Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей

Направленность воздействия Средства
Ознакомление с выталкивающими свой­ствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию. И.п. — хват за поручни на уровне груди, вдох — погружение, всплытие — выдох.
Ознакомление с физическими свойства­ми воды. Обучение удержанию гори­зонтального положения тела. Формиро­вание умения открывать глаза в воде. И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху. 1—3 — опустить лицо в воду, открыть глаза, задер­жать дыхание; 2—4 — поднять голову, выдох, вдох.
Повышение функциональных возможно­стей кардиореспираторной системы и увеличение силы дыхательной мускула­туры. Обучение выдоху в воду, погру­жению лица, открыванию глаз. Разви­тие способности к дифференцированию времени вдоха и выдоха. И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху лицо в воде. 1—3 — сгибание рук в локтевых суставах, выдох в воду; 2—4 — разгибание рук в локтевых суставах, вдох.
Развитие координационных способнос­тей, динамической силы приводящих и отводящих мышц бедра, подвижности в тазобедренных суставах. И.п. — лежа на груди, хват за поручни сверху. 1—3 — отведение культей; 2—4 — приведение куль­тей.
Развитие активной гибкости, увеличение подвижности в тазобедренных суставах. Увеличение интенсивности регионально­го кровообращения и оттока венозной крови по сосудам нижних конечностей. И.п. — хват за поручни сверху на уровне груди. 1—3 — отведение культей; 2—4 — приведение куль­тей.
Развитие динамической силы приводя­щих и отводящих мышц бедра. Увеличение интенсивности регионально­го кровообращения и оттока венозной крови по сосудам нижних конечностей. И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. 1—3 — отведение куль­тей, выдох; 2—4 — приведение куль­тей, вдох.
Увеличение подвижности в тазобедрен­ных суставах. Развитие координацион­ных способностей и динамической силы мышц живота. Увеличение интенсивно­сти регионального кровообращения и ве­нозного оттока крови по сосудам ниж­них конечностей. И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу.
Попеременное сгибание-разгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах. И.п. — лежа на спине, хват за поручни снизу. 1—3 — одновременное сгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах — выдох; 2—4 — одновременное разгибание ног в тазобед­ренных и коленных суста­вах — вдох.

В процессе обучения детей-инвалидов плаванию для повыше­ния мотивации и интереса к занятиям, закрепления и совершенство­вания изученных элементов применяются различные сюжетно-ролевые игры (Орешкина Ю.А., 2001; Жиленкова В.П., 2002). Наиболее широко применяемые подвижные игры в воде для детей различного возраста после ампутации бедра и голени приведены в табл. 7.8. Критерием отбора подвижных игр является возможность передви­жения в условиях водной среды без использования технических или вспомогательных средств.

Таблица 7.8

Содержание и направленность подвижных игр в воде для детей после ампутации бедра и голени

