Подвижная игра, ее определение и специфика

Подвижная игра с правилами — это сознательная, активная деятельность ребенка, характеризующаяся точным и своевремен­ным выполнением заданий, связанных с обязательными для всех играющих правилами. По определению П.Ф.Лесгафта, подвижная игра является упражнением, посредством которого ребенок гото­вится к жизни. Увлекательное содержание, эмоциональная насы­щенность игры побуждают ребенка к определенным умственным и физическим усилиям.

Специфика подвижной игры состоит в молниеносной, мгно­венной ответной реакции ребенка на сигнал «Лови!», «Беги!»,

«Стой!» и др.

Подвижная игра — незаменимое средство пополнения ребен­ком знаний и представлений об окружающем мире, развития мыш­ления, смекалки, ловкости, сноровки, ценных морально-волевых качеств. При проведении подвижной игры имеются неограничен­ные возможности комплексного использования разнообразных ме­тодов, направленных на формирование личности ребенка. В про-

цессе игры происходит не только упражнение в уже имеющихся навыках, закрепление их, совершенствование, но и формирова­ние новых качеств личности.

Поисками способов гармоничного развития детей занимались многие ученые России. Так, в созданной П.Ф.Лесгафтом системе физического воспитания основополагающим являлся принцип гар­моничного развития, а физические и духовные силы человека рас­сматривались как качественно различные стороны единого жиз­ненного процесса, позволяющего формировать людей «идеально-нормального типа». По мнению П.Ф;Лесгафта, гармоничное раз­витие возможно только при научно обоснованной системе физи­ческого образования и воспитания, в которой превалирует прин­цип осознанности. Осознанность движений обеспечивает возмож­ность рационально и экономично пользоваться ими, выполнять их с наименьшей затратой сил и с наибольшим эффектом, а также способствует духовному развитию человека.

Многочисленными исследованиями доказано, что характер, мысли, чувства человека отражаются в виде «мускульного панци­ря» на теле (М.Александер, В.Райх, М. Фельденкрайз и др.), по­этому для реализации задач гармоничного развития детей важно понять, как «действует» наше тело. Педагог должен научить детей двигаться естественно, грациозно, в соответствии с конституцией своего тела и индивидуальными способностями.

Гармоничное развитие происходит при целостной, комплекс­ной, сбалансированной реализации всех потенциальных возмож­ностей человека, а одностороннее развитие губительно для лич­ности, нередко граничит с психологической или физической бо­лезнью.

Свободу действий дошкольник реализует в подвижных играх, которые являются ведущим методом формирования физической культуры. В педагогической науке подвижные игры рассматрива­ются как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Глу­бокий смысл подвижных игр — в их полноценной роли в физичес­кой и духовной жизни, существующей в истории и культуре каж­дого народа. Подвижную игру можно назвать важнейшим воспита­тельным институтом, способствующим как развитию физических и умственных способностей, так и освоению нравственных норм, Правил поведения, этических ценностей общества.

Подвижные игры являются одним из условий развития культу-Pbi ребенка. В них он осмысливает и познает окружающий мир, в нИх развивается его интеллект, фантазия, воображение, форми­руются социальные качества. Подвижные игры всегда являются твор­ческой деятельностью, в которой проявляется естественная по­требность ребенка в движении, необходимость найти решение дви-

гательной задачи. Играя, ребенок не только познает окружающий мир, но и преображает его.

Дети младшего дошкольного возраста подражают в игре всему, что видят. Однако в подвижных играх малышей прежде всего нахо­дит отражение не общение со сверстниками, а отображение той жизни, которой живут взрослые или животные (они с удоволь­ствием летают, как «воробушки», взмахивают руками, как «ба­бочка крылышками», и т.д.). Стремление к одухотворению нежи­вой природы объясняется желанием ребенка придать изображае­мому в игре образу живой характер, а когда он вживается в образ, у него включаются механизмы эмпатии и, как следствие, форми­руются нравственно ценные личностные качества: сопереживания, соучастия, сопричастности. Благодаря развитой способности к имитации большинство подвижных игр детей младшего дошколь­ного возраста носят сюжетный характер.

На пятом году жизни характер игровой деятельности детей ме­няется. Их начинает интересовать результат подвижной игры, они стремятся выразить свои чувства, желания, осуществить задуман­ное, творчески отобразить в воображении и поведении накоп­ленный двигательный и социальный опыт. Однако подражатель­ность и имитация продолжают играть важную роль и в старшем дошкольном возрасте.

Для подвижных игр характерно наличие нравственного содер­жания. Они воспитывают доброжелательность, стремление к взаи­мопомощи, совестливость, организованность, инициативу. Кроме того, проведение подвижных игр сопряжено с большим эмоцио­нальным подъемом, радостью, весельем, ощущением свободы.

Различные по содержанию подвижные игры позволяют про­следить разнообразие подходов к поиску путей гармоничного раз­вития детей. Условно можно выделить несколько типов подвижных игр, которые по-разному способствуют всестороннему развитию дошкольников, несут в себе разную социальную направленность.

