Результаты педагогического эксперимента
После окончания педагогического эксперимента мы получили следующие результаты (табл.2).
Таблица 2
б) Результаты психофизиологических тестов
Группы испытуемых | Теппинг-тест 3x5 с | РДО | ЭДР мсек | |||||||||||||
1-5' | П-5' | Ш- 5' | IV-5' | V-5' | ∑ | X | ∑ | X | «+» | «-» | КТ% | ВД | ЛК | МК | ||
Экспериментальная X | 70,0 | 30,4 | 30,5 | 163,1 | 32,58 | 34,2 | 3,42 | 4,8 | 4,2 | 22,46 | 24,56 | |||||
Достоверность различий tкрит = 2,09 tpacч | 1,76 | 1,54 | 0,65 | 0,65 | 1,32 | 1,2 | 0,72 | 0,41 | 0,28 | 0,66 | ||||||
Контрольная X | 44,2 | 45,5 | 42,6 | 40,2 | 33,4 | 205,8 | 41,17 | 36,7 | 3,67 | 4,2 | 4,6 | 48,02 | 22,89 | 25,13 | ||
В таблице 3 приведены результаты тестирования уровня силовой подготовленности (по результатам тестирующих упражнений) который был, достигнут экспериментальной и контрольной группами в отношении исходного уровня.
Таблица 3
Сравнительная характеристика силовой подготовленности
исследуемых групп по результатам тестирующих упражнений (до
и после педагогического эксперимента)
Группы испытуемых | Прыжок в длину | Сгиб. и разгиб. рук | Бег 30 м | Челночн бег 3x10 с. | Кистивая динамометрия | Макс. кол. уд. в мин | |||
за 30 с | без уч. врем | Пр.рука | Лев.рука | I | X | ||||
Экспериментальная (до эксперимента) X | 188,6 | 27,1 | 41,4 | 5,4 | 8,18 | 37,8 | 37,3 | 59,8 | 19,9 |
tрасч (tкрит = 2,09) | 2,16 | 2,49 | 3,12 | 2,37 | 3,16 | 2,18 | 2,4 | 3,03 | 2,97 |
Экспериментальная (после эксперим.) X | 210,5 | 36,3 | 70,8 | 5,03 | 7,49 | 51,6 | 72,4 | ||
tрасч (tкрит = 2,09) | 0,34 | 0,6 | 3,25 | 0,12 | 3,19 | 2,11 | 3,0 | 1,45 | 1,45 |
Контрольная (после эксперимента) X | 189,4 | 28,1 | 39,8 | 5,36 | 8,28 | 32,2 | 60,5 | 20,1 | |
tрасч (tкрит = 2,09) | 1,95 | 3,57 | 0,97 | 1,86 | 0,72 | 2,18 | 1,13 | 1,45 | 1,45 |
Контрольная (после эксперимента) X | 206,9 | 38,6 | 5,05 | 8,14 | 40,2 | 66,3 |
По данным этой таблицы видно, что наивысшие результаты в прыжке в длину с места показала экспериментальная группа (210,5 см) нежели контрольная группа (206,9 см).
В результате педагогического эксперимента было установлено, что экспериментальная группа показала лучшие результаты с достоверным преимуществом, по отношению к результатам контрольной группы, в следующих тестирующих упражнениях: в сгибании и разгибании рук в упоре лежа без учета времени (экспер. гр. - 70,8р., контр. гр. - 43р; tpaсч - 3,25; tкрит - 2,09), что характеризует лучше развитую силовую выносливость; в челночном беге 3x10 м (экспер. гр. - 7,49 с, контр. гр. - 8,14 с; tpaсч - 3,19; tкрит -2,09) - характеризует лучше развитую «быструю» силу, а так же быстроту «переключения» от одного движения к противоположно направленному движению; в кистевой динамометрии как правый, так и левой руки (экспер. гр. пр./лев. р. - 51,6/53 кг, контр. гр. - 40,2\36 кг; tрасч - 2,11/3,0; tкрит - 2,09) - лучше развитая абсолютная сила мышц кисти.
