Отчет – самоанализ по итогам практики
Таким образом, совестно с социальным педагогом мы провели исследование социальной направленности личности с помощью диагностических методик, которое выявило следующие особенности:
Наиболее выраженными акцентуациями характера подростков являются повышенный уровень тревожности, т.е. дети склонны к робости, нерешительности, чрезмерной подчиненности. Почти 50% испытуемых отметили неуверенность в себе, они также отмечают невысокий авторитет у сверстников. У нескольких подростков выражено честолюбие, стремление к доминированию, высокая конфликтность. Также у нескольких подростков наблюдается выраженная педантичность, что проявляется в высоком самоконтроле и предусмотрительности своих действий, можно также отметить серьезную настроенность на дело, твердая жизненная позиция. Некоторые испытуемые склонны к сильной привязанности к друзьям, глубоко переживают чужие проблемы.
В результате исследования ценностных ориентаций личности были выявлены четыре личностных типа подростков. Наиболее желательным является четвертый тип подростков. На втором месте стоит третий тип подростков. Третье место занимает второй тип подростков, на четвертом месте – первый тип подростков.
Опытно-экспериментальная работа по формированию социальной направленности включала лекции для родителей, лекционно-практические занятия с подростками, тренинговую работу с подростками, а также коллективно-творческую работу с подростками. Программа проводилась совместно с такими специалистами как психолог, социальный педагог, классный руководитель.
После проведения работы выяснилось, у некоторых подростков произошла переориентация жизненных ценностей. Так, для Марины стали важны такие ценности как продуктивная жизнь, эффективность в делах, высокие запросы. Для Кати и Оли стали важны такие ценности, как переживание прекрасного в природе и в искусстве, направленность на развитие и совершенствование человечества, на возможность творческой деятельности. Кроме того, девочки отметили такие качества, как терпимость к взглядам и мнениям других, умение прощать ошибки и заблуждения. Для Даши и Наташи стали важны личностные качества, способствующие социальной адаптации: наличие хороших и верных друзей, умение понять чужую точку зрения, уважение иных вкусов, обычаев, привычек, жизнерадостность
Практически у всех подростков можно отметить, повышение самооценки по таким показателям, как уверенность в себе, авторитет у сверстников, умственные способности. Результаты свидетельствуют о том, что подростки стали более раскованны, более контактны.
Таким образом, совместно с социальным педагогом была проведена работа с детьми, позволяющая решить одну из задач деятельности социального педагога - изучать интересы и потребности ребенка, индивидуальные особенности, создать с учетом этого более комфортные условия для их развития и реализации в социуме, помочь ребенку выбрать свое место в реальной жизни, причем такое, которое наиболее благоприятствует его становлению и росту, нацелив его на решение своих проблем.
Библиографический список
1. Кириченко А.В. Акмеологическое воздействие в профессиональной деятельности: теория, методология, технология // Дисс.докт.наук. М.: РАГС. 1999. С.46.
2. Бубнова С.С. Исследования индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности // Психологический анализ учебной деятельности. М., 1991. С.26-36.
3. Голфаст В.Б., Красноносенко Г.Ф. Структура жизненных ориентаций // Семья в крупном городе. Л., 1983. С.171-174.
4. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М., 1996. С.153.
5. Кон И.С. Психология ранней юности // Книга для учителя. М.: Просвещение. 1989. С.255.
6. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968. С.464.
7. Прихожан Л.М., Толстых Н.Н. Подросток в учебнике жизни. М.: Знание. 1990. С.80.
8. Журавлев А. Л. Психологические факторы физического и психического здоровья человека: (по материалам исследований ИП РАН) // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 3. - С. 107-117
9. Быков С. В. Диагностика локуса контроля личности в асоциальных подростковых группах // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 3. - С. 34-43.
10. Результаты исследования локуса контроля групп подростков с различной социальной направленностью // Психологический журнал. - 2004. - Т. 25, N 4. - С. 20- 24