24), который был более коротким в экспериментальной группе (экспер. гр. 15,25 мсек, контр. гр. - 17,0 мсек,). Из этого следует, что экспериментальная методика лучше способствовала уменьшению МК реакции боксеров-юношей, нежели ранее принятые методики.

В результате проведенного педагогического эксперимента преимущество экспериментальной методики над ранее принятыми доказывают следующие тестирующие упражнения и психо-физиологические тесты: прыжок в длину с места (экспер. гр. 188,8 см - 210,5 см, контр. гр. 189,4 см - 206,9 см); сгибании и разгибании рук в упоре лежа без учета времени (экспер. гр. 41,4 р. - 70,8р., tpaсч -3,12, контр. гр. 39,8 р. - 43 р; tpaсч - 0,97), бег 30 м (экспер. гр. - 5,4 с -5,03 с, tpaсч - 2,37, контр. гр. 5,36 с - 5,05 с, tpaсч - 1,86), челночный бег 3x10 м (экспер. гр. 8,18 с - 7,49 с, tpaсч - 3,16. контр. гр. 8.28 с - 8,14 с; tpaсч - 0,72), кистевая динамометрия (экспер. гр. пр./лев. р. - 37,8/37,3 кг - 51,6/53 кг, tpaсч - 2,18/2,4; контр. гр. 33/32,2 кг - 40,2\36 кг; tpaсч -2,18/1.13; tpaсч.межгруп. - 2,11/3,0); максимальное количество ударов в серии 3x5 с (экспер. гр. ∑/хза - 59,8/19,9 - 72,4/24, tpaсч - 3,03/2,97, контр. гр. 60,5/20,1 - 66,3/22, tpaсч - 1,45/1,45); РДО - НТ (экспер. гр. 10 % - 19 %, tpaсч - 2,93; контр. гр. 12 % - 15 %, tpaсч - 0,91); ЭДР -МК (экспер. гр. 24,56 - 15,25 мсек, tpaсч - 11,06, контр. гр. 25,13 - 17,0 мсек, tpaсч - 7,48; tpaсч. межгруп. - 2,24).

ВЫВОДЫ

1. Проблема силовой подготовки к настоящему времени является весьма актуальной, а ее научно-методическое обоснование на данный момент считается недостаточным, что свидетельствует о необходимости в научно-исследовательской деятельности в этой области.

2. К специфическим силовым способностям боксера следует относить главным образом «быструю» и «взрывную» виды силы. Группами мышц, несущих основную специфическую деятельность боксера, являются: сгибатели и разгибатели рук; сгибатели и разгибатели ног; сгибатели и разгибатели туловища, а также мышцы участвующие при повороте туловища

3. Силовая подготовка юного боксера должна осуществляться главным образом с общей направленностью и в меньшей степени со специализированной направленностью.

4. Экспериментальная методика занятий боксом с силовой направленностью способствовала развитию следующих силовых способностей, что подтверждают соответствующие тесты: «взрывной» силы мышц ног (прыжок в длину - 210,5 см, tpaсч -2,16; бег 30 м - 5,03 с, tpaсч - 2,37), быстроте «переключения» от действия к противоположно-направленному (челночный бег 3x10 м - 7,49 с, tpaсч - 3,16); силовой выносливости мышц рук (максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа - 70,8, tpaсч - 3,12), абсолютной силы кисти (кистевая дина­мометрия – пр. 51,6 кг; лев. - 53 кг; tpaсч - 2,18; 2,14), специальной скоростно-силовой выносливости (макс. кол-во ударов в серии 3x5 с - Z - 72,4 уд.; х за 5 с - 24 уд.; tpaсч - 3,03; 2,97).

5. В результате проведенного педагогического эксперимента и тестирования ЭДР, РДО можно свидетельствовать о том, что применяемая методика занятий боксом с силовой направленностью способствовала достоверному уменьшению ЭДР и главным образом, за счет существенного снижения МК реакций (15,3 мсек, tpaсч - 2,24); а также способствовала достоверному повышению коэффициента точности (19,0. tpaсч - 2,93).

Практические рекомендации

1. При подборе применяемых упражнений необходимо руководствоваться принципом динамического соответствия и стремлением сохранения плотности тренировочного занятия.

2. Силовые упражнения, выполняемые в конце подготовительной и начале основной части занятия, не должны вызывать значительного утомления, а должны давать возможность продолжать совершенствование технико-тактического мастерства. Нагрузку этих упражнений необходимо строго дозировать: по количеству подходов; в подходах по количеству повторений (8-10-15) или по времени (5с-10с-15с), в соответствии с уровнем силовой подготовленности занимающихся.

