Образование и пед.мысль в зап.европе просвещение. Локк, дидро, Гельвеция

В 17 веке Англия пережила буржуазную революцию, кот подготовила почву для промышленного переворота.Это была революция- наступление нового времени, господства буржуазии
Джок Локк (1632-1704) году в семье провинциального адвоката, принимавшего участие в революции. Получил среднее схоластическое образование в старинной Вестминстерской школе, он поступил затем в Оксфордский университет, преподавал греческого языка и литературы.

В своих трудах Локк стремился обосновать смену королевской власти и новое государственное устройство в Англии. Он отстаивал договорную теорию происхождения государства и теoрию «естественного права», доказывал, что люди сначала жили в естественном состоянии и были свободны и равны. В основном философском труде «Опыт о человеческом разуме» (1690) Локк стремился доказать, что в сознании человека нет «врожденных идей» и представлений, душа ребенка подобна «чистой доске». Из этого положения вытекала высокая оценка роли воспитания в развитии человека. Локк изложил свои педагогические взгляды в книге «Мысли о воспитании» (1693).
Воспитание джентльмена. Задачей воспитания он считал воспитание джентльмена, а не простого человека, — джентльмена, умеющего «вести «свои дела толково и предусмотрительно». Это — дворянин по происхождению, отличающийся «утонченностью в обращении», в то же время он должен обладать качествами буржуазного дельца, предприимчивого человека.
Настоящий джентльмен воспитывается дома.Огромное значение Локк придавал физическому воспитанию,предлагал тщательно разработанную, стоявшую на уровне науки того времени систему. «В здоровом теле — здоровый дух», — подчеркивал он. Необходимо поэтому с раннего детства закалить тело ребенка, добиться того, чтобы он легко переносил усталость, невзгоды, перемены. Локк подробно обосновывал значение строгого режима в жизни ребенка, давая советы об одежде, пище, прогулках, занятиях спортом. Правильно поставленное физическое воспитание способствует и выработке мужества и настойчивости.Свою мораль, как мы отмечали, Локк выводил из принципа пользы и интересов личности. Настоящий джентльмен — это тот, кто умеет достичь собственного счастья, но в то же время не препятствует в этом другим джентльменам. Поэтому поведение человека должно быть разумно, он должен уметь руководить своими страстями, быть дисциплинированным.Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Сначала «страх и уважение» должны дать власть воспитателю над поведением ребенка, а в более зрелые годы эту власть будут поддерживать «любовь и дружба». Главными воспитательными средствами всегда будут являться не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Воспитание привычек должно начинаться с самого раннего возраста. Нельзя добиться положительных результатов грубостью, насилием, необходимый результат дадут ласковые слова.Для правильного направления всего воспитательного процесса следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка, надо наблюдать за ребенком, когда он ничего не подозревает, для того чтобы «заметить его преобладающие страсти и господствующие наклонности. Джентльмена надо обучать чтению, письму, рисованию, родному языку, французскому языку, латинскому языку,географии, арифметике, геометрии, астрономии, хронологии, этике. Каждый из предлагаемых Локком предметов должен принести его воспитаннику определенную пользу, готовить его к жизни. Локк рекомендовал, чтобы воспитанник занимался каким-либо ремеслом .Воспитатель, занимаясь с ребенком, должен будить его интерес к учению, развивать его любознательность.

Философы-материалисты решительно выступали против феодальных государственных учреждений и против церкви, выковывали острое идеологическое оружие французской революции. Сочинения Дидро, Гельвеция, запрещались, конфисковывались, подвергались публичному сожжению властями, сами авторы нередко преследовались, зачастую принуждены были эмигрировать в другие страны.