Играм типа «Ловишки» присущ творческий характер, основан­ный на азарте, двигательном опыте и точном соблюдении правил. Убегая, догоняя, увертываясь, дети максимально мобилизуют свои умственные и физические силы, при этом они самостоятельно вы­бирают способы, обеспечивающие результативность игровых дей­ствий, совершенствующие психофизические качества.

Игры, требующие придумывания движений или мгновенного прекращения действия по игровому сигналу, побуждают детей к индивидуальному и коллективному творчеству (придумыванию ком­бинаций движений, имитации движений транспортных средств, животных). Игры типа «Замри», «Стоп», «Море волнуется» требу­ют от играющих прекратить движение по соответствующему сиг-

Валу, при этом необходимо сохранить выражение лица и напря­жение мышц тела в таком положении, в котором они были застиг­нуты игровым сигналом. Одухотворенность и выразительность дви­жений в таких играх чрезвычайно важны.

Именно поэтому Г.Гюрджиев в своей школе гармонического развития широко использовал подобные игры. Он считал, что уп­ражнения, требующие по сигналу (команде) остановить движе­ние, сохраняя при этом выражение лица, напряжение мускулов тела, дают возможность чувствовать свое тело в таких положени­ях, которые непривычны и неестественны для него, и таким обра­зом расширить индивидуальный набор «штампа движений и поз». Он утверждал, что стиль движений и поз разных народов, клас­сов, эпох связан с характерными формами мыслей и чувств. Эта связь настолько тесна, что «человек никогда не может изменить ни образ мыслей, ни чувствования, не изменяя при этом реперту­ара своих двигательных поз». Доказывая, что автоматизм мыслей и чувств жестким образом связан с автоматизмом движений, Гюрд-жиев писал: «Мы не осознаем, до какой степени наша интеллек­туальная, эмоциональная и двигательная функции взаимосвяза­ны, хотя в отдельных случаях и можем наблюдать, как сильно наше настроение и эмоциональное состояние зависят от наших поз» [52, 1989, № 9]. Если человек намеренно принимает позу, связанную с чувством печали или уныния, то вскоре он действи­тельно почувствует печаль или уныние. Точно так же страх, равно­душие и отвращение могут быть вызваны путем искусственного изменения позы. Начатое движение прекращается в игре командой «стоп!». Тело становится неподвижным и замирает в положении, в котором оно никогда не находилось в обычной жизни. В новой, необычной для себя позе человек становится способным думать по-новому, чувствовать по-новому, знать себя по-новому. Разру­шается круг старого автоматизма.

Стоп-упражнение является одновременно упражнением для воли, внимания, мысли, для чувства и движения. В этих играх особое вни­мание уделяется выразительности придуманных детьми действий, которые активизируют психические процессы, осуществляют сен­сорные коррекции, ролевой тренинг, формируют психосоматичес­кую и эмоциональную сферы, развивая механизмы эмпатии. Дети Передают характер и образы персонажей игры, их настроения, вза­имоотношения. Они тренируют мимическую и крупную мускулату­ру, а это способствует выбросу эндерфинов (гормон радости), обес­печивающих улучшение состояния и жизнедеятельности организма.

Играм с мячом отводится особая роль. Известный немецкий Педагог Ф.Фребель, отмечая разностороннее воздействие мяча на Психофизическое развитие ребенка, подчеркивает его роль в раз-

витии координации движений, кисти руки, а следовательно, и в совершенствовании коры головного мозга. Он считал, что почти все, в чем нуждается ребенок для своего разностороннего разви­тия, ему дает мяч. Особо важное значение имеют игры, в которых действия ребенка с мячом сопровождаются соответствующими мо­менту и настроению словами и песнями.

В системе физического воспитания, разработанной П.Ф.Лес-гафтом, игры с мячом также занимают значительное место. Осо­бая роль отводится этим играм и в работах В.В.Гориневского, Е.А.Аркина, В.Н.Всеволодского-Гернгросса и др. Ребенок, играя, выполняет разнообразные манипуляции с мячом: целится, отби­вает, подбрасывает, перебрасывает, соединяет движения с хлоп­ками, различными поворотами и т.д. Эти игры развивают глазо­мер, двигательные координационные функции, совершенствуют деятельность коры головного мозга. По данным Лоуэна, отбивание мяча повышает настроение, снимает агрессию, помогает избавиться от мышечных напряжений, вызывает удовольствие. Удовольствие, по его мнению, — это свобода телодвижения от мышечной бро­ни, мышечного напряжения.

Игры с элементами соревновательности требуют правильного педагогического руководства ими, которое предполагает соблюде­ние ряда условий: каждый ребенок, участвующий в игре, должен хорошо владеть двигательными навыками (лазаньем, бегом, прыж­ками, метанием и т.д.), в которых он соревнуется. Этот же прин­цип является основополагающим в играх-эстафетах. Важно также объективно оценивать деятельность детей: при подведении итогов игры необходимо оценивать достижения ребенка по отношению к самому себе.

В играх типа «Жмурки», «Угадай по голосу» совершенствуются анализаторные системы, осуществляются сенсорные коррекции.

Таким образом, играя и реализуя различные формы активно­сти, дети познают окружающий мир, себя, свое тело, изобрета­ют, творят, при этом развиваются гармонично и целостно.

Наши рекомендации