Состояние института социальных педагогов в России

Проведённые исследования показали: институт социальных педагогов в России развивается поступательно, но неравномерно как в разных регионах страны, так и в муниципальных образованиях. Его развитие во многом зависит не столько от состояния финансово-экономического обеспечения региона, сколько от позиции руководителей областных и районных управлений образования и социальной защиты, их понимания важности и значимости социально-педагогической деятельности с детьми и их семьями.

В регионах, где поддерживается развитие института социальных педагогов, имеют место различные новации социально-педагогического характера. К примеру, такие инновации, как мониторинг кадрового обеспечения института социальных педагогов (опыт Вологодской области); развитие социокультурных центров на селе, в каждом из которых представлен социальный педагог (опыт Курганской области); введение специализаций социальных педагогов, актуальных для региона (к примеру, в Пряжинском районе Республики Карелия один из социальных педагогов центра психолого-медико-социального сопровождения детей специализируется на социально-педагогическом сопровождении приёмных семей и работе с кровными семьями, в которых родители лишены родительских прав); инновационные формы повышения квалификации социальных педагогов.

В ходе проведённых исследований зафиксирован факт работы социальных педагогов в различных учреждениях социальной сферы: в учреждениях образования различного типа (дошкольные образовательные учреждения, гимназии, лицеи, общеобразовательные, вечерние школы, учреждения дополнительного образования, Центры психолого-медико-социального сопровождения детей, школы-интернаты, детские дома, коррекционные школы-интернаты, техникумы, колледжи), а также в социальных учреждениях (центры помощи семье и детям, социально-реабилитационные центры для несовершеннолетних, реабилитационные центры для детей и подростков с ограниченными возможностями, комплексные центры социального обслуживания, дома-интернаты для лиц с умственной отсталостью и пр.). В Свердловской области, к примеру, социальные педагогии работают не только в учреждениях образования и социальной защиты, но и в отдельных клубах по месту жительства. В Костромской области социальные педагоги, помимо учреждений образования, социальной защиты, работают также в ряде сельских администрациях.

Поднимем ряд существенных проблем, касающихся развития профессии «социальный педагог» в Российской Федерации.

• Проблема взаимоотношения власти и социальных педагогов. Типичные ситуации: власть вообще ничего не знает о таких специалистах; власти неудобны эти специалисты, так как они информируют власть о проблемах, которые нужно, но трудно решать; власть знает об этих специалистах, но считает их работу внутренним делом учреждений образования и социальной защиты; власть знает об этих специалистах и максимально их поддерживает.

Наблюдения практиков показывают: предъявление органам местного самоуправления, педагогической и родительской общественности положительного опыта работы социальных педагогов позволяет не только сохранить данных специалистов в системе образования, но и улучшить положение семей с детьми, оказавшимися в социально опасной ситуации.

Аннотация:…

• Отношение директоров школ к профессии социального педагога, актуальная для современной практики проблема. Распространённые ситуации: а) руководство школы знает об этих специалистах и максимально их поддерживает; б) руководство школы знает о социальных педагогах, но нормативно-подушевое финансирование школы, в основном сельской малочисленной, не позволяет иметь их в штате школы; в) руководство школы сознательно не стремится иметь этих специалистов в штате школы, так как они, по мнению директоров школ, не работают непосредственно на образовательный процесс; г) руководство школы смутно представляет себе работу социального педагога.

Сложность работы социального педагога на селе заключается в том, что он работает не столько с учащимися школы, сколько со взрослыми, от которых зависит положение ребенка. Эта ситуация дает повод руководителям образовательных учреждений судить о деятельности социального педагога, который, по их по мнению, выполняет функции, несвойственные школе. Такая ситуация вынуждает руководителей образовательных учреждений сокращать данную должность в штатном расписании. Особенно сложно приходится педагогическим коллективам малочисленных школ, расположенных в отдаленных населенных пунктах. Как правило, там никогда и не было подобной должности среди работников учреждений образования. Хотя, заметим, именно на периферии, в российской глубинке семьи, оказавшиеся в социально опасном положении, особо нуждаются в посреднике, способном оказать им квалифицированную социально-педагогическую помощь.

Аннотация:…

Наши рекомендации