Содержание Направленность
«Поплавки» Дети стоят по грудь в воде, делают вдох и приседают. Опустившись на дно, го­лову наклоняют к коленям, которые об­хватывают руками и всплывают как поплавки. Ознакомление с выталки­вающими свойствами воды, обучение погружению с задержкой дыхания и всплытию.
«Стрелы» Дети стоят спиной к бортику бассейна, руки вверх. Оттолкнувшись от бортика, выполняют скольжение до полной ос­тановки. Ознакомление с сопротив­лением и вязкостью воды, обучение скольжению, со­хранению горизонтального положения тела.
«Рыба в сетке» 6—8 игроков, держась за руки, становят­ся в круг спиной к центру, образуя сеть. В центре круга один из участников — рыбка. Этот игрок старается выскользнуть из сети под руками играющих. Участник, с правой стороны от которого вынырну­ла рыбка, считается плохим рыбаком. Он меняется с рыбкой ролями. Поэтому по­чувствовав с правой стороны от себя дви­жение рыбки, игрок должен крикнуть: «Поймал!». Тогда рыбка должна искать другой выход из сетки. Развитие способности к сохранению равновесия, совершенствование техни­ки плавания под водой, повышение функциональ­ных возможностей кардио­респираторной системы, развитие способности к точности и скорости так­тильного восприятия.
«Караси на прогулке» 7 играющих, взявшись за руки, обра-.уют круг (сеть). Такое же количе-:тво игроков находится за сетью. Они изображают карасей. Выбирается водя­щий — щука. Он, преследуя карасей (глубина воды — по пояс), передвига­ется только за кругом. Караси, спасаясь it щуки, могут нырять под руками сто­ящих в круге, но не задерживаться там и снова возвращаться в озеро. Игрок, осаленный щукой, меняется с ней ролью. Через некоторое время игроки, образу­ющие сеть, и караси меняются ролями. Правила запрещают образующим сеть сходить с места, а свободно передвига­ющимся участникам игры хвататься за них. Не разрешается также задерживать и топить друг друга. Развитие способности к сохранению равновесия, перестроению и комбини­рованию двигательных действий, быстроты слож­ной двигательной реакции, способности к антиципации, способности к точности и скорости зрительного и тактильного восприятия, со­средоточенности и распре­деляемости внимания, со­вершенствование техники плавания под водой, повы­шение функциональных возможностей кардиорес-пираторной системы.
«Успей нырнуть!» Игроки делятся на две команды. Одна образует круг на глубине выше пояса. Это охотники. Другая входит внутрь круга и выполняет роль уток. Охотни­ки получают легкий резиновый мяч. По сигналу они начинают перебрасывать его друг другу, а при удобном случае осаливают им уток. Те, спасаясь, ныря­ют в воду. После каждого попадания утка покидает круг. Через 4—5 мин игроки меняются ролями. Побеждает команда, сумевшая осалить больше иг­роков противника. Развитие способности к сохранению равновесия быстроты реакции, способ­ности к точности и ско­рости зрительного воспрИ' ятия, к переключению v распределению внимания способности к оценке отмериванию расстояния дифференцированию си ловых пространственны? параметров движений, со вершенствование технию плавания, повышение функ циональных возможностей кардиореспираторной си стемы.
«Дельфины» Пластмассовые обручи связывают друг с другом, чтобы образовалась дорожка. Дорожка из б—10 обручей располага­ется перед командами, игроки в кото­рых выстраиваются в колонну по од­ному. По сигналу первый игрок прыгает в воду и плывет к первому обручу. Под него он ныряет, а другой преодолевает сверху. Таким образом, игрок преодо­левает всю дорожку. Достигнув про­тивоположного бортика, он поднимает вверх лежащий там флажок. Это сиг­нал второму игроку начать продвиже­ние вперед. Если игрок, не показываясь на поверхность, пронырнет между дву­мя обручами, команде начисляется штрафное очко. Победа команде засчи­тывается в том случае, если она закон­чила игру первой при наименьшем ко­личестве ошибок. Развитие способности к сохранению равновесия, к перестроению и комбини­рованию двигательных действий, способности к точности и скорости зрительного восприятия, переключению и распре­делению внимания, спо­собности к оценке и от­мериванию расстояния, дифференцированию сило­вых, пространственных и временных параметров движений, совершенство­вание техники плавания, повышение функциональ­ных возможностей кардио­респираторной системы.
«Баскетбол на воде» В баскетбол играют с одной корзиной, которая находится в центре бассейна и представляет собой обруч или авто­мобильную камеру среднего размера. Участники игры должны уметь плавать и владеть мячом. В команде может быть 5—6 человек. Одна команда защищает корзину, другая — атакует. Задача ата­кующей команды забросить мяч в се­редину камеры. Через 5—6 мин коман­ды меняются ролями, после чего подводятся итоги. Победитель опреде­ляется по числу заброшенных мячей. Развитие способности к перестроению и комбини­рованию двигательных дей­ствий, быстроты реакции, способности к точности и скорости зрительного вос­приятия, переключению и распределению внимания, оценке и отмериванию рас­стояния, дифференцирова­нию силовых простран­ственных и временных параметров движений, со­вершенствование техники плавания, повышение функ­циональных возможностей кардиореспираторной сис­темы.

Ю.А. Орешкиной (2001) были выделены закономерности началь­ного обучения плаванию детей-инвалидов. Так, обучение подготови­тельным упражнениям целесообразно проводить в зале сухого пла­вания с последующим закреплением разученных движений в воде.

Рекомендуется каждое упражнение изучать по следующей схеме:

— изучение движений на суше;

— закрепление движений в воде у неподвижной опоры;

— закрепление движений в воде с подвижной опорой;

— закрепление движений без опоры.

Установлена принципиальная последовательность решения задач при начальном обучении плаванию:

1) обучение движениям рук и ног в различных плоскостях;

2) обучение погружению с задержкой дыхания;

3) обучение всплытию;

4) обучение удержанию горизонтального положения на груди, спине, боку;

5) обучение скольжению на груди и спине.

При обучении спортивным способам плавания целесообразно использование параллельно-последовательного метода, который пре­дусматривает одновременное изучение основных элементов техни­ки каждого способа, изучение дополнительных элементов и совер­шенствование основных, обучение согласованию движений во всех способах. При этом последовательность обучения спортивным спо­собам плаванию представляется следующей: кроль на груди, кроль на спине, баттерфляй, брасс (рис. 7.16).

