Из воспоминаний директора Ленинградской вспомогательной школы
I городская специальная школа для умственно отсталых детей была организована 1 сентября 1936г. после проведения в Ленинграде мероприятий, связанных с решением ЦК ВКП (б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Школа была организована в Дзержинском районе на базе 20-го детского дома и находилась на улице Чайковского, д. 45. В сентябре 1936 г. в школе было открыто 5 начальных классов. Данная школа-интернат в тот период была единственной школой для умственно отсталых детей в Ленинграде.
директор школы Д. Д. Ровный (1968)
На момент, когда первые декреты советской власти предписали кардинально преобразовать вспомогательную школу, население страны практически о ней не ведало — традиция повсеместного школьного обучения умственно отсталых детей в царской России не успела сформироваться. В 1920—1930-х гг. в силу неоднократно упоминавшихся объективных и субъективных причин развитие сети вспомогательных школ, особенно вдали от столичных городов, шло крайне медленно — региональная администрация воспринимала указания наркомпросов как досадное обременение. Вероятно, в силу этих обстоятельств на местах постановление «О педологических извращениях в системе наркомпросов» было истолковано расширительно и стало исполняться как никогда тщательно. Прежде свёрстанные планы по развитию сети вспомогательных школ забыли за ненадобностью, действующие учебные заведения в массовом порядке закрывались, точнее, меняли статус. Сохраняя прежний педагогический состав, многие продолжат действовать как общеобразовательные школы.
За последние 30 лет появилось немало публикаций, чьи авторы предлагают различные версии внешних и глубинных причин рождения постановления ЦК ВКП(б) «О педологических извращениях в системе наркомпросов». Не комментируя их, выскажем предположение, основанное на понимании связи между развитием практики помощи аномальным детям и социокультурным контекстом жизни страны. Не афишируемым, но подлинным побудительным мотивом могла стать стоимость специального образования. Анализируя историю западной специальной школы, мы убеждались, что идея её упразднения или перепоручения церкви и филантропам, как и перевода глухих и слепых детей в обычные классы, не раз приходила в голову первых лиц государства именно во времена затяжных экономических кризисов. Обучение ребёнка-инвалида всегда и везде обходилось казне ощутимо дороже обучения его нормально развивающегося сверстника.
Доля вспомогательных школ в сети специальных учебных заведений повсеместно многократно превышает сегмент школ для других категорий детей-инвалидов. Государство, а именно оно в первой половине XX в. продолжает финансировать школьное обучение умственно отсталых, должно иметь веские аргументы, дабы признать затраты оправданными. Одним из ключевых моментов заказчик считал комплектование вспомогательных школ, и если отбор в школы для глухих или слепых детей в XX в. не представлял ощутимых трудностей, то здесь дело обстояло иначе. Казалось бы, решение можно доверить диагностической службе, но та не располагала идеальным инструментом для точного разграничения тех, кто способен «взять» школьную программу, и тех, кто не сможет её освоить. Если диагностов заботил интеллектуальный потенциал испытуемого, то заказчика — размер затрат на обучение в специальной школе. Достаточно вспомнить опыт Германии.
Среди немецких земель одной из первых приняла закон об обязательном начальном обучении Саксония (1805). Следование по пути всеобуча привело его устроителей к неожиданным «открытиям», в общей массе учащихся обнаружилось немалое число детей, не способных работать наравне со всеми. Решить проблему попытались за счёт создания для неуспешных учеников специальных классов, получивших название «добавочных» или «вспомогательных». С 1859 по 1879 г. таковые классы появились в ряде саксонских городов. Местные власти пошли на существенные расходы, полагая, что после года-другого пребывания в специальном классе ученик сможет вернуться, как сказали бы сегодня, в общий поток. На самом деле из общей массы детей, посещавших «добавочные» классы, не более 5% сумели подтянуться к уровню нормально развивающихся сверстников и стать успешными в народной школе. Затратный для городской казны эксперимент власти признали неудачным, в силу чего опыт не получил развития, сыграв тем не менее судьбоносную роль в строительстве вспомогательной школы. Вопрос о причинах низкой эффективности «добавочных» классов побудил специалистов к поиску объяснений и в итоге привёл к выявлению из числа неуспевающих особой группы учеников — умственно отсталых, что, в свою очередь, заставило задуматься об изменении содержания и организационных форм обучения для новой категории учащихся.
Последнее десятилетие XIX в. ознаменуется появлением в образовательном ландшафте Германии особого маршрута, по которому поведут учеников с умственной отсталостью. К 1893/94 учебному году в 32 городах империи действовало 32 вспомогательных класса, с общим числом учащихся 2290 человек.
