Информационная справка о дополнительной общеобразовательной программе
Центр дополнительного образования
«Алые паруса»
Программа рассмотрена Утверждаю
на __________________ директор ЦДО «Алые паруса»
(педагогическом совете, малом педагогическом совете) _________________/Черных Д.В./
«__» _____ 20__г. (протокол № ___) «__» _______ 20__г.
«Синяя птица»
Рабочая программа
по предмету «Декоративно – прикладное творчество»
творческого объединения «Кудесники»
на 2015-2016 учебный год
Составитель: Пономарева Мария Васильевна
педагог дополнительного образования
Возраст обучающихся - (средний и старший школьный )
Срок реализации программы: 1 год
Новосибирск 2015 г.
Согласовано зам. директора по методической и профильной работе__________/Шестакова Н.В./ «__» _______ 20__г. | Согласовано зам. директора по учебно-воспитательной работе _____________________/___________./ «__» _______ 20__г. |
Согласовано руководитель структурного подразделения ___________________/_Афанасьева Ю.Ю../ «__» ______ 20__г. |
Информационная справка о дополнительной общеобразовательной программе
1. | Направленность программы | Художественно-эстетическая, социально-педагогическая. |
2. | Тип программы | Интегрированная, эксперементальная |
3. | Форма организации содержания | Комплексная |
4. | Ступень образования | Начального общего образования? |
5. | Уровень подготовки | Начальный |
Дополнительная общеобразовательная программа «Синяя птица»:
· рассмотрена в 2015 г.;
· рассмотрена на педагогическом совете в 2015 г.;
· методическое консультирование: Соголаева Ю.О.
Оглавление
1. Пояснительная записка. 5
1.1. Введение. 5
1.2. Цель и задачи программы.. 6
1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование. 7
1.4. Организационно-педагогические основы деятельности. 7
1.5. Требования к уровню подготовки учащихся Результативность образовательной программы.. 8
2. Календарно-тематический план на 2015-2016 год. 10
3. Содержание программы (оставишь без таблицы если хочешь) 12
4. Перечень учебно-методических средств обучения. 15
5. Список литературы.. 17
6. Контрольно-диагностические материалы.. 19
1. Пояснительная записка
1.1. Введение
Данная образовательная программа «Синяя птица» относится к художественно-эстетической направленности и предназначена для объединения изобразительного искусства и декоративно-прикладного творчества «Кудесники».
Приоритетным направлением социальной политики российского государства и стран мирового сообщества является создание системы эффективной социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья. К этой категории относятся дети, имеющие «значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения роста и развития ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем».
Занятия в системе дополнительного образования – это прекрасная возможность для продуктивной творческой деятельности и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Дополнительное образование увеличивает пространство в котором может развиваться личность ребенка, предоставляет возможности для развития творческих способностей.
Среди множества доступных видов творческой и изобразительной деятельности, декоративно прикладное искусство (ДПИ) занимает важное место в жизни ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Этот вид деятельности связан с эмоциональной и эстетической стороной жизни детей, в ней находят свое отражение особенности восприятия человеком окружающего мира. Уроки ДПИ играют огромную роль в эмоционально - эстетическом развитии детей. Огромным плюсом является то, что школьнику с ОВЗ подвластны разные виды деятельности ДПИ, сложность одного задания можно варьировать. Они могут добиваться результатов и перешагивать на более сложную ступень, получая огромное удовольствие от итогов своего творчества.
Главной целью развития каждого ребенка, является освоение социального опыта, включение в социальную жизнь общества, получение трудовых, бытовых навыков. А наличие каких либо отклонений, говорит о том что необходимо искать особые, индивидуальные пути и методы достижения этой цели. Так и декоративно прикладное искусство помогает развивать мышление, мелкую моторику руки, воображение.
Актуальность программы заключается в том, что…
Дети и подростки с ограниченными возможностями не менее талантливы и одаренны, чем здоровые дети. Правда, для развития способностей детей с ограниченными возможностями здоровья требуется специальные условия, помощь и поддержка.
Таким образом, занятия становятся особой средой, в которой ребенок социализируется как личность в процессе вовлечения и приобщения к сфере образного восприятия окружающего мира. Все приобретенные знания и умения на занятиях в объединении способствуют формированию, творческого мышления, развитию внимания и памяти, т.к. процесс изготовления поделки требует сосредоточенности и запоминания способов и последовательности приемов работы. Постепенно в процессе занятий происходит совершенствование трудовых умений ребенка.
