ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Грамматический строй речи

Грамматический строй речи

Образование существительных с уменьшительно-ласкатель­ными суффиксами «Назови ласково» (детям от 5 лет)

Дождь — дождик, дождичек, солнце — солнышко,

лужа — лужица, дерево — деревце,

ветер — ветерок, лист — листок, листик, листочек,

туча — тучка, лес — лесок,

сад — садик, птица — птичка.

Образование множественного числа существительных в родительном падеже «Один — много» (детям от 6 лет)
Месяц — месяцев, дерево — деревьев,

дождь — дождей, фрукт — фруктов,

лужа — луж, овощ — овощей,

урожай — урожаев, листья — листьев,

сад — садов, птица — птиц,

огород — огородов, слякоть — слякоти,

зонт — зонтов, лес — лесов.

Согласование существительного и прилагательного «Скажи со словом "осенний"»

Небо (какое?) — осеннее,

ветер (какой?) — осенний,

аллея (какая?) — осенняя.

Упражнение продолжают со словами: солнце, туча, дождь, цве­ты, лес, погода, сапоги, день, утро, пальто.

Образование качественных прилагательных «Назови, какая погода?»

Какая погода бывает осенью, если идет дождь? — дождливая,

... дует ветер — ветреная;

если на улице холодно, какая погода? — холодная;

если пасмурно — пасмурная,

... сыро — сырая,

... хмуро — хмурая,

... солнечно — солнечная,

... ясно — ясная.

Образование множественного числа глаголов, существи­тельных и прилагательных «Один — много» (скажи по об­разцу) (детям от 5 лет)

Наступил осенний день — наступили осенние дни,

на дереве желтый лист — на деревьях желтые листья,

плывет темная туча — плывут темные тучи,

стоит большое дерево — стоят большие деревья,

идет холодный дождь — идут холодные дожди,

дует сильный ветер — дуют сильные ветры,

висит теплая куртка — висят теплые куртки,

летит птичья стая — летят птичьи стаи.

Лексический строй речи

Пересказ рассказа «Осень» (детям 6—8 лет)

После лета наступает осень. Листья на деревьях, кустах жел­теют, краснеют, опадают. Небо часто покрыто тучами, идут дож­ди. Они не такие, как летом, — теплые и сильные, а мелкие и холодные.

В начале осени еще много теплых дней, солнышко еще греет, в цветниках много цветов. Это золотая осень. Кругом красиво. К концу осени солнечных дней мало, солнце греет плохо, стано­вится холодно. Вода от холода замерзает, иногда выпадает снег, но от дневного тепла он тает. Почти все деревья стоят голые, цветы завяли. Становится холодно, поэтому птицы улетают на юг. Это перелетные птицы. Животные тоже готовятся к зиме. Одни укладываются спать на всю зиму, сделав за лето запасы жира (медведь, еж, барсук), другие меняют шубку на более теп­лую (заяц, белка), многие животные запасают корм на зиму (белки, мыши).

Насекомые прячутся в старые пни, коряги, забираются под кору. В лесу тихо и пустынно.

Осенью убирают урожай: овощи на огороде, фрукты — в саду.

Люди одеваются теплее: надевают куртки, шапки, теплые шта­ны, кофты, покрывают голову платочками, обувают сапоги, бо­тинки.

Поиск антонимов «Скажи наоборот»

Осень ранняя — осень поздняя,

день веселый — день грустный,

день солнечный — день пасмурный,

облако белое — туча черная,

... холодная — жаркая,

... хорошая — плохая.

Поиск соответствующего понятия «Я начну, а ты закончи»

Люди осенью одеты, (во что?) — ... ;

школьники идут с портфелями (куда?) — ... ;

листья на деревьях стали (какими?) — ... ;

цветы на клумбах (что сделали?) — ... ;

птицы улетают (куда?) — ... ;

звери делают на зиму (что?) — ... ;

люди собирают в лесах, садах, на полях и огородах (что?) — ....

Построение монолога «Расскажи об осени по плану»:

1) когда наступает осень;

2) осенние месяцы;

3) приметы осени в природе;

4) красота золотой осени;

5) что делают птицы и животные осенью;

6) труд человека в осенний период;

7) осенняя одежда.

Поиск фактических ошибок «Исправь ошибки» (детям от 6 лет)

Лето прошло, и наступила осень. Подули холодные ветры, завя­ли цветы, на деревьях распустились листочки. Звери стали делать запасы на зиму: ежик — мед, белка — орешки, медведь — капусту, лисичка — яблоки. С юга прилетели птицы.