Права и обязанности земельных и городских органов управления народным образованием, администрации специальных школ, педагогов, учащихся и их родителей были законодательно закреплены. Нормативно-правовые акты регулировали взаимоотношения всех участников процесса специального образования. Вспомогательные школы не могли упраздняться или возникать по чьей-то прихоти, число учебных мест росло по мере выявления нуждающихся в специальном обучении. Обязанность организации вспомогательного обучения вменялась городским управам, таким образом, строительство сети вспомогательных школ в Германии явилось результатом совместной деятельности центральной и муниципальной властей. «Признавая, что в развитии этого нового дела руководящая роль должна быть сохранена за опытом педагогического персонала, который только с течением времени может привести к выработке основных положений, они отказываются от какого бы то ни было предварительного регламентирования школьных мероприятий в этой специальной области. Отдельными циркулярами министерство должным образом оценивает готовность городов на жертвы, которых от них требовало устройство вспомогательных школ, и выражает одобрение и согласие со всем, что в этой специальной области было ими предпринято».
В 1892 г. выходит нормативный акт, предписывающий открывать классы для ненормальных детей, которые не настолько беспомощны, чтобы направляться в приюты, но не могут учиться в обычных школах. Начиная с 1894 г. регулярно выходят распоряжения, «предписывающие производство статистических исследований вспомогательных школ», которые проводятся в 1894, 1896, 1900 и 1903 гг. Военное министерство и Министерство народного просвещения, земельные и городские органы управления образованием, все заинтересованные лица получают достоверную информацию, на основании которой становится возможным планировать и открытие новых учебных мест, и подготовку кадров.
Циркуляр 1894 г. содержал подробную инструкцию, касающуюся большого числа вопросов организации вспомогательного обучения, в частности, вводится обязательное ведение характеристик на учащихся. Ужесточаются требования к комплектованию дорого обходящихся казне вспомогательных школ, предписано направлять во вспомогательные классы только умственно отсталых детей, отсекая тех, кого, несмотря на плохие школьные знания, нельзя признать «ненормальными в умственном отношении», педагогически запущенных.
Официально определены цели и содержания работы вспомогательной школы:
- «...продвинуть развитие тех детей из народных школ, которые вследствие разных физических или психических причин не показали никаких успехов в нормальной школе, или получить в той же вспомогательной школе доступное для них первоначальное образование и подготовку для дальнейшей жизни;
- учить главным предметам по той же программе, как нормальных, считая обязательным предметом для мальчиков и девочек ручной труд. Для детей, страдающих недостатками речи, ввести специальный курс членораздельного произношения».
В 1904 г. Правление союза вспомогательных школ обратилось к правительству с просьбой издать циркуляр с чёткой формулировкой условий перевода детей во вспомогательную школу против воли их родителей.
К началу Первой мировой войны Германия обеспечила полный охват умственно отсталых детей школьным обучением, параллельно народным школам в стране действовала сеть школ вспомогательных. В 1910 г. 275 немецких городов располагали вспомогательными классами и школами, принявшими 35 тысяч детей, что составило 2,5% от общей численности учащихся народных школ.
Согласно немецким источникам, из общего количества выпускников вспомогательных школ 70—80% оказывались в состоянии прокормить себя собственным заработком, 12—20% могли зарабатывать и только 8—10% оставались полными иждивенцами. Организаторы и педагоги специальных школ выполнили задачу, поставленную государством, дети, не способные овладеть цензовой программой, благодаря особо организованному образованию становились трудоспособными гражданами, результат оправдывал бюджетные расходы.
Почти 40 лет понадобилось немцам, чтобы создать учебное заведение для умственно отсталых детей и подростков, удовлетворяющее заказчика (государство), учитывающее потенциальные возможности учащихся, обеспечивающее выпускника знаниями и ремесленными навыками и умениями, позволяющими ему жить собственным трудом. На примере Германии мы могли убедиться, что в четвёртом периоде правительство соглашается идти на дополнительные расходы при условии их окупаемости, а это возможно лишь в случае гарантированного нахождения выпускником своей ниши на рынке труда.
За краткую жизнь длиной в 10 лет российская вспомогательная школа, пытавшаяся взять за образец то немецкий, то швейцарский, то английский опыт, оставалась негосударственной и полностью зависела от педагогических пристрастий организатора и щедрости попечителей. Главной своей целью она видела не столько обучение грамоте, сколько призрение и нравственное развитие своих подопечных. Советская же вспомогательная школа, изначально отвергнув христианскую систему ценностей и цели предшественников, начинает оформляться в конце 1920-х гг. в атмосфере социального оптимизма и наивной веры в возможность исправления человеческой природы, в успех «перековки» морально, телесно и умственно
дефективных детей и подростков по образцу «нормы». Характеризуя ситуацию тех лет, X. С. Замский пишет «о преувеличенном оптимизме в оценке перспектив развития аномальных детей, о так называемом максимализме во взглядах на возможности «социального» воспитания этих детей».