Дополнительная общеобразовательная программа основана на (основные источники, или чьи-то опыты…) …
Работа по общеобразовательной программе предусматривает ее освоение на уровне начального общего образования.
1.2. Цель и задачи программы
Цель:создание условий для развития художественно-творческих способностей через обеспечение эмоционально – положительного восприятия своей деятельности ее результатам, формирование навыков работы с различными материалами.
Задачи
Образовательные:
· расширить словарный запас;
· ознакомить с техниками декоративно-прикладного творчества и изобразительного искусства;
· научить приёмами работы с различными материалами;
· научить владеть различными инструментами;
Развивающие:
· развитие творческого воображения;
· развитие зрительно-двигательной координации;
· развитие внимания, памяти;
· развитие мелкой моторики;
Воспитательные:
· формирование у обучающихся установки на эмоционально-положительное восприятие мира;
· воспитание доброжелательного отношения к людям, к самому себе, умению радоваться успеху других;
· формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию, и самосовершенствованию.
1.3. Изменения, внесенные в дополнительную общеобразовательную программу, и их обоснование
В соответствии с тем, что у учащихся, набираемых на обучение, сформирован достаточный уровень базовых умений и навыков для занятия декоративно-прикладным творчеством, заложенный в данной общеобразовательной программе, в числе которых умение обращаться с ножницами, умение правильно держать кисть, карандаш, знание основных цветов, простых геометрических форм. Рабочая программа первого года обучения выстраивается согласно учебно-тематическому планированию дополнительной общеобразовательной программы.
1.4. Организационно-педагогические основы деятельности
Программа «Синяя птица» рассчитана на 1 года обучения. Набор в группы свободный. Группы имеют постоянный разновозрастной состав.
Согласно рабочему календарю на 2015-2016 учебный год, рабочая программа по предмету «Декоративно-прикладное творчество» для обучающихся первого года обучения на 2015-2016 учебный год «Синяя птица» рассчитана на 144 академических часа в год (с 1 сентября 2015 года до 31 мая 2016 года).
Занятия проводятся по группам – 15 человек, 2 раза в неделю по 2 часа.
Продолжительность занятия устанавливается для группы учащихся 2 раза по 45 минут, 15 минут отводится на подготовку дидактических материалов и организацию по уборке кабинета, проветривание кабинета,15 минут на игровую разминку. Занятия проходят на базе ЦДО «Алые паруса» в кабинете № 201.
Достигаемый уровень подготовки в рамках данной программы – начальный.
1.5. Требования к уровню подготовки учащихся
Результативность образовательной программы
К концу курса обучающиеся:
Знают:
· правила безопасности труда и личной гигиены при работе с инструментами и материалами;
· названия и назначение материалов, характерных для ручного творчества;
· область применения и назначения инструментов, используемых в работе;
· этапы изготовления поделки/рисунка.
Умеют:
· правильно организовать своё рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
· соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
· правильно пользоваться инструментами, использовать материалы;
· экономично размещать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, резать бумагу и ткань ножницами по линии разметки, соединять детали из бумаги при помощи клея;
· анализировать под руководством педагога изделие (определить его назначение, материал, из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления).
Личностные результаты освоения программы представлены через воспитанность качеств личности:
· аккуратность,
· трудолюбие,
· внимательность.
Результативность освоения образовательной программы определяется по следующим диагностическим параметрам:
Основная диагностика | ||||||
№ | Направление диагностики | Метод | ||||
1. | Обученность по программе | Шкалирование как основной метод технологии оценки степени обученности, предложенный В.П. Симоновым (Приложение №3) | ||||
2. | Воспитанность качеств личности | Включенное педагогическое наблюдение, ранжирование. Оценивается по баллам:
| ||||
Дополнительная диагностика | ||||||
3. | Мотивация выбора объединения | Анкетирование | ||||
4. | Удовлетворенность качеством образовательных услуг детей и родителей | |||||
5. | Результативность деятельности объединения Сбор количественных показателей, методическая деятельность педагога | Сбор количественных и качественных показателей | ||||
6. | Итоговая аттестация выпускников | |||||
7. | Процент реализации образовательной программы | |||||
· способность высказать свое отношение о проделанной работе;
· участие в выставках, конкурсах. Это что?