Дети надели панамки и вышли гулять во двор. Они играли в прятки, лепили снеговика и кормили крошками птиц.

МИНУТКА ОТДЫХА

Осень наступила, высохли цветы,

И глядят уныло голые кусты.

Вянет и желтеет травка на лугах.

Только зеленеет озимь1 на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит.

Ветер в поле воет, дождик моросит.

Воды зашумели быстрого ручья.

Птички улетели в теплые края.

А.Н. Плещеев

Утром мы во двор идем —

Листья сыплются дождем,

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят. (Осень.)

Сухой — клин, мокрый — блин. (Зонтик.)

Меня часто зовут, дожидаются,

А приду — от меня укрываются. (Дождик.)

Листья желтые летят,

Под ногами шелестят.

Солнце уж не припекает.

Когда все это бывает? (Осенью.)

Все деревья облетели,

Зеленеют только ели,

Днем и ночью дождик льет,

Грязь и лужи у ворот. (Осень.)

Игра «Здравствуй, осень!»

Ведущий Здравствуй, осень!

Дети водят хоровод.

Здравствуй, осень!

Хорошо, что ты пришла.

У тебя мы, осень, спросим,

Что в подарок принесла?

Имитируют приготовление пи­рогов.

Принесла я вам муки —

Дети Значит, будут пироги.

В едущий Принесла вам гречки —

Дети Каша будет в печке.

Имитируют резание овощей.

Ведущий Принесла вам

овощей —

Дети И для супа, и для щей.

Ведущий Рады ли вы грушам?

Разводят руки, показывая коло­ду меда.

Дети На зиму насушим.

Ведущий Принесла и меду —

Дети Полную колоду!

Ведущий: А уж яблоки —

что мед! На варенье, на компот.

Дети: Ты и яблок, ты и меду,

Ты и хлеба припасла,

А хорошую погоду

Нам в подарок принесла?

В едущий: Дождику вы рады?

Дети: Не хотим, не надо! Кто

од дождик попадет Тот сейчас

водить пойдет. Убегают, «прячутся от дож­дя».

Осенние листочки

Мы листики осенние,

На ветках мы сидим.

Дунул ветер — полетели.

Мы летели, мы летели

И на землю тихо сели,

Ветер снова набежал

И листочки все поднял.

Повертел их, покрутил

И на землю опустил.

Дети сопровождают стихотворение соответствующими дви­жениями.

ТЕМА «ПЕРЕЛЕТНЫЕ ПТИЦЫ»

ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Дети (6—8 лет) должны знать:

— названия водоплавающих, болотных, диких лесных перелет­ных птиц;

— понятие «перелетные птицы» (уметь объяснить);

— куда улетают птицы, почему;

— части тела птицы, чем оно покрыто (различать птиц по внешнему виду, образу жизни);

— голоса, повадки птиц, их жилье.

Расширение словарного запаса детей:

названия: грач, жаворонок, скворец, скворчиха, гусь, гусыня, утка, селезень, ласточка, соловей, лебедь, кукушка, трясогузка, стриж, аист, цапля, журавль, вершина, дерево, сад, лес, роща, ветка, пруд, река, озе­ро, болото, гнездо, яйца, скворечник, птенцы, корм (семена, ягода, рыба, лягушка), перелет, крик, туловище, длина ног, клюв, длина шеи, кры­лья, оперенье, хвост, голова, глаз, лапки, перепонки, стая, косяк, клин, караван;

признаки: перелетные, водоплавающие, болотные, лесные, дикие, хищные, быстрые, проворные, голосистые, трудолюбивые, веселые, дружные, задорные, звонкие, заботливые, черный, белый, крупный, мелкий, певчие, прожорливые, острый, длинный, короткий, пушис­тый, болотные, важный, гордый, длинноногий, высокий, долгий, труд­ный, тяжелый, изогнутая, выгнутая, сплющенный, треугольный;

действия: летать, возвращаться, кормить, выводить, вить, клевать, вылавливать, заглатывать, щебетать, крякать, курлыкать, заливаться, гоготать, шипеть, садиться, прыгать, ходить, пить, ловить, кружить, парить, опускаться, взлетать, нырять, грести, подгребать, чистить.

Наши рекомендации