Рис.1. Сгибание и разгибание рук в упоре лежа
Рис.2. Кистевая динамометрия
К тому же результаты трех тестов показывают достоверные повышения результатов по отношению к исходному уровню (до педагогического эксперимента) в экспериментальной группе, чего не наблюдается в контрольной группе в тех же тестирующих упражнениях. К данной группе тестов мы отнесем следующие: прыжок в длину с места (экс. гр. 188,8 см - 210,5 см, tрасч - 2,16, контр. гр. 189,4 см - 206,9 см, tрасч - 1,95; tкрит - 2,09) - характеризует лучше развитую «взрывную» силу мышц ног; в беге на 30 м (экспер. гр. - 5,4 с - 5,03 с, tpaсч - 2,37, контр. гр. 5,36 с - 5,05 с, tpacч -1,86; tкрит - 2,09), что также подтверждает лучше развитую «взрывную» и «быструю» силу; в специальном тесте - максимальное количество ударов в серии 3x5 с (экспер. гр. ∑/х за 5с -59,8/19,9 - 72,4/24, tрасч - 3,03/2,97, контр. гр. 60,5/20,1 - 66,3/22, tрасч - 1,45/1,45; tктит - 2,09) - характеризует лучше развитую специальную скоростно-силовую выносливость и отчасти «быструю» силу.
Рис.3. Сумма ударов в серии 3x5
Результаты этих тестов, на наш взгляд, можно отнести к преимуществам экспериментальной методики над общепринятыми.
Далее мы предлагаем рассмотреть результаты психофизиологических тестов отражающих, по нашему мнению, уровень нейродинамической основы проявления скоростно-силовых способностей, т.е. центрально-нервной основы (таблица 4) проявления данных двигательных качеств (после педагогического эксперимента).
Таблица 4
Сравнительная характеристика уровня нейродинамической основы скоростно-силовой подготовленности исследуемых групп по результатам психо-физиологических тестов (до и после педагогического эксперимента)
Группы испытуемых | Теппинг-тест 5x5 с | РДО | ЭДР мсек | ||||||||||||
1-5' | П-5' | Ш-5' | IV-5' | V-5' | ∑ | X | ∑ | X | «+» | «-» | КТ% | ВД | ЛП | МП | |
Экспериментальная (до эксперимента) X | 34,0 | 70,0 | 30,4 | 30,5 | 163,1 | 32,58 | 34,2 | 3,42 | 4,2 | 22,46 | 24,56 | ||||
1расч | 0,41 | 0,41 | 0,37 | 0,37 | 1,89 | 2,93 | 3,44 | 0,09 | 11,06 | ||||||
Экспериментальная (после эксперим.) X | 39,5 | 32,8 | 36,0 | 29,6 | 34,1 | 170,1 | 34,6 | 32,4 | 3,24 | 4,8 | 3,4 | 39,87 | 22,64 | 15,25 | |
tpасч (tкрит =2, 09) | 1,76 | 1,99 | 0,07 | 0,07 | 0,16 | 0,25 | 1,1 | 0,22 | 0,022 | 2,24 | |||||
Контрольная (после эксперимента) X | 44,2 | 45,5 | 42,6 | 40,2 | 33,4 | 205,8 | 41,17 | 36,7 | 3,67 | 4,2 | 4,6 | 48,02 | 22,89 | 25,13 | |
tpасч (tкрит =2, 09) | 0,38 | 0,35 | 0,41 | 0,41 | 0,97 | 1,89 | 0,91 | 4,39 | 0,22 | 7,48 | |||||
Контрольная (после эксперимента) X | 42,4 | 52,8 | 40,6 | 36,7 | 37,4 | 209,6 | 41,7 | 32,7 | 3,27 | 4,7 | 3,8 | 39,51 | 22,61 | 17,0 |
РДО - реакция на движущийся объект; КТ (%) - коэффициент точности в %; ЭДР - элементарная двигательная реакция; ВД - время движения; ЛП - латентный период; МП - моторный период.
Данный раздел тестирования позволил нам зарегистрировать следующие результаты:
При выполнении теппинг-теста, позволяющего определить уровень лабильности исследуемой мышечной группы (мышц кисти и предплечья), скоростные качества, скоростную выносливость, степень утомления и способность противостоять ему [11, 24], достоверных изменений за время педагогического эксперимента не произошло (экспер. гр. ∑/х за5с - 163,1/32,58 - 170,1/34,6, tpaсч – 0,41/0,41, контр. гр. 205,8/41,17 - 209,6/41,7, tpaсч - 0,38/35; tpaсч межгр., 1,76/1,99).