Полтора десятка лет вспомогательная школа не может обрести твёрдый курс. В 1920-е гг. её основным контингентом считали педагогически запущенных беспризорников и детей с нарушением поведения, а потому «вся забота сводилась к материальному обеспечению воспитанников и их призрению». Необходимость обязательной учебной программы отрицалась, в круг главных учебных предметов входили «психическая ортопедия», «жизневедение» и «социальное воспитание». Вскоре «стало очевидным, что организация, содержание, методы воспитания дефективных детей, в какой- то степени находятся в противоречии с выдвинутыми государством новыми принципами воспитания». В середине 1920-х гг. возрастает доля трудового воспитания, правда, сводилось оно к урокам ручного труда и работе по самообслуживанию.
Комплектование советских вспомогательных школ поначалу происходило стихийно, первое официальное распоряжение — приказ Наркомпроса РСФСР «Об отборе детей во вспомогательные школы» — появится на свет в 1926 г., иными словами, о том, кого и чему следовало учить, сотрудники учреждений узнают от заказчика спустя 9 лет от начала своей практической деятельности. Даже этого единичного факта достаточно, чтобы оценить заинтересованность государства в организации школьного обучения умственно отсталых детей. По прошествии года, в 1927 г., Наркомпрос издаст два новых приказа: весной «Об усилении пионерской работы в школах глухонемых, слепых и умственно отсталых детей и подростков», осенью «О мероприятиях для усиления работы по воспитанию и обучению умственно отсталых, глухонемых и слепых детей и подростков». Оба документа настоятельно напоминают учителям специальных школ о том, что их первостепенная забота есть идейное воспитание подопечных. Собственно о целях, содержании работы, требованиях к учебным планам и программам вспомогательная школа узнаёт из инструктивного письма Главсоцвоса накануне 1928/29 учебного года. Теперь вспомогательной школе следовало перейти на работу по комплексным планам в целях её сближения со школой массовой.
В 1930-е гг. «вспомогательная школа была охвачена социалистическим соревнованием, движением ударничества. Возможности многих детей не соответствовали предъявляющимся к ним высоким требованиям. Непосильная для этих детей активизация приводила к формализму в работе вспомогательной школы».
В 1932 г. решением Коллегии Наркомнроса РСФСР вспомогательная школа преобразуется во вспомогательную фабрично-заводскую семилетку (ВФЗС), продолжительность обучения увеличивается с пяти до семи лет, пересматривается структура учебного заведения, учебный план ВФЗС предлагается строить на основе учебного плана массовой школы. Как мы видим, заказчик — правительство — не учитывает силы и потенциальные возможности учеников, квалификацию педагогов, состояние материально-технической базы учебных заведений. Поручая ВФЗС обеспечить умственно отсталым учащимся политехническое воспитание, работники Наркомпроса без раздумий идут на пересмотр содержания образования, новая учебная программа во многом совпадает с учебной программой массовой школы, в частности, «включает значительный объём знаний из алгебры, физики, химии, тригонометрии».
Разумеется, в стране были люди, сохранявшие здравый смысл в оценке ситуации. Так, профессор психологии Н. А. Коновалов за 3 года до выхода известного постановления указывал на «нездоровые тенденции игнорирования своеобразных особенностей вспомогательной школы по сравнению с нормальной». Причиной непонимания, игнорирования специфики задач, стоящих перед вспомогательной школой, по мнению учёного, являлась неправильность её комплектования. Об этом же в программной статье «К спорным вопросам вспомогательной школы» писал в 1931 г. И. И. Данюшевский: «Возникает вопрос, насколько объективны условия и методы отбора детей, направляемых во вспомогательные школы. <...> Нет ли смешения понятий умственной отсталости и педагогической запущенности — смешения, приводящего во вспомогательную школу значительный процент педагогически запущенных, физически ослабленных, заторможенных и замедленных в культурном развитии детей. <...> То обстоятельство, что вспомогательная школа насыщена детьми, укладывающимися в большинстве своём в... понятие «субнорма», естественно поставило вопрос о характере работы самой вспомогательной школы. Как и следовало ожидать, такие школы убедились на практике в возможности значительного расширения тех программных рамок, которые определены для вспомогательной школы, причём там, где процент этих детей оказался подавляющим, сочли возможным даже поставить знак равенства между вспомогательной и так называемой нормальной школой, как в смысле объёма программного материала, так и сроков его прохождения». Предупреждения, прозвучавшие из уст специалистов, заказчиком были проигнорированы. От учёных начальственное ухо соглашалось слышать исключительно «научное обоснование» уже принятых или принимаемых административных решений.
Итак, за недолгие 15 лет своего существования советской вспомогательной школе пришлось неоднократно менять состав учеников, структуру, программы и учебные планы, что не позволяло приблизиться к желанной цели. Педагоги искренне старались исполнять указания, звучавшие с «капитанского мостика», но генеральный курс периодически менялся, да и учительский состав не отличался профессиональным мастерством. Составить представление о качестве обучения помогают данные об образовании самих педагогов: «...в 1932 году из 1700 учителей вспомогательных школ только 11% имели высшее образование», процент педагогов с высшим дефектологическим образованием оставался ещё ниже.