3. Направленность нагрузки силовых упражнений (в отдельном занятии) можно распределять следующим образом: воздействовать только на одну мышечную группу (плечевого пояса и рук; на нижние конечности и т.п.) а так же комплексное воздействие.

4. Применение предлагаемой нами методики предполагает строгое соблюдение выше указанных рекомендаций, а также основных положений и принципов, изложенных в 3 главе данной работы.

Литература

1. Абдель С.Х. Методика комплексного развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов: дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.04. Абдель Салам Хусейн. – Краснодар, 2001. – 161с.

2. Адаптация к физическим нагрузкам и физическая работоспособность спортсменов : учебное пособие / И. Н. Солопов. - Волгоград : ВГАФК, 2001. - 80 с.

3. Аль Р. Р. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса л/а спринтеров. Дис. Канд. Пед. Наук 13.00.04. /ВГАФК – Волгоград, 2000.-177с.

4. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. - М. : Медицина, 1979. - 192 с.

5. Бокс. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва [Текст] / А.О.Акопян и др.-М.: Советский спорт,2005.-71с.

6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. -С.331.

7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - С. 138-140, 176.

8. Верхошанский Ю.В., Ганченко И.О.. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития: Лек­ция для студентов ГЦОЛИФКа. - М., 1989. - 4-6 с.

9. Волков. В.М. Тренеру о подростке. - М7: ФиС, 1973. -С.15-19.

10. Гаськов А.В., Дегтярев И.П., Копцев К.Н. Основы построения общей и специальной подготовки юных боксеров на специально-подготовительном этапе. - Бокс, Ежегодник. - М., 1986.-С. 42-44.

11. Гаськов А.В., Дегтярев И.П., Копцев К.Н., Стрельников В.А. Особенности построения общей и специальной физической подготовленности боксеров-юношей на предсоревновательных этапах. - ТиПФК, 1987, №4. -С.32-33.

12. Горбанева, Е. П. Исследование уровня здоровья спортсменов специализации «фитнес-аэробика» различных возрастно-квалификационных групп / Е.П. Горбанева, М.Л. Штода // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. - № 1 (7). - С. 63-67.

13. Давыдов, В. Ю. Показатели телосложения и физическая работоспособность боксеров : методические рекомендации / В. Ю. Давыдов ; В. А. Осколков. - Волгоград : ВГАФК, 1999. - 14 с.

14. Дегтярев И.П. Бокс : Учебник для институтов ФК. -М.:ФиС, 1979.-С.91-94.

15. Дегтярев И.П., Качурин А.И., Родионов А.В. Динамики показателей дифференцирования в развитии скоростно-силовых качеств у начинающих боксеров. - ТиПФК, 1974; №12. -С. 42-44.

16. Джероян Г.О, Никифоров Ю.В, Филимонов В.Н. Некоторые особенности силы ударов в боксе: Бокс, Ежегодник, 1977. -М.:ФиС. -С.7-9.

17. Джероян Г.О, Филимонов В.Н. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей боксеров. Бокс, Ежегодник. - М., 1975. -С. 13-14.

18. Дубровский В.И., Реабилитация в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 208 с.

19. Засухин А.Ф.. Методика тренировки сильного удара и предупреждение травматизма: Бокс, Ежегодник. - М., 1983. - С.38.

20. Зациорский В.М.. Физические качества спортсмена: Основа теории и методики воспитания. -М., 1970. -С.200.

21. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В. И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2008. - 366 с. - Библиогр.: с. 354-356.

22. Иорданская, Ф. А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов-резерва спорта высших достижений: этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования : монография / Ф. А. Иорданская. - М. : Советский спорт, 2011. - 141 с.

23. Иорданская, Ф.А. Диагностика функциональной подготовленности квалифицированных спортсменов. Сб. науч. трудов ла-бор. функцион. диагностики и врач, контроля М., 1988. - 165 с.

24. Киселев, В. А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров : учебное пособие / В. А. Киселев. - М. : Физическая культура, 2006. - 119 с.

25. Козбаев М.С. Показатели физического развития и подготовки боксеров-юношей в период многолетней подготовки // Многолетняя подготовка спортивных резервов. Сб. науч: ст. -Алма-Ата, 1990. -С.36-44.

26. Колесник И.С. Структура и содержание системы подготовки боксеров высокой спортивной квалификации 15-17 лет. Автореф. Доктор пед наук, 13.00.04- теории и методика…Набережные челны, 2010.