Данные показатели свидетельствуют о том, что используемые методики тренировки юных боксеров не способствовали достоверному повышению частоты движений. Но следует обратить внимание на изменение характера выполнения задания в экспериментальной группе боксеров-юношей: до педагогического эксперимента - 34; 70; 30,4; 30,5; 24 - испытуемые показали наивысшую частоту движений на втором отрезке, затем его значения стали снижаться вплоть до последнего временного отрезка, что говорит о быстро утомляемости и не способности ее преодолевать; после педагогического эксперимента - 39,5; 32,8; 36,0; 29,6; 34,1 - на первом отрезке испытуемые показали наивысшую частоту движений (быстрое врабатывание), затем наблюдается «волнообразное» выполнение - снижение и вновь повышение результатов, что можно расценивать как способность противостоять утомлению (проявление волевых качеств).
Проба РДО показала, что достоверных изменений между группами как до педагогического эксперимента, так и после отмечено не было. Но в экспериментальной группе отмечается достоверное повышение коэффициента точности (%) РДО (до пед. эксперимента - 10 %, после 19 %, tpaсч - 2,93, tкрит – 2,09) по отношению к исходному уровню перед экспериментом, чего не наблюдается в контрольной группе (до -12 %, после -15 % , tpaсч 0,91, tкрит - 2,09). Данные результаты говорят о том, что экспериментальная методика тренировки боксеров-юношей способствовала повышению НТ РДО.
Рис.4. Реакция на движущийся объект (РДО) (КТ в %)
Проба ЭДР показала, что время элементарного движения (ВД) достоверно изменилось в обеих группах (экспер. гр. 47 -39,87 мсек, tpaсч - 3,44, контр. гр. 48,02- 39,51 мсек, tpaсч 4,39; tкрит - 2,09) по отношению к уровню зарегистрированному в начале педагогического эксперимента; ЛП реакции за время эксперимента значительных изменений не потерпел, (экспер. гр. 22,46 - 22,64 мсек, tpaсч - 0,09, контр. гр. 22,89 - 22,61 мсек, tpaсч - 0,22), что подтверждают и другие исследования [12, 18, 33], которые утверждают, что ЛК реакции не поддается тренировке; МК достоверно изменился в обеих группах (экспер. гр. 24,56 -15,25 мсек, tpaсч - 11,06, контр. гр. 25,13 - 17,0 мсек, tpaсч - 7,48; tкрит - 2,09) по отношению к исходному уровню, что так же подтверждается в литературе [12, 18, 33], но значения МК реакции в группах после педагогического эксперимента достоверно различались (tpaсч - 2,24), который был более коротким в экспериментальной группе (экспер. гр. 15,25 мсек, контр. гр. - 17,0 мсек,). Из этого следует, что экспериментальная методика лучше способствовала уменьшению МК реакции боксеров-юношей, нежели ранее принятые методики.
В результате проведенного педагогического эксперимента преимущество экспериментальной методики над ранее принятыми доказывают следующие тестирующие упражнения и психо-физиологические тесты: прыжок в длину с места (экспер. гр. 188,8 см - 210,5 см, контр. гр. 189,4 см - 206,9 см); сгибании и разгибании рук в упоре лежа без учета времени (экспер. гр. 41,4 р. - 70,8р., tpaсч -3,12, контр. гр. 39,8 р. - 43 р; tpaсч - 0,97), бег 30 м (экспер. гр. - 5,4 с -5,03 с, tpaсч - 2,37, контр. гр. 5,36 с - 5,05 с, tpaсч - 1,86), челночный бег 3x10 м (экспер. гр. 8,18 с - 7,49 с, tpaсч - 3,16. контр. гр. 8.28 с - 8,14 с; tpaсч - 0,72), кистевая динамометрия (экспер. гр. пр./лев. р. - 37,8/37,3 кг - 51,6/53 кг, tpaсч - 2,18/2,4; контр. гр. 33/32,2 кг - 40,2\36 кг; tpaсч -2,18/1.13; tpaсч.межгруп. - 2,11/3,0); максимальное количество ударов в серии 3x5 с (экспер. гр. ∑/хза 5с - 59,8/19,9 - 72,4/24, tpaсч - 3,03/2,97, контр. гр. 60,5/20,1 - 66,3/22, tpaсч - 1,45/1,45); РДО - НТ (экспер. гр. 10 % - 19 %, tpaсч - 2,93; контр. гр. 12 % - 15 %, tpaсч - 0,91); ЭДР -МК (экспер. гр. 24,56 - 15,25 мсек, tpaсч - 11,06, контр. гр. 25,13 - 17,0 мсек, tpaсч - 7,48; tpaсч. межгруп. - 2,24).