Клода Адриана Гельвеция (1715—1771). В 1758 году вышла в свет знаменитая книга Гельвеция «Об уме». Власти осудили и запретили эту книгу, как направленную против религии и существующего строя. Книга была публично сожжена. Гельвеции уехал за границу и в это время написал новый труд — «О человеке, его умственных способностях и его воспитании» (издана в 1773 году).
Большое значение он придавал формированию человека под влиянием среды, общественно-политического строя, господствующего в стране. По словам Гельвеция, «новые и главные воспитатели юноши — форма правления государства, в котором он живет, и нравы, порождаемые у народа этой формой правления».
Гельвеции считал необходимым сформулировать единую цель воспитания для всех граждан. Эта цель заключается в стремлении к благу всего общества, к наибольшему удовольствию и счастью наибольшего количества граждан. Надо воспитывать патриотов, которые в состоянии объединить идею личного блага и «благо нации». Гельвеции утверждал, что все люди в равной мере способны к образованию, так как они рождаются с одинаковыми духовными способностями. Это утверждение «о природном равенстве людей» проникнуто демократизмом.Гельвеции считал, что человек формируется только под влиянием среды и воспитания. Гельвеций заявлял, что «воспитание нас делает тем, чем мы есть», и даже более: «Воспитание может все». Гельвеций полагал, что схоластическая школа, где одурманивают детей религией, не может воспитать не только настоящих людей, но и вообще здравомыслящего человека. Требуется поэтому коренным образом перестроить школу, сделать ее светской и государственной и уничтожить монополию привилегированной касты дворян на образование. Необходимо широкое просвещение народа, надо перевоспитывать людей.
Дени Дидро (1713—1784) Дидро придавал большое значение ощущениям, однако он не сводил к ним познание, а справедливо указывал, что большое значение имеет переработка ощущений разумом. Дидро высоко оценивал роль воспитания, однако в своих возражениях Гельвецию он не считал воспитание всемогущим. Он считает, что воспитанием можно достигнуть многого, однако воспитание развивает то, что дала ребенку природа. Путем воспитания возможно развить хорошие природные задатки и заглушить дурные, но лишь в том случае, если воспитание будет учитывать физическую организацию человека, его природные особенности. Дидро считал, что хорошие природные задатки имеются отнюдь не только у избранных; он, напротив, доказывал, что народ значительно чаще является носителем талантов, чем представители знати.
Он был сторонником просвещения широких народных масс, признавал его огромную освободительную роль. Так же как и Гельвеций, Дидро решительно критиковал французскую феодальную систему воспитания, подчеркивая, что начальные школы, находящиеся в руках духовенства, пренебрегают воспитанием детей из народа, а привилегированные средние школы классического типа воспитывают только отвращение к наукам и дают ничтожные результаты. Необходимо, чтобы в школах обучались все дети, вне зависимости от их социальной принадлежности. Школы должны быть изъяты из ведения духовенства и сделаны государственными. Начальное образование должно быть бесплатным и обязательным,.Дидро требовал решительной перестройки средней школы. Он выступал против засилья в средних школах классического образования, считал необходимым обеспечить в них преподавание на научных основах математики, физики, химии, естествознания, астрономии, настаивал на осуществлении реального образования.

Пед. Творчество русо

1712-1778. Известный философ, писатель. Родился в Швейцарии, в семье часовщика, не получил серьезного образования. Был переписчиком бумаг, музыкантом, домашним секретарем, слугой в барских домах. Путем упорного труда и самообразованием достиг разносторонних познаний. Известность пришла в 1749 г., когда он принял участие в конкурсе на лучшую работу по теме «Способствовал ли прогресс в науках и иск-вах улучшению нравов». Доказывает, что цивилизация испортила людей, в нецивилизов. об-ве люди более нравственные и счастливые. За свое сочинение удостоен премии Академии наук. 1755 –политич. трактат «Рассуждение об происхождении и основании неравенства между людьми». 1762 – «Общественный договор». В этих работах нашли отражение соц-политические взгляды Руссо. Он считает, что в результате цивилизации ч. потерял свободу, что тирания и гнет антизаконны, против власти короля. Власть должна принадлежать народу. По своим взглядам он ближе подошел к мелкой буржуазии, став ее идеологом, выразителем идей. После увлечения полит. идеями Р. пререходит к пед. проблемам, изложив свои пед. взгляды в «Эмиль, или о воспитании» (62): восп-е одно из действенных средств возрождения, оздоровления общества; цивилизация портит ч., воспитывать ребенка следует в дали то общ-ва, на лоне природы; противник школ, сторонник индивид. воспит-я ребенка, нет необходимости идеи тружеников, ремесленников, сама жизнь воспитывает их; задача воспит-я – подготовить свободного ч., живущего своим трудом, не испорченного возможностью присвоения результатов чужого труда.; без труда не может быть нормал. жизни, всякий праздный челове- есть вор. Труд неизбежная обязанность общественного ч.; в воспитании нуждаются лишь дети феодалов и аристократов, поэтому герой Эмиль из знатной семьи.; дети получают воспитании из 3 источников: от природы, она дает толчок к развитию способностей; от людей, люди приучают использовать свои способности; от вещей, вещи- опыт ч., полученный от взаимодествия с тем, что нас окружает.