27. Корак Ю.А. Оценка скоростных и скоростно-силовых свойств нервно-мышечного аппарата у спортсменов-боксеров. - ТиПФК, 1989, №8. -С. 42-44.

28. Котешев В.Е., Макаров В.А. Бокс: учебник для специальных учебных заведений /В.Е.Котешев, В.А.Макаров. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,- Краснодар: КГУФКСиТ, 2008,-224с.

29. Лях В.И. Способности к проявлению двигательных реакций: онтогенетическое изменение и возможность тренировки : обзор работ авторов ГДР, ТиПФК, 1988, №10. - 55-57 с.

30. Мизерский М.В. (ПНР). Быстрота и методы ее развития в боксе: Информационно-методический бюллетень. 1977 . -С.34

31. Омурзапов Ж.Ш., Дегтярев И.П. Особенности скоростно-силовых показателей боксеров различной квалификации, // Управление тренировочным процессом спортсменов: Сб. науч. ст. - Алма-Ата, 1986. -С. 134-139.

32. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка. Учебное пособие. Волгоград: ВГАФК.-2003.-116с.

33. Остьянов В.И., Гайдамак И.И. Бокс. (Обучение и тренировка).-Киев:Олимпийская литература.- 2001.-239 с.

34. Пилоян, Р. А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев : учебное пособие / Р. А. Пилоян ; А. Д. Суханов. - Малаховка : МГАФК, 1999. - 99 с.

35. Санников, В. А. Теоретические и методологические основы подготовки боксера : учебное пособие / В. А. Санников ; В. В. Воропаев. - М. : Физическая культура, 2006. - 252 с.

36. Стапионене В.Н, Юпнявичус В.Р. Эффективность методики начальной подготовки боксеров-юношей. - Вильнюс, 1985.

37. Степанов В.К, Соколов Ю.В, Роднак Ю.Н. Бокс: Методическое пособие. - М.: Воениздат, 1967. - -С.22.

38. Суслов Ф.П., Гилязова В.Б., Солдатов О.А. Проблемы силовой подготовки в циклических видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости: Научно-спортивный вестник, 1989, № 3.

39. Топиян В.С., Кабачникова П.К., Комарова А.Д. Планирование тренировки юных спортсменов в годичном цикле в скоростно-силовых и циклических видах спорта. - ТиПФК, №11, 1983. -С.47.

40. Туманян, Г. С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности : учебное пособие. Ч. II, кн. 9 : Внетренировочная деятельность: восстановление работоспособности / Г. С. Туманян ; В. В. Гожин. - М. : Советский спорт, 2000. - 31 с.

41. Ушакова О.Е. Индивидуализация скоростно-силовой подготовленности юных копьеметателей. Дис. Канд. Пед. Наук. 13.00.04. /ВГАФК – Волгоград, 1998.-177с.

42. Фарфель В.С. Физиология спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 284 с.

43. Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования .-М.: «ИНСАН», 2001.-400с.

44. Филимонов В.И., Копцев Н.Н., Хусайнов З.М., Назаров С.С. Пути повышения силы удара. Бокс, Ежегодник, 1983. -С.41-43.

45. Финогенов В.С. Биохимическая характеристика скоростно-силовых качеств спортсменов и методов их тренировки: Лекция для студентов заочников. -М., 1981. -С. 16.

46. Харитонова, Л. Г. Адаптация к физическим нагрузкам спортсменов игровых видов спорта на этапе спортивного совершенствования (на примере футбола, хоккея, бадминтона) / Л. Г. Харитонова ; Ю. В. Шкляев, А. В. Шемердяк. - Омск : СибГУФК, 2005. - 125 с.

47. Худадов Н.А. Обучение и тренировка юных боксеров: Учебное пособие для юношеских спортивных школ и секций в школе. -М.: ФиС, 1984. -С. 108.

48. Чудинов В.А. Физическая подготовка начинающего боксера. -М.: ФиС, 1971. -С.45.

49. Чудинов В.А. Физическое воспитание начинающего боксера. -М.: ФиС, 1976. -С. 45.

50. Ширяев А.Г. Бокс и кикбоксинг: учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений /А.Г.Ширяев, В.С.Филимонов.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-240с.

Рябенков Р.Д.

«_______» ____________________2016 г.

Исполнитель __________________________ Рябенков Р.Д.

Научный руководитель ______________ Суслина И.В.

Наши рекомендации