ВЫВОДЫ
1. Проблема силовой подготовки к настоящему времени является весьма актуальной, а ее научно-методическое обоснование на данный момент считается недостаточным, что свидетельствует о необходимости в научно-исследовательской деятельности в этой области.
2. К специфическим силовым способностям боксера следует относить главным образом «быструю» и «взрывную» виды силы. Группами мышц, несущих основную специфическую деятельность боксера, являются: сгибатели и разгибатели рук; сгибатели и разгибатели ног; сгибатели и разгибатели туловища, а также мышцы участвующие при повороте туловища
3. Силовая подготовка юного боксера должна осуществляться главным образом с общей направленностью и в меньшей степени со специализированной направленностью.
4. Экспериментальная методика занятий боксом с силовой направленностью способствовала развитию следующих силовых способностей, что подтверждают соответствующие тесты: «взрывной» силы мышц ног (прыжок в длину - 210,5 см, tpaсч -2,16; бег 30 м - 5,03 с, tpaсч - 2,37), быстроте «переключения» от действия к противоположно-направленному (челночный бег 3x10 м - 7,49 с, tpaсч - 3,16); силовой выносливости мышц рук (максимальное количество сгибаний и разгибаний рук в упоре лежа - 70,8, tpaсч - 3,12), абсолютной силы кисти (кистевая динамометрия – пр. 51,6 кг; лев. - 53 кг; tpaсч - 2,18; 2,14), специальной скоростно-силовой выносливости (макс. кол-во ударов в серии 3x5 с - Z - 72,4 уд.; х за 5 с - 24 уд.; tpaсч - 3,03; 2,97).
5. В результате проведенного педагогического эксперимента и тестирования ЭДР, РДО можно свидетельствовать о том, что применяемая методика занятий боксом с силовой направленностью способствовала достоверному уменьшению ЭДР и главным образом, за счет существенного снижения МК реакций (15,3 мсек, tpaсч - 2,24); а также способствовала достоверному повышению коэффициента точности (19,0. tpaсч - 2,93).
Практические рекомендации
1. При подборе применяемых упражнений необходимо руководствоваться принципом динамического соответствия и стремлением сохранения плотности тренировочного занятия.
2. Силовые упражнения, выполняемые в конце подготовительной и начале основной части занятия, не должны вызывать значительного утомления, а должны давать возможность продолжать совершенствование технико-тактического мастерства. Нагрузку этих упражнений необходимо строго дозировать: по количеству подходов; в подходах по количеству повторений (8-10-15) или по времени (5с-10с-15с), в соответствии с уровнем силовой подготовленности занимающихся.
3. Направленность нагрузки силовых упражнений (в отдельном занятии) можно распределять следующим образом: воздействовать только на одну мышечную группу (плечевого пояса и рук; на нижние конечности и т.п.) а так же комплексное воздействие.
4. Применение предлагаемой нами методики предполагает строгое соблюдение выше указанных рекомендаций, а также основных положений и принципов, изложенных в 3 главе данной работы.
Литература
1. Абдель С.Х. Методика комплексного развития скоростно-силовых способностей юных волейболистов: дис. Канд. Пед. Наук: 13.00.04. Абдель Салам Хусейн. – Краснодар, 2001. – 161с.
2. Адаптация к физическим нагрузкам и физическая работоспособность спортсменов : учебное пособие / И. Н. Солопов. - Волгоград : ВГАФК, 2001. - 80 с.
3. Аль Р. Р. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса л/а спринтеров. Дис. Канд. Пед. Наук 13.00.04. /ВГАФК – Волгоград, 2000.-177с.
4. Аулик, И. В. Определение физической работоспособности в клинике и спорте / И. В. Аулик. - М. : Медицина, 1979. - 192 с.
5. Бокс. Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва [Текст] / А.О.Акопян и др.-М.: Советский спорт,2005.-71с.
6. Верхошанский Ю.В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. - М.: ФиС, 1988. -С.331.