Формы подведения итогов реализации образовательной программы:
2. Календарно-тематический план на 2015-2016 год
№ | Дата | Название тем | Часы |
Вводное занятие | |||
Предметная аппликация | |||
Декоративное рисование | |||
Предметная лепка | |||
Рисование фигуры и лица человека | |||
Декоративная аппликация | |||
Декоративное рисование | |||
Лепка фигуры человека | |||
Сюжетное рисование | |||
Рисование фигуры и лица человека | |||
Предметная аппликация | |||
Сюжетная лепка | |||
Декоративное рисование | |||
Сюжетная аппликация | |||
Лепка фигуры человека | |||
Декоративное рисование | |||
Сюжетная аппликация | |||
Рисование пейзажа | |||
Сюжетная лепка | |||
Декоративное рисование | |||
Декоративная аппликация | |||
Сюжетная аппликация | |||
Декоративное рисование | |||
Предметная лепка | |||
Декоративная аппликация | |||
Рисование натюрморта | |||
Предметная аппликация | |||
Сюжетная лепка | |||
Декоративное рисование | |||
Сюжетное рисование | |||
Декоративная аппликация | |||
Декоративное рисование | |||
Предметная лепка | |||
Декоративное рисование | |||
Рисование натюрморта | |||
Лепка фигуры человека | |||
Декоративная аппликация | |||
Декоративное рисование | |||
Предметная лепка | |||
Рисование пейзажа | |||
Сюжетная аппликация. | |||
Декоративное рисование | |||
Сюжетная лепка | |||
Декоративная аппликация | |||
Рисование натюрморта | |||
Беседа о профессиях иллюстратора и декоратора | |||
Отчетная выставка | |||
Итого: |
3. Содержание программы (оставишь без таблицы если хочешь)
№ занятия | Название разделов и тем занятий | Содержание |
1. Введение | ||
Вводное занятие | Теория: Знакомство с планом работы на учебный год. Инструктаж по техники безопасности. Что такое декоративно прикладное искусство. Виды и направления декоративно прикладного искусства. Что такое изобразительное искусство. Виды и направления изобразительного искусства. | |
2. Рисование | ||
2, 3, 4, 5, 6 и т.д. | Декоративное рисование. | Теория: Средства выразительности (линия, пятно, штрих). Оборудование и материалы. Основы композиции. Практика: Упражнения: цветовой круг; линия, пятно, штрих. Композиция-замкнутая-открытая; симметричная-асимметричная; статическая-динамическая, равновесие, симметрия-ассиметрия. |
Тема 3. Рисование пейзажа.
Теоретическая часть. Жанры в живописи. Пейзаж. Классификация цветов и оттенков. Разнообразие растительного мира. Смешение красок. Приемы росписи по ткани.
Практическая работа. Пейзаж:сельский, городской, архитектурный, индустриальный пейзаж, к особой разновидности пейзажа относятся изображения водной стихии - морской(марина) и речной пейзажи.
Тема 4. Рисование натюрморта.
Теоретическая часть. Жанры в живописи. Натюрморт. Смешение красок. Классификация цветов и оттенков.
Практическая работа. Натюрморт: сюжетно-тематический; учебный; учебно-творческий; творческий.
Тема 5. Рисование фигуры и лица человека.
Теоретическая часть. Жанры в живописи. Портрет. Части тела. Пропорции лица и тела. Детали и декор костюма.
Практическая работа. Портрет: с одним человеком, групповой, декоративный.
Тема 6. Сюжетное рисование.
Теоретическая часть. Сюжетная композиция. Центр композиции. Образ несложной постройки и ее назначение. Изображение людей и животных в несложном взаимодействии. Отношение персонажей. Композиционное равновесие.
Практическая работа. Сюжетная композиция – иллюстрация к сказке. Выполнение творческих работ в технике граттаж на свободные темы.
Раздел III. Лепка – 30 ч.
Тема 1. Предметная лепка.
Теоретическая часть. История соленого теста. Технология подготовки теста к работе. Основы работы с солёным тестом. Окрашивание изделий из солёного теста. Сушка, склейка, хранение изделий из солёного теста.
Практическая работа. Изготовление поделок с использованием разных видов соленого теста, с применением вспомогательного материала (крупа, ткань, бумага). Лепка посуды
Тема 2. Лепка фигуры человека.
Теоретическая часть. Пропорции. Одежда и обувь. Детали костюма. Прическа и головной убор. Передача несложного движения.
Практическая работа. «Сказочный персонаж».
Тема 3. Сюжетная лепка.
Теоретическая часть. Изображение несложного взаимодействия персонажей в объеме. Передача движений и отношений персонажей.
Практическая работа. Сюжет из сказки.
Раздел IV. Аппликация – 30 ч.