Необходимость обучения плаванию способом баттерфляй после способов кроль на груди и кроль на спине объясняется его коорди­национной сложностью для неподготовленного ребенка. Освоение этого способа плавания перед обучением брассу обусловлено тем, что движение ногами изменяется с попеременного на одновременное в той же плоскости. Необходимо также учитывать, что обучение способу кроль на груди, кроль на спине, брасс необходимо начинать с разучивания движений руками и дыхания, а способу баттерфляй с движений ногами.

Вследствие ограничения двигательной активности у детей-инва­лидов наблюдаются нарушения, связанные с воспроизведением об­раза изучаемых двигательных действий, что требует более детально­го изучения отдельных элементов. На первом этапе обучения особое внимание уделяется освоению подводящих и имитационных упраж­нений на суше. Упражнения выполняются из различных исходных положений: сидя на полу или на гимнастической скамейке, стоя у гимнастической стенки или другой опоры.

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей - student2.ru

Рис. 7.16.Последовательность разучивания элементов техники спортивных способов плавания (по Ю.А.Орешкиной, 2001)

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей - student2.ru

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей - student2.ru

Рис. 7.17.Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления при обучении спортивным спосо­бам плавания детей-инвалидов 8—11 лет после ампутации нижних конечностей (по Ю.А.Орешкиной, 2001)

На втором этапе происходит обучение согласованию дыхания с фазами плавания. Особое внимание уделяется предотвращению воз­можных ошибок. Упражнения выполняются в положении лежа на животе с движениями рук и ног. Основные двигательные ошибки и методические приемы их исправления показаны на рис. 7.17.

Одновременно решаются задачи, направленные на развитие спо­собности к ориентированию в пространстве, дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движений, гиб­кости, скоростно-силовых способностей.

Объем времени, отводимого на обучение в зале «сухого» плава­ния и на воде, изменяется в соответствии с этапами изучения техни­ки двигательных действий. Так, на первом этапе продолжительность занятий в зале составляет 70% общего времени, а на втором — 30% (Орешкина Ю.А., 2000).

Для методически правильной организации занятий плаванием детей-инвалидов, перенесших ампутации нижних конечностей необ­ходимо учитывать некоторые биомеханические особенности положе­ния тела в воде, обусловленные уменьшением веса тела. Вследствие ампутации происходит смещение общего центра масс (ОЦМ) тела в прямой зависимости от уровня ампутационного дефекта. После ам­путации на уровне средней трети голени ОЦМ тела смещается в сторону сохраненной конечности на 8 мм и вверх на 45 мм, после ампутации на уровне бедра — на 13 мм и 79 мм, соответственно (Якобсон Я.С. с соавт., 1976). После ампутации обеих нижних ко­нечностей на уровне бедер смещение ОЦМ тела вверх еще более выражено. Эти данные касаются человека, находящегося в верти­кальном положении. На рис. 7.18 показано сравнительное положе­ние в воде здорового человека и инвалидов с различными уровня­ми ампутации.

Для здорового человека характерно положение, близкое к гори­зонтальному, угол атаки (а) составляет около 8° (рис. 7.18, А). Пос­ле ампутации голени при статическом положении тела в воде и задержке дыхания на вдохе сохраняется положение, близкое к гори­зонтальному, угол атаки практически не меняется (рис. 7.18, Б). Пос­ле ампутации на уровне бедра также сохраняется горизонтальное положение, хотя наблюдается тенденция к уменьшению угла атаки (рис. 7.18, В). После ампутации обеих нижних конечностей на уров­не бедер при статическом положении в воде (рис. 7.18, Г) голова и плечевой пояс оказываются погруженными в воду, а область таза и культи конечностей находятся выше уровня воды, угол атаки приоб­ретает отрицательное значение.

J

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей - student2.ru

Рис. 7.18.Статическое положение в воде здорового человека и инва­лидов с различными уровнями ампутации

Такое положение значитель­но нарушает так называемую гид-ропланирующую позу, а для под­держания горизонтального положения и принятия положи­тельного угла атаки при плавании необходима интенсивная работа руками. Учитывая отсутствие нижних конечностей, продвижение вперед при плавании кролем обес­печивается только за счет движе­ний верхних конечностей, при этом подготовительные движения производятся быстро, низко над во­дой. Вместе с этим возникает ги­перлордоз позвоночника, который носит компенсаторный характер. В целом эти особенности вызы­вают увеличение лобового сопро­тивления, снижение скорости дви­жения, развитие утомления мышц верхних конечностей.