7. Верхошанский Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса. - М.: ФиС, 1985. - С. 138-140, 176.
8. Верхошанский Ю.В., Ганченко И.О.. Влияние силовых нагрузок на организм в процессе его возрастного развития: Лекция для студентов ГЦОЛИФКа. - М., 1989. - 4-6 с.
9. Волков. В.М. Тренеру о подростке. - М7: ФиС, 1973. -С.15-19.
10. Гаськов А.В., Дегтярев И.П., Копцев К.Н. Основы построения общей и специальной подготовки юных боксеров на специально-подготовительном этапе. - Бокс, Ежегодник. - М., 1986.-С. 42-44.
11. Гаськов А.В., Дегтярев И.П., Копцев К.Н., Стрельников В.А. Особенности построения общей и специальной физической подготовленности боксеров-юношей на предсоревновательных этапах. - ТиПФК, 1987, №4. -С.32-33.
12. Горбанева, Е. П. Исследование уровня здоровья спортсменов специализации «фитнес-аэробика» различных возрастно-квалификационных групп / Е.П. Горбанева, М.Л. Штода // Физическое воспитание и спортивная тренировка. - Волгоград: ФГБОУ ВПО «ВГАФК», 2014. - № 1 (7). - С. 63-67.
13. Давыдов, В. Ю. Показатели телосложения и физическая работоспособность боксеров : методические рекомендации / В. Ю. Давыдов ; В. А. Осколков. - Волгоград : ВГАФК, 1999. - 14 с.
14. Дегтярев И.П. Бокс : Учебник для институтов ФК. -М.:ФиС, 1979.-С.91-94.
15. Дегтярев И.П., Качурин А.И., Родионов А.В. Динамики показателей дифференцирования в развитии скоростно-силовых качеств у начинающих боксеров. - ТиПФК, 1974; №12. -С. 42-44.
16. Джероян Г.О, Никифоров Ю.В, Филимонов В.Н. Некоторые особенности силы ударов в боксе: Бокс, Ежегодник, 1977. -М.:ФиС. -С.7-9.
17. Джероян Г.О, Филимонов В.Н. Методика совершенствования скоростно-силовых способностей боксеров. Бокс, Ежегодник. - М., 1975. -С. 13-14.
18. Дубровский В.И., Реабилитация в спорте. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 208 с.
19. Засухин А.Ф.. Методика тренировки сильного удара и предупреждение травматизма: Бокс, Ежегодник. - М., 1983. - С.38.
20. Зациорский В.М.. Физические качества спортсмена: Основа теории и методики воспитания. -М., 1970. -С.200.
21. Ильинич, В. И. Физическая культура студента и жизнь : учебник / В. И. Ильинич. - М. : Гардарики, 2008. - 366 с. - Библиогр.: с. 354-356.
22. Иорданская, Ф. А. Мониторинг функциональной подготовленности юных спортсменов-резерва спорта высших достижений: этапы углубленной подготовки и спортивного совершенствования : монография / Ф. А. Иорданская. - М. : Советский спорт, 2011. - 141 с.
23. Иорданская, Ф.А. Диагностика функциональной подготовленности квалифицированных спортсменов. Сб. науч. трудов ла-бор. функцион. диагностики и врач, контроля М., 1988. - 165 с.
24. Киселев, В. А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров : учебное пособие / В. А. Киселев. - М. : Физическая культура, 2006. - 119 с.
25. Козбаев М.С. Показатели физического развития и подготовки боксеров-юношей в период многолетней подготовки // Многолетняя подготовка спортивных резервов. Сб. науч: ст. -Алма-Ата, 1990. -С.36-44.
26. Колесник И.С. Структура и содержание системы подготовки боксеров высокой спортивной квалификации 15-17 лет. Автореф. Доктор пед наук, 13.00.04- теории и методика…Набережные челны, 2010.
27. Корак Ю.А. Оценка скоростных и скоростно-силовых свойств нервно-мышечного аппарата у спортсменов-боксеров. - ТиПФК, 1989, №8. -С. 42-44.
28. Котешев В.Е., Макаров В.А. Бокс: учебник для специальных учебных заведений /В.Е.Котешев, В.А.Макаров. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма,- Краснодар: КГУФКСиТ, 2008,-224с.
