Примерные упражнения с отягощениями для детей после ампутации обеих нижних конечностей на уровне бедра или бедра и голени
Область воздействия | Виды упражнений |
Мышцы плечевого пояса | 1. Сгибание-разгибание рук в положении сидя на наклонной скамье, штанга на груди. 2. Сгибание-разгибание рук на тренажере для развития двуглавой мышцы плеча. 3. Попеременное сгибание-разгибание рук в локтевых суставах с гантелями, сидя в коляске или на наклонной скамье. |
Мышцы груди | 1. Жим штанги в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье. 2. Жим гантелей в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье. 3. Отведение и приведение рук с гантелями в положении лежа на горизонтальной или наклонной скамье. 4. Приведение и отведение рук на тросовом тренажере в положении сидя. |
Мышцы спины | 1. Тяга вертикального блока за голову. 2. Тяга вертикального блока к груди. 3. Сгибание-разгибание рук в висе на высокой перекладине к груди или за голову. |
Мышцы живота | 1. Сгибание ног в тазобедренных суставах в положении сидя на скамье. 2. Сгибание-разгибание туловища из положения лежа. |
Так, стандартные тренажерные комплексы содержат лишь узкие скамьи, в связи с чем упражнения в положении лежа на горизонтальной скамье вызывают закономерные колебания туловища вследствие уменьшения величины опорной поверхности, что может привести к падению и получению травмы. Данная проблема может быть успешно решена при помощи изменения внешних условий, например использования дополнительной опоры для культей в виде коляски. Подобный методический прием позволяет сохранять равновесие и добиться технически правильного выполнения упражнений.
В процессе занятий со свободными отягощениями и на тренажерах необходимо соблюдать некоторые наиболее важные методические требования выполнения упражнений.
1. Необходимо исключить возможность промедления между повторениями в подходе.
2. Между концентрическим и эксцентрическим сокращениями следует выполнять непродолжительную паузу.
3. Следует осуществлять контроль за пассивной фазой выполнения упражнения, не допуская резкого уступающего движения.
4. При выполнении всех упражнений пассивную и активную фазы действия необходимо выполнять с одинаковой скоростью.
5. В процессе выполнении упражнений следует избегать задержки дыхания.
Соблюдение последнего методического требования вызвано тем, что выполнение силовых упражнений может сопровождаться существенными перепадами артериального давления. При натуживании в результате уменьшения венозного возврата крови и соответственно сердечного выброса уменьшается систолическое и повышается диастолическое артериальное давление. Подобные колебания артериального давления можно нивелировать при помощи специальных методических приемов. На этот счет существует несколько точек зрения. Одни авторы рекомендуют выполнять вдох в активной фазе упражнения, т. е. при преодолении внешнего сопротивления (Морозова О.В., 1998), другие считают, что вдох следует выполнять в пассивной фазе (Яшина Т.А., 1998; Мухина А.В., 1999), третьи допускают оба варианта, но при этом советуют руководствоваться субъективными ощущениями (Уайдер Д., 1992). Однако следует учитывать возможность задержки дыхания при выполнении вдоха в активной фазе движения. Именно задержка дыхания при выполнении упражнения может привести к увеличению внутригрудного давления, которое оказывает сопротивление венозному возврату крови к сердцу. Компенсаторным явлением в деятельности организма в ответ на внезапность изменения кровяного давления и его колебания может быть снижение притока крови к головному мозгу, головокружение и потеря сознания. Следовательно, учитывая возможность изменения внутригрудного давления вследствие мышечного напряжения при преодолении внешнего сопротивления, логично и физиологически правильно сочетать вдох с пассивной фазой движения, а выдох — с активной. При занятиях с детьми-инвалидами рекомендуется именно этот вариант. Если при выполнении упражнений имеют место трудности в согласовании правильной техники и дыхания, допускается произвольное дыхание. Лишь после достаточного освоения техники упражнений внимание можно концентрировать на обучении согласованности дыхания в соответствии с фазами двигательного действия.
Допуск детей-инвалидов к занятиям на тренажерах основывается на результатах тщательного медицинского осмотра, оценки физического состояния, выполнения функциональных проб и других критериях врачебно-педагогического контроля.