При статическом положении тела лежа на спине, с задержкой дыхания на вдохе, у детей-инвалидов с дефектами обеих нижних конечностей отмечается выраженное сгибание в тазобедренных сус­тавах, что в определенной мере может быть объяснено наличием сгибательных или сгибательно-отводящих контрактур, развивающих­ся вследствие ампутации, а также компенсаторным сгибанием пояс­ничного и грудного отделов позвоночника. При этом голова и куль­ти бедер находятся выше уровня воды, а туловище уходит под воду. Мышцы шейного отдела позво­ночника находятся в состоянии постоянного напряжения. На рис. 7.19 показано положение в воде здорового человека и инвалида с дефектами обеих нижних конеч­ностей.

Для коррекции положения тела в воде в период начального обучения плаванию детей после ампутации обеих нижних конеч­ностей на уровне бедер рекомендуется использование вспомогательных плавательных средств, утяже­ляющего пояса и пробкового жилета (рис. 7.19). Использование пояса обеспечивает горизонтальное или близкое к горизонтальному положение тела с положительным углом атаки, снижает явление ги­перлордоза позвоночника, способствуя тем самым уменьшению на­пряжения мышц спины и плечевого пояса. Применение жилета обеспе­чивает удержание плечевого пояса и головы над водой и способствует улучшению координации движений (Богатых В.Г., 1997).

Примерные упражнения в воде для детей после ампутации обеих нижних конечностей - student2.ru

Рис. 7.19.Статическое положение на спине здорового человека и инвалида

Контрольные вопросы

1. Назовите отличительные особенности детских культей.

2. Расскажите об изменениях в скелете усеченной и сохраненной нижней конечности вследствие ампутации.

3. Расскажите об изменениях в скелете усеченной верхней конеч­ности вследствие ампутации.

4. Назовите и дайте характеристику аномалий развития бедра.

5. Перечислите изменения, характерные для врожденного недораз­вития стопы.

6. Перечислите наиболее распространенные аномалии развития нижних конечностей.

7. Перечислите анатомо-функциональные группы врожденного не­доразвития нижних конечностей.

8. Расскажите об аномалиях развития верхних конечностей по про­дольному типу.

9. Дайте краткую характеристику изменений в опорно-двигатель­ном аппарате при врожденных дефектах верхних конечностей.

10. Перечислите физические упражнения, применяемые для форми­рования у детей раннего возраста двигательных компенсаций.

12. Назовите особенности ходьбы на протезах детей раннего возраста.

13. Какие формы занятий используются при работе с детьми ранне­го возраста?

14. Раскройте содержание занятий с детьми до двух лет.

15. Перечислите задачи в период подготовки к протезированию де­тей с дефектами нижних конечностей.

16. Раскройте содержание этапов обучения ходьбе на протезах в старшем дошкольном возрасте.

17. Перечислите задачи периода подготовки к протезированию де­тей с дефектами верхних конечностей.

18. Назовите особенности обучения детей пользованию протезами верхних конечностей.

19. Перечислите задачи при подготовке к первичному протезирова­нию после ампутации нижних конечностей.

20. Приведите примеры коррекционно-компенсаторных упражнений для детей после ампутации нижних конечностей.

21. Перечислите задачи при подготовке к первичному протезирова­нию после ампутации верхних конечностей.

22. Приведите примеры коррекционно-компенсаторных упражнений для детей после ампутации верхних конечностей.

23. Перечислите средства и задачи двигательной реабилитации в послеоперационном периоде после ампутации верхних и нижних конечностей.

24. Назовите задачи, которые решаются в период подготовки к про­тезированию.

25. Приведите примеры упражнений, направленных на устранение контрактур и тугоподвижности в суставах усеченной верхней конечности.

26. Расскажите об особенностях метода ручной редрессации.

27. Раскройте содержание фантомно-импульсивной гимнастики.

28. Перечислите виды упражнений, применяемых в период подго­товки к протезированию.

29. Дайте краткую характеристику задач периода освоения протез­но-ортопедических изделий.

30. Расскажите об особенностях процесса обучения пользованию протезами верхних конечностей.

31. Охарактеризуйте этапы процесса обучения ходьбе на протезе бедра.

32. Расскажите об особенностях обучения ходьбе на протезах после ампутации обоих бедер.

33. Перечислите типичные двигательные ошибки, возникающие в процессе обучения ходьбе на протезах.

34. Приведите примеры подвижных игр, в которых могут участво­вать дети с дефектами верхних и нижних конечностей.