Правильно такое образование в кот. в органичном единстве взамодействуют все факты.

Р. продолжает гуманистич. педагогику Коменского, основывая на принципе природосообразности, в толклвании этого Р. точен, он считает что реб. должен воспитываться сообразно природе реб., он вычленяет соц. сущность ч. Р. предлагает систему естеств. воспитания, кот. основана на необходимости следовать естеств. ходу развития р., учитывает его возраст. особенности. Особенностть естеств. воспит.- воспитатель не должен активно влмешиваться в процесс воспитания, его задача помочь р., принять то или иное решение, создавая пед. ситуации, способствующие формир. нужных нравсв. качеств. Р. сторонник воспит. свободного, в основе лежит уважение к личности р., стремление принять таким, каким его создала природа. В пед-ге Р. следовал за ходом развития р., кот. предопределено его индивид., природными особенностями. Система естеств. свобод. воспитания основывается на возрасной передиозации : Первый период — от рождения до 2 лет — это время, когда в центре внимания должно стоять физическое воспитание детей. Второй период — от 2 до 12 лет, по его выражению, период «сна разума», когда ребенок еще не может рассуждать и логически мыслить, когда следует развивать главным образом «внешние чувства», когда силы ребенка накапливаются для того, чтобы найти свой выход уже в более старшем возрасте. Третий период — от 12 до 15 лет, в эти годы широко развертывается умственное воспитание, удовлетворяются умственные запросы ребенка. Четвертый период — «период бурь и страстей» — с 15 лет до совершеннолетия, когда осуществляется преимущественно нравственное воспитание.

Соддержание:р. должен развив. свободно, вне запретов, быть закаленным, совершенствовать физически; дети не способны рассуждать, не нужно их учить, книги не нужны, главное- вовлекать р. в процесс взаимодействия с окр. миром, общения с природой дает возможность понять что надо подчиняться законам природы, уважать их. Метод воспит.- метод естеств. последствий; с 12-15 лет р. должен изучать окр. мир и окр. природу, его нужно обучать. Р. считал, что 1 из факторов, кот. побуждаю р. познавать окр. мир. –интерес, кот. нужно пробуждать и формировать. Интерес Р. рассматривал и как глав. критерий к выбору предметов обуч. Р. считал, что лишь самост. исследования довывания знаний приводит р. к тому, что его мыслит. деятельность активируется. Р. признает лишь естеств. наглядность, он против карт, глобусов. Надо активно приобщать воспитанника к труду, внушать, что труд не только воспит. средство, но и обществ. обязанность. Эмиль изучает столяр. ремесло, земледелие.; Нравств. воспит. Необходимо воспитывать добрые чув-ва, волю, намерения. На 16 г. жизни Эмиля можно возвращать его в город. Идея- развращенно об-во не страшно ему, в этом возрасте даются основы полового воспитания.

4 книги «Эмиля» посвещены воспитанию юноши, 1 кн.-воспитанию женщины. Героиня- Софи, невеста Эмиля. Консерватив. взгляд на воспит.женщины. Идеал .ж.-безропотное повиновение чужой воли. Интерес ж. должен сводиться к семье, быту, хоз-ву. Воспитание изящных жестов, манео, походки

Наши рекомендации