29. Лях В.И. Способности к проявлению двигательных реакций: онтогенетическое изменение и возможность тренировки : обзор работ авторов ГДР, ТиПФК, 1988, №10. - 55-57 с.
30. Мизерский М.В. (ПНР). Быстрота и методы ее развития в боксе: Информационно-методический бюллетень. 1977 . -С.34
31. Омурзапов Ж.Ш., Дегтярев И.П. Особенности скоростно-силовых показателей боксеров различной квалификации, // Управление тренировочным процессом спортсменов: Сб. науч. ст. - Алма-Ата, 1986. -С. 134-139.
32. Осколков В.А. Бокс: обучение и тренировка. Учебное пособие. Волгоград: ВГАФК.-2003.-116с.
33. Остьянов В.И., Гайдамак И.И. Бокс. (Обучение и тренировка).-Киев:Олимпийская литература.- 2001.-239 с.
34. Пилоян, Р. А. Многолетняя подготовка спортсменов-единоборцев : учебное пособие / Р. А. Пилоян ; А. Д. Суханов. - Малаховка : МГАФК, 1999. - 99 с.
35. Санников, В. А. Теоретические и методологические основы подготовки боксера : учебное пособие / В. А. Санников ; В. В. Воропаев. - М. : Физическая культура, 2006. - 252 с.
36. Стапионене В.Н, Юпнявичус В.Р. Эффективность методики начальной подготовки боксеров-юношей. - Вильнюс, 1985.
37. Степанов В.К, Соколов Ю.В, Роднак Ю.Н. Бокс: Методическое пособие. - М.: Воениздат, 1967. - -С.22.
38. Суслов Ф.П., Гилязова В.Б., Солдатов О.А. Проблемы силовой подготовки в циклических видах спорта, требующих преимущественного проявления выносливости: Научно-спортивный вестник, 1989, № 3.
39. Топиян В.С., Кабачникова П.К., Комарова А.Д. Планирование тренировки юных спортсменов в годичном цикле в скоростно-силовых и циклических видах спорта. - ТиПФК, №11, 1983. -С.47.
40. Туманян, Г. С. Теория, методика, организация тренировочной, внетренировочной и соревновательной деятельности : учебное пособие. Ч. II, кн. 9 : Внетренировочная деятельность: восстановление работоспособности / Г. С. Туманян ; В. В. Гожин. - М. : Советский спорт, 2000. - 31 с.
41. Ушакова О.Е. Индивидуализация скоростно-силовой подготовленности юных копьеметателей. Дис. Канд. Пед. Наук. 13.00.04. /ВГАФК – Волгоград, 1998.-177с.
42. Фарфель В.С. Физиология спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1960. - 284 с.
43. Филимонов В.И. Бокс. Педагогические основы обучения и совершенствования .-М.: «ИНСАН», 2001.-400с.
44. Филимонов В.И., Копцев Н.Н., Хусайнов З.М., Назаров С.С. Пути повышения силы удара. Бокс, Ежегодник, 1983. -С.41-43.
45. Финогенов В.С. Биохимическая характеристика скоростно-силовых качеств спортсменов и методов их тренировки: Лекция для студентов заочников. -М., 1981. -С. 16.
46. Харитонова, Л. Г. Адаптация к физическим нагрузкам спортсменов игровых видов спорта на этапе спортивного совершенствования (на примере футбола, хоккея, бадминтона) / Л. Г. Харитонова ; Ю. В. Шкляев, А. В. Шемердяк. - Омск : СибГУФК, 2005. - 125 с.
47. Худадов Н.А. Обучение и тренировка юных боксеров: Учебное пособие для юношеских спортивных школ и секций в школе. -М.: ФиС, 1984. -С. 108.
48. Чудинов В.А. Физическая подготовка начинающего боксера. -М.: ФиС, 1971. -С.45.
49. Чудинов В.А. Физическое воспитание начинающего боксера. -М.: ФиС, 1976. -С. 45.
50. Ширяев А.Г. Бокс и кикбоксинг: учеб.пособие для студ. высш.учеб. заведений /А.Г.Ширяев, В.С.Филимонов.- М.: Издательский центр «Академия», 2007.-240с.
Рябенков Р.Д.
«_______» ____________________2016 г.
Исполнитель __________________________ Рябенков Р.Д.
Научный руководитель ______________ Суслина И.В.