35. Расскажите о возможностях организации процесса обучения пользованию протезно-ортопедическими изделиями в условиях игровой деятельности.

36. В чем заключается многосторонность воздействия подвижных игр на детей с дефектами конечностей?

37. Перечислите спортивные игры, доступные для детей с односто­ронними дефектами верхних конечностей.

38. Назовите спортивные игры, участие в которых не требует ис­пользования протезно-ортопедических изделий.

39. Какова роль спортивных игр в двигательной реабилитации де­тей с дефектами конечностей?

40. Перечислите виды упражнений с отягощениями, доступные для детей после ампутации обеих голеней, бедер, бедра и голени.

41. Перечислите виды упражнений с отягощениями, доступные для детей с дефектами верхних конечностей.

42. Назовите методические требования к выполнению упражнений с отягощениями после ампутации верхних и нижних конечностей.

43. Расскажите о преимуществах использования тренажеров в про­цессе двигательной реабилитации детей-инвалидов.

44. Расскажите о преимуществах занятий физическими упражнени­ями в водной среде с детьми-инвалидами.

45. Приведите примеры подвижных игр, способствующих решению задач ознакомления с физическими свойствами воды.

46. Расскажите о биомеханических особенностях плавания детей пос­ле ампутации нижних конечностей.

47. Назовите последовательность решения задач при начальном обу­чении плаванию.

48. Расскажите, почему обучение плаванию способом баттерфляй проводится после овладения кролем на груди и спине и перед изучением плавания способом брасс.

Литература

1. Богатых В.Г. Лечебное и оздоровительное плавание в реаби­литации инвалидов после ампутации нижних конечностей // Социальная защита. Медико-социальная экспертиза и реабили­тация инвалидов: Обзор, инф. / ЦБНТИ Минтруда РФ. — М., 1997. — Вып. 33. — 38 с.

2. Вехби А. Комплексная методика обучения ходьбе на протезе бед-

ра при первичном протезировании инвалидов средствами физи­ческой культуры и искусственной коррекции движений: Авто-реф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 1999. — 34 с.

3. Добровольский В.К., Ступкина Н.В., Грабовская Н.А., Лапте-

ва М.П., Чудакова В.В. Лечебная физическая культура при про­тезировании детей с дефектами верхних конечностей // Мето­дические рекомендации. — Л., 1979. — 36 с.

4. Добровольский В.К., Ступкина Н.В., Ананьева Т.А. Лечебная физическая культура при протезировании детей с дефектами нижних конечностей / Методические рекомендации. — Л., 1981. — 44 с.

5. Евсеев С.П., Курдыбайло С.Ф., Сусляев В.Г. Материально-тех­ническое обеспечение адаптивной физической культуры: Учеб­ное пособие // Под. ред. проф. С.П. Евсеева. — М.: Совет­ский спорт, 2000. — 152 с.

6. Каптелин А.Ф. Гидрокинезотерапия в ортопедии и травматоло­гии. — М.: Медицина, 1986. — 224 с.

7. Курдыбайло С.Ф. Морфофункциональное обоснование двигатель-

ных возможностей инвалидов после ампутации конечностей как основа медико-социальной реабилитации: Дис. ... докт. мед. наук. —• СПб., 1993. — 431 с.

8. Малышев А.И. Коррекция стрессорной реакции инвалидов пос­ле ампутации нижних конечностей средствами адаптивной фи­зической культуры: Дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2002. — 174 с.

9. Морозова О.В. Адаптационно-компенсаторные реакции кардио-респираторной системы у детей-инвалидов при занятиях физи­ческой культурой: Автореф. дис. ... канд. биол. наук. — СПб., 1998. — 123 с.

10. Мосунов Д.Ф. Дидактические основы совершенствования двига­тельных действий спортсмена (на примере плавания). — СПб.: Плавин, 1996. — 177 с.

11. Орешкина Ю.А. Обучение плаванию детей-инвалидов с одно­сторонней ампутацией нижней конечности (с сохранным интел­лектом): Автореф дис. ... канд. пед. наук. — СПб., 2001. — 17с.

12. Протезирование детей с дефектами конечностей // Под ред. В.И. Филатова. — Л.: Медицина, Ленинградское отд., 1981. — 278 с.

13. Руководство по протезированию и ортезированию // Под ред. А.Н. Кейера и А.В.Рожкова. — СПб., 1999. — 624 с.

14. Сазыкин В.Г. Методика предотвращения критических ситуаций при обучении плаванию детей-инвалидов: Автореф. дис. ...канд. пед.наук. — Волгоград, 2000. — 24 с.

Глава 8

